Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 00:28, реферат
Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Деятельность людей в любой ее форме (научная, практическая и т.д.) определяется целым рядом факторов. Конечный ее результат зависит не только от того, кто действует (субъект) или на что она направлена (объект), но и от того, как совершается данный процесс, какие способы, приемы, средства при этом применяются. Это и есть проблемы метода.
Вопрос 6.Суть методологических основ психологического исследования и их реализации в педагогической психологии.
Каждая наука, в том числе и педагогическая психология, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.
Деятельность людей в любой
ее форме (научная,
История и современное
Методология - система принципов и способов организации, построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
Понятие "методология" имеет два основных значения: а) система определенных способов и приемов, применяемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.); б) учение об этой системе, общая теория метода, теория в действии.
Методология:
учит, как надо действовать ученому или практику, чтобы получить истинный результат;
исследует внутренние механизмы, логику движения и организации знания;
выявляет законы функционирования и изменения знания;
изучает объяснительные схемы науки и т.п.
В вою очередь, теория - это совокупность взглядов, суждений, умозаключений, представляющих собой результат познания и осмысления изучаемых явлений и процессов объективной действительности.
Тот или иной научный подход
и методологические принципы
реализуются в конкретно-
Основная функция метода - внутренняя
организация и регулирование
процесса познания и
В свою очередь, методы
Пример. Рассмотрим "треугольник"
взаимосвязи методологии,
В советский период развития отечественной педагогической психологии, как и психологии в целом, был обусловлен превалированием диалектико-материалистического подхода к пониманию сущности явлений действительности.
Суть его выражалась:
в представлении
о первичности материи и
представлении о движущих силах развития окружающей действительности и психики;
понимании единства внешней, материальной деятельности и внутренней, психической;
осознании
социальной обусловленности развития
психики человека.
Следовательно, одним из важнейших методов исследования в области психологии, в частности педагогической психологии, был метод эксперимента. С помощью этого метода проверяются гипотезы каузального, т.е. причинно-следственного, характера. Особую популярность получила в то время такая разновидность эксперимента как формирующий эксперимент. Поэтому активно разрабатывались различные программы формирующего эксперимента, коррекционно-развивающие учебные программы и т.п. (см. Хрест. 2.1).
Основу гуманистической
Вопрос
7. Классификация
методов психолого-
При изучении педагогических явлений применяются различные методы исследования.
Метод - в самом общем значении- способ достижения цели, представляющий собой определенным образом упорядоченную деятельность. Для ведения педагогических исследований обычно применяется ряд общенаучных и специальных методов, рассматриваемых здесь в соответствии с двумя направлениями научного поиска, часто совпадающими с двумя этапами в научно-исследовательской работе. Речь идет о: методах работы с литературой;методах исследования реально существующего или специально организуемого практического опыта.
Как правило, исследование любой педагогической проблемы начинается с изучения литературы. Работа с литературными источниками предполагает использование таких общенаучных методов, как составление библиографии, аннотирование, реферирование, конспектирование, выписывание данных и цитат. Выбор метода работы с литературными источниками зависит от цели работы: некоторые книги и статьи внимательно изучаются, другие - просто прочитываются, третьи - лишь просматриваются.
Библиография - перечень литературных источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой. В случае наличия в библиотеке значительного числа работ по проблеме отбирается литература с учетом года издания, авторитетности, известности в науке автора, издательства, общей направленности работы (определяемой пока по заглавию). Решение о том, как работать с литературным источником, принимается уже после непосредственного ознакомления с книгой или статьей.
Общее
содержание ее может найти отражение
в краткой записи- аннотации, дающей
общее представление о
Конспектирование предполагает ведение достаточно подробных записей. Проводится оно для вычленения главных идей и положений, развиваемых в работе. В ряде случаев представляется необходимым сделать лишь отдельные выписки фактических или цифровых данных или цитат, дословных выражений или определений, даваемых самим автором.
Все виды работы с книгой требуют очень четкого оформления основных данных: обязательной записи фамилии и инициалов автора, названия работы, издательства (или для статьи- названия журнала, газеты), места и года издания (для периодики- номера журнала или даты опубликования в газете).
Изучение
литературы (всех ее видов или только
части их) необходимо для более
четкого представления
Огромное
значение для решения большинства
проблем педагогики имеет изучение
реально складывающегося
Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь вооружается конкретным фактическим материалом или данными. Для того, чтобы внимание исследователя не рассеивалось и было сосредоточено, прежде всего, на особо интересующих его сторонах наблюдаемого явления, заранее очень тщательно разрабатывается программа наблюдения, четко выделяются объекты наблюдения, предусматриваются способы регистрации тех или иных ожидаемых событий. Часто наблюдение дополняется беседой.
Беседа
применяется как
При анкетировании - методе массового сбора информации с помощью анкет - ответы на вопросы записывают те, кому адресованы анкеты. Как правило, анкетирование применяется на заключительном этапе исследования и имеет целью получение таких данных, которые исследователь не может получить другим путем.
Эффективность беседы, интервьюирования, анкетирования - трех основных методов выявления суждений, отношений, оценок и сбора другого интересующего исследователя фактического материала - во многом зависит от содержания и формы задаваемых вопросов, тактичного объяснения их цели и назначения. В частности, рекомендуется, чтобы вопросы были посильными, однозначными, краткими, ясными, объективными, т.е. не содержали бы в скрытом виде внушения, вызывали бы интерес и желание отвечать и т.п.
Другой
метод сбора фактических данных
- изучение педагогической документации,
характеризующей учебно-воспитательный
процесс в том или ином учебном заведении
(журналов учета успеваемости, посещаемости,
личных дел и медицинских карт обучаемых
и т.д.). В этих документах зафиксированы
многие объективные данные, помогающие
установить ряд характеристик, причинные
связи, выявить некоторые зависимости.
Изучение письменных, графических творческих
работ обучаемых является методом, вооружающим
исследователя ценными данными, характеризующими
индивидуальность каждого обучаемого,
его отношение к работе, наличие тех или
иных способностей.
Наиболее
важный этап в работе с применением
указанных выше методов - анализ и
научная интерпретация
Однако
для того, чтобы судить об эффективности
тех или иных педагогических взаимодействий
или ценности методических находок,
сделанных практическими