Сущность способностей

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2010 в 18:14, реферат

Описание работы

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Работа содержит 1 файл

СУЩНОСТЬ СПОСОБНОСТЕЙ.doc

— 59.00 Кб (Скачать)

     Готовя  учащегося профтехучилища к будущей  деятельности рабочего, необходимо учитывать  требования, предъявляемые к нему в условиях не только ученья, но и  практической работы. Хорошо известно, что не все, кто хорошо учится, будут потом хорошо работать. Только понимая психологические требования, которые предъявляет определенная профессия к учащемуся как к будущему рабочему, можно оценить его профессиональные способности.

ФОРМИРОВАНИЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

     Изучение  профессиональных способностей нужны  для того, чтобы их дальнейшее формирование было целенаправленным.

Профессиональные  способности учащихся должны формироваться  всем педагогическим коллективом и  всей системой учебно-воспитательной работы в различных видах деятельности и с первых дней профессионального обучения.

     На  формирование профессиональных способностей благотворное влияние оказывают: интерес  учащихся к избранной профессии  и учебным предметам; организованность учебного процесса и обеспеченность необходимыми учебными пособиями; успешность теоретических занятий и производственных упражнений; хорошо подготовленные, организованные и оставляющие хорошие впечатления экскурсии на базовое предприятие; встречи со знатными рабочими данной профессии, особенно с бывшими выпускниками училища, умеющими увлекательно рассказывать о своей работе; систематичность учебного процесса, в частности производственных упражнений; воспитание уверенности в успешности овладения профессий и стремления к преодолению трудностей; стимулирование активности и самостоятельности учащихся в выполнении учебной и производственной работы.

     Чем сильнее педагог сумеет заинтересовать учащегося выбранной им профессией, тем легче ему будет формировать  его профессиональные способности и тем лучше эти способности будут формироваться. Особенно большое значение в развитии интереса учащихся имеют их первые впечатления от занятий спецтехнологией и уроков производственного обучения. Первые впечатления всегда яркие и хорошо запоминающиеся. Учащийся приходит на занятия с множеством вопросов, которые он должен для себя уяснить. От того, какое впечатление у него останется от первых занятий, будет зависеть его отношение к профессии, училищу, учебным предметам, к преподавателям и мастеру. Вот почему первые занятия с учащимися нового набора требуют особо тщательной подготовки.

     Успех окрыляет любого человека, тем более  подростка, юношу или девушку. Успех  в делах вызывает уверенность  в своих силах и способностях, пробуждает активность и стремление к самостоятельности в работе. Поэтому, стараясь стимулировать интерес и воспитать у учащихся дисциплинированность, активность и самостоятельность, положительно влияющие на формирование профессиональных способностей, преподаватели должны так обучать учащихся и руководить их учебной деятельностью, чтобы у каждого успехи преобладали над неудачами.

     Стимулирование  интереса учащихся к профессии и  их организованность, активность и  самостоятельность в учебном  процессе имеют большое значение в формировании профессиональных способностей и превращении их в призвание. Но сам процесс этого формирования осуществляется во время выполнения учащимися учебных, производственных и тренировочных упражнений, а также производственных работ в учебных мастерских и на предприятиях.

     Упражнения, развивающие профессиональные способности, начинаются на теоретических занятиях в виде решения различного рода технологических  задач и продолжаются в учебных  мастерских в виде операционных, комплексных  и тренировочных упражнений. Наблюдая за деятельностью учащегося, преподаватель видит, что у него получается удачно и что не получается, в чем и какие он допускает ошибки. Выявляя причины успехов и неудач, он может определить, какие способности или неспособности влияют на деятельность учащегося, и в зависимости от этого целенаправленно планирует дальнейшую работу.

     Заставляя учащегося анализировать свои действия, вскрывать причины допущенных им отклонений, неточностей и ошибок, а потом вносить поправки в  свои действия, преподаватель тем  самым формирует его профессиональные способности. Точнее говоря, развивает свои способности сам учащийся собственной практической, умственной и физической работой, а преподаватель только управляет этой его деятельностью. Но успех формирования профессиональных способностей учащегося зависит главным образом от этой управляющей деятельности педагогов.

     Наблюдая  за деятельностью учащегося и  стараясь вскрыть причину его  неудач, преподаватель должен различать  незнание, неумение, неразвитость навыков  и неспособность выполнять эти неудающиеся действия.

     Незнание  обнаруживается в объяснении и показе учащимся правил и порядка выполнения действий. Неумение можно вскрыть  показом действий преподавателем и  повторением их учащимся. Если при  этом учащийся заметно улучшает качество действий — значит, он не умел их выполнять.

Неразвитость  навыков сказывается в медлительности действий и в нехватке внимания (учащийся что-либо упускает, не успевает своевременно выполнить), но при последующих повторениях  этих действий темп выполнения, хотя и медленно, возрастает.

Неспособность выражается в стойкости ошибок, в  систематическом его повторении без заметного улучшения качества действий.

Информация о работе Сущность способностей