Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:14, реферат
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Готовя учащегося профтехучилища к будущей деятельности рабочего, необходимо учитывать требования, предъявляемые к нему в условиях не только ученья, но и практической работы. Хорошо известно, что не все, кто хорошо учится, будут потом хорошо работать. Только понимая психологические требования, которые предъявляет определенная профессия к учащемуся как к будущему рабочему, можно оценить его профессиональные способности.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
Изучение профессиональных способностей нужны для того, чтобы их дальнейшее формирование было целенаправленным.
Профессиональные способности учащихся должны формироваться всем педагогическим коллективом и всей системой учебно-воспитательной работы в различных видах деятельности и с первых дней профессионального обучения.
На формирование профессиональных способностей благотворное влияние оказывают: интерес учащихся к избранной профессии и учебным предметам; организованность учебного процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями; успешность теоретических занятий и производственных упражнений; хорошо подготовленные, организованные и оставляющие хорошие впечатления экскурсии на базовое предприятие; встречи со знатными рабочими данной профессии, особенно с бывшими выпускниками училища, умеющими увлекательно рассказывать о своей работе; систематичность учебного процесса, в частности производственных упражнений; воспитание уверенности в успешности овладения профессий и стремления к преодолению трудностей; стимулирование активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебной и производственной работы.
Чем
сильнее педагог сумеет заинтересовать
учащегося выбранной им профессией,
тем легче ему будет
Успех окрыляет любого человека, тем более подростка, юношу или девушку. Успех в делах вызывает уверенность в своих силах и способностях, пробуждает активность и стремление к самостоятельности в работе. Поэтому, стараясь стимулировать интерес и воспитать у учащихся дисциплинированность, активность и самостоятельность, положительно влияющие на формирование профессиональных способностей, преподаватели должны так обучать учащихся и руководить их учебной деятельностью, чтобы у каждого успехи преобладали над неудачами.
Стимулирование интереса учащихся к профессии и их организованность, активность и самостоятельность в учебном процессе имеют большое значение в формировании профессиональных способностей и превращении их в призвание. Но сам процесс этого формирования осуществляется во время выполнения учащимися учебных, производственных и тренировочных упражнений, а также производственных работ в учебных мастерских и на предприятиях.
Упражнения, развивающие профессиональные способности, начинаются на теоретических занятиях в виде решения различного рода технологических задач и продолжаются в учебных мастерских в виде операционных, комплексных и тренировочных упражнений. Наблюдая за деятельностью учащегося, преподаватель видит, что у него получается удачно и что не получается, в чем и какие он допускает ошибки. Выявляя причины успехов и неудач, он может определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащегося, и в зависимости от этого целенаправленно планирует дальнейшую работу.
Заставляя учащегося анализировать свои действия, вскрывать причины допущенных им отклонений, неточностей и ошибок, а потом вносить поправки в свои действия, преподаватель тем самым формирует его профессиональные способности. Точнее говоря, развивает свои способности сам учащийся собственной практической, умственной и физической работой, а преподаватель только управляет этой его деятельностью. Но успех формирования профессиональных способностей учащегося зависит главным образом от этой управляющей деятельности педагогов.
Наблюдая за деятельностью учащегося и стараясь вскрыть причину его неудач, преподаватель должен различать незнание, неумение, неразвитость навыков и неспособность выполнять эти неудающиеся действия.
Незнание обнаруживается в объяснении и показе учащимся правил и порядка выполнения действий. Неумение можно вскрыть показом действий преподавателем и повторением их учащимся. Если при этом учащийся заметно улучшает качество действий — значит, он не умел их выполнять.
Неразвитость
навыков сказывается в
Неспособность
выражается в стойкости ошибок, в
систематическом его повторении
без заметного улучшения