Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:23, реферат
Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Введение……………………………………………………………….3
1.Сущность общения: функция и виды общения……………….….4
2.Основные категории общения и их характеристика…………....9
Заключение………………………………………………………….12
      Список используемой литературы:………………………………..13
    2.Основные 
категории общения и их 
Прежде, чем проанализировать вопрос категорий общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос - что такое общение?
Одно из определений межличностного общения гласит, что общение - это процесс взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности.
Общение порождается потребностями в совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку единых структур взаимодействия.
Общение как деятельность представляет собой систему элементарных актов.
Каждый акт определяется:
а) субъектом - инициатором общения,
б) субъектом, которому адресована инициатива,
в) нормами, по которым организуется общение,
г) целями, которые преследуют участники общения,
д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.
Выделяют следующие виды общения:
    1.социально-
2.групповое предметно ориентированное общение
3.личностно ориентированное общение
    Категория 
общение относится к одной 
из коммуникативных категорий. Коммуникативные 
категории, самые общие коммуникативные 
(концепты) понятия, упорядочивающие 
знания человека об общении и нормах 
его осуществления. Они содержат 
информацию о том, «как тот или 
иной носитель языка понимает характеризуемое 
явление, что он включает в состав 
данного явления, какие нормы 
и правила связывает с данным 
понятием, как он «вписывает» данную 
категорию в состав других коммуникативных 
и некоммуникативных 
Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом упорядочивают ментальные представления о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом - явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий - не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.
    Содержание 
коммуникативной категории 
К коммуникативным категориям относятся категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной неприкосновенности, коммуникативной ответственность, эмоциональность, коммуникативной оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.
Можно назвать следующие некоторые признаки категории общения:
1.установление знакомства между людьми;
2.поддержание определенных связей, отношений;
3.связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);
общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.
Значение категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта человечества в контексте общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.
Можно выделить три основных категории средств общения (тех операций, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком). Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.
Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в том, что они служат проявлением эмоциональных состояний, и в этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.
    Предметно-действенные 
средства общения. Возникают в совместной 
деятельности и представляют собой 
преобразованные для целей 
С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.
Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение - «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. Речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.
Все основные категории средств общения формируются у человека прижизненно в процессе реальных контактов с окружающими людьми. Каждая категория средств имеет свои специфические возможности, определяющие их функцию и роль во взаимодействии.
    В 
общении с окружающими людьми 
человек использует средства всех категорий, 
в совокупности, выдвигая на передний 
план те или иные из них в зависимости 
от решаемой в данный момент задачи 
и своих индивидуальных особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Заключение 
    Общение 
- сложный, многофакторный и многофункциональный 
процесс, который представляет собой 
не только самостоятельную сферу 
жизнедеятельности человека, но и 
пронизывает прямо или косвенно 
все остальные сферы. Значение категории 
общения определяется тем, что оно 
позволяет вскрыть общественную 
сущность человека, детерминацию внутреннего 
мира человека и его личности, а 
также понять развитие психики как 
процесс, происходящий путем присвоения 
общественно-исторического 
Общение возможно только между одушевленными существами.
Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен информацией, мыслями, чувствами через язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей для тех, кто вступает в контакт и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма самопознания личности; процесс узнавания себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.
Средства общения - это те операции, с помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком.
Можно выделить три основных категории средств общения:
экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения);
речевые средства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
 
     Список 
используемой литературы: 
1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1983.
    3. 
Леонтьев А.А. Психология 
    4.Соснин 
В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. 
- М., 1992