Сущность общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:23, реферат

Описание работы

Общение - это не просто действие, а именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый является носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1.Сущность общения: функция и виды общения……………….….4
2.Основные категории общения и их характеристика…………....9
Заключение………………………………………………………….12
Список используемой литературы:………………………………..13

Работа содержит 1 файл

реферат по пип.docx

— 32.27 Кб (Скачать)

    2.Основные  категории общения и их характеристика 

    Прежде, чем проанализировать вопрос категорий  общения и их характеристики, необходимо ответить на вопрос - что такое общение?

    Одно  из определений межличностного общения  гласит, что общение - это процесс  взаимодействия, по крайней мере, двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также  на регуляцию их совместной деятельности.

    Общение порождается потребностями в  совместной деятельности и включает: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, выработку  единых структур взаимодействия.

    Общение как деятельность представляет собой  систему элементарных актов.

    Каждый  акт определяется:

    а) субъектом - инициатором общения,

    б) субъектом, которому адресована инициатива,

    в) нормами, по которым организуется общение,

    г) целями, которые преследуют участники  общения,

    д) ситуацией, в которой совершается взаимодействие.

    Выделяют  следующие виды общения:

    1.социально-ориентированное общение

    2.групповое предметно ориентированное общение

    3.личностно ориентированное общение

    Категория общение относится к одной  из коммуникативных категорий. Коммуникативные  категории, самые общие коммуникативные (концепты) понятия, упорядочивающие  знания человека об общении и нормах его осуществления. Они содержат информацию о том, «как тот или  иной носитель языка понимает характеризуемое  явление, что он включает в состав данного явления, какие нормы  и правила связывает с данным понятием, как он «вписывает» данную категорию в состав других коммуникативных  и некоммуникативных мыслительных категорий.

    Коммуникативные категории, как и любые мыслительные категории, тем или иным образом  упорядочивают ментальные представления  о нормах и правилах коммуникации. Это упорядочение осуществляется нежёстко, вероятностно, многие категории взаимно накладываются друг на друга и пересекаются друг с другом - явление, характерное для всех когнитивных категорий. Основное назначение коммуникативных категорий - не упорядочение сведений о нормах и правилах общения, а обеспечение, организация речевого общения индивида в обществе.

    Содержание  коммуникативной категории представляет собой некоторую (не очень жёстко) упорядоченную совокупность суждений, установок, ментальных стереотипов, правил, касающихся общения.

    К коммуникативным категориям относятся  категория общения, категории вежливости, грубости, коммуникабельности, коммуникативной  неприкосновенности, коммуникативной  ответственность, эмоциональность, коммуникативной  оценочности, коммуникативного доверия, коммуникативного давления, спора, конфликта, коммуникативной серьезности, коммуникативной эффективности, молчания, коммуникативной оптимизма/пессимизма, сохранения лица, категория тематики общения, грамотности, категория коммуникативного идеала и др.

    Можно назвать следующие некоторые  признаки категории общения:

    1.установление знакомства между людьми;

    2.поддержание определенных связей, отношений;

    3.связи могут быть поверхностными или более глубокими (приятельскими, дружескими и т.п.);

    общение может быть нежелательным, предосудительным, бесполезным.

    Значение  категории общения определяется тем, что оно позволяет вскрыть  общественную сущность человека, детерминацию внутреннего мира человека и его  личности, а также понять развитие психики как процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического  опыта человечества в контексте  общения с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

    Можно выделить три основных категории  средств общения (тех операций, с  помощью которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад во взаимодействие с другим человеком). Это экспрессивно-мимические, к которым относятся улыбка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации; предметно-действенные: локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; речевые средства: высказывания, вопросы, ответы, реплики.

    Экспрессивно-мимические средства общения. Их своеобразие в  том, что они служат проявлением  эмоциональных состояний, и в  этом их первая функция. Но они одновременно используются как активные жесты, адресованные окружающим людям. В этой своей второй функции экспрессии соединяют индивидуальное переживание с принятой в данном обществе системой эталонов и становятся знаком, понятным другим людям. Третья функция выразительных средств состоит в том, что они служат индикатором отношения одного человека к другому, обнаруживая их расположение или неприязнь друг к другу.

    Предметно-действенные  средства общения. Возникают в совместной деятельности и представляют собой  преобразованные для целей коммуникации «эскизные» предметные движения и статичные  позы.

    С их помощью человек не только выражает свою готовность к общению с другими, но и в своеобразной форме показывает, какого рода взаимодействие ему желательно.

    Речевые средства общения. Использование речи для целей коммуникации имеет принципиальное значение  -  «общение, не опосредованное речью или другой какой-либо системой знаков или средств общения, возможно, только самого примитивного типа и в самых ограниченных размерах. Речевая деятельность есть основной вид общения, в наибольшей мере воплощающий в себе ее специфику. Использование речи необыкновенно расширяет возможности общения и его влияние на другие виды деятельности человека.

    Все основные категории средств общения  формируются у человека прижизненно  в процессе реальных контактов с  окружающими людьми. Каждая категория  средств имеет свои специфические  возможности, определяющие их функцию  и роль во взаимодействии.

    В общении с окружающими людьми человек использует средства всех категорий, в совокупности, выдвигая на передний план те или иные из них в зависимости  от решаемой в данный момент задачи и своих индивидуальных особенностей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Общение - сложный, многофакторный и многофункциональный  процесс, который представляет собой  не только самостоятельную сферу  жизнедеятельности человека, но и  пронизывает прямо или косвенно все остальные сферы. Значение категории  общения определяется тем, что оно  позволяет вскрыть общественную сущность человека, детерминацию внутреннего  мира человека и его личности, а  также понять развитие психики как  процесс, происходящий путем присвоения общественно-исторического опыта  человечества в контексте общения  с другими людьми, живыми носителями этого опыта.

    Общение возможно только между одушевленными  существами.

    Общение выполняет различные жизненно значимые функции: сообщение или обмен  информацией, мыслями, чувствами через  язык, знаки и символы; передача социальных, культурных и нравственных ценностей  для тех, кто вступает в контакт  и взаимодействие; воздействие на сознание и поведение людей; предпосылка  и сопровождение деятельности; способ взаимодействия; фактор поведения; форма  самопознания личности; процесс узнавания  себя в другом и другого в себе; условие регламентации межличностных отношений и др.

    Средства  общения - это те операции, с помощью  которых каждый участник строит свои действия общения и вносит свой вклад  во взаимодействие с другим человеком.

    Можно выделить три основных категории  средств общения:

    экспрессивно-мимические (улыбка, взгляд, мимика, выразительные  движения рук и тела, выразительные  вокализации);

    предметно-действенные (локомоторные и предметные движения, а также позы, используемые для  целей общения);

    речевые средства (высказывания, вопросы, ответы, реплики).

 

     Список  используемой литературы: 

    1.Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2001 

    2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М., 1983.

    3. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.

    4.Соснин В.А., Лунев П.А. Как стать хозяином положения. - М., 1992 

Информация о работе Сущность общения