Сущность личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 19:42, реферат

Описание работы

Сущность личности и её проблемы в современном мире

Работа содержит 1 файл

Сущность личности2.docx

— 23.10 Кб (Скачать)

                                  ВВЕДЕНИЕ. 

    В  повседневном  и  научном  языке  очень   часто  встречаются  термины:

«человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Чаще всего  эти  слова

употребляются как  синонимы, но если подходить строго  к  определению  данных

понятий, то можно  обнаружить  существенные  смысловые  оттенки.  Человек  –

понятие самое общее, родовое. Индивид понимается как  отдельный,  конкретный

человек,   как   единичный   представитель   человеческого   рода   и    его

«первокирпичик» (от  лат.  individ  неделимый,  конечный).  Индивидуальность

можно определить  как  совокупность  черт,  отличающих  одного  индивида  от

другого,  причем   различия   проводятся   на   самых   разных   уровнях   –

биохимическом,  нейрофизиологическом,  психологическом,  социальном  и   др.

Понятие  личность  вводится   для   выделения,   подчеркивания   неприродной

(«надприродной», социальной)  сущности  человека  и  индивида,  т.е.  акцент

делается на социальном начале.

    В социологии  личность определяется как: 1) системное  качество индивида,

определяемое его  включенностью в общественные отношения  и  проявляющееся  в

совместной  деятельности  и  общении;  2)  субъект  социальных  отношений  и

сознательной деятельности.

    В момент  рождения ребенок еще не  является  личностью.  Он  всего  лишь

индивид.  Индивидом  называется  человек  как  представитель  вида,  продукт

филогенетического и онтогенетического развития. Чтобы  сделаться  личностью,

человек должен  пройти  определенный  путь  развития.  Непременным  условием

этого   развития   являются:   1)   биологические,   генетические   заданные

предпосылки; 2) наличие  социальной  среды,  мира  человеческой  культуры,  с

которым ребенок  взаимодействует. Ребенок, не взаимодействующий  с  социальной

средой, еще не человек  в собственном смысле слова.

    Каждая  личность обладает  совокупностью   внутренних  качеств,  свойств,

которые составляют ее структуру.

    Подойти  к задаче характеристики личности  можно двояким способом:

     - с  точки зрения ее структуры;

     - с  точки зрения ее взаимодействия  с окружающими,  общения  с   другими

       людьми

Сущность  личности

      Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности[1]. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» — в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия — лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) — терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы[2]. Личность – высшая степень развития морально-нравственных, психологических, духовных качеств, характеристик индивида.

      В процессе своего формирования, личность подвергается процессу, именуемому «социолизацией». Другими словами изначально, при  рождении, человек ассоциален –  он не играет практически никакой  роли в обществе, не имеет моральных  принципов и норм поведения. Вся  его социальность сводится к одному – потребности в общении. На протяжении жизни человек получает социальный опыт и преобразует его в собственные  ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему общения  шаблоны поведения, нормы морали, убеждения, принятые в окружающем его  обществе.

      Человек, как социальная личность, может менять свои убеждения, изменять свои принципы, менять свои социальные роли – все  это говорит о постоянном процессе развития личности. С точки зрения психоанализа, такой процесс называется ресоциализацией.

      Основатель  психоанализа – Зигмунд Фрейд  – рассматривал человека, как систему  нужд, а общество – как систему  запретов.

Бессознательные   (в   первую   очередь

сексуальные) стремления личности образуют ее потенциал  и  основной  источник

активности,   задают   мотивацию   ее   действий.   В   силу   невозможности

удовлетворения  инстинктивных потребностей в их  естественно-природной  форме

из-за социальных нормативных ограничений, человек  вынужден постоянно  искать

компромисс  между глубинным влечением и  общественно  приемлемой  формой  его

реализации.  Модель  личности,   созданная   Фрейдом,   представляет   собой

трехуровневое  образование:  низший  слой  (Оно,  или  Ид),   представленный

бессознательными  импульсами и «родовыми воспоминаниями»,  средний  слой  (Я,

или  Эго)  и  верхний  слой  (Сверх-Я,  или  Супер-Эго)  –  нормы  общества,

воспринятые человеком. Наиболее жесткие, агрессивные  и воинственные  слои  –

Оно и Сверх-Я. Они с  обеих  сторон  «атакуют»  психику  человека,  порождая

невротический тип поведения. Это модель  личности,  постоянно  обороняющейся

от  общественного  давления  и  находящейся   в   конфликте   с   социальным

окружением. Поскольку по мере развития  общества  верхний  слой  (Супер-Эго)

неизбежно увеличивается, становится более массивным  и  тяжелым,  то  и  вся

человеческая  история  рассматривается  Фрейдом  как  история   нарастающего

психоза.

    Опираясь  на представления Фрейда о  психосексуальном развитии  человека,

Эриксон  (1950)  разработал  теорию,  в  которой  акцентируются   социальные

аспекты этого  развития.  Оно  рассматривается  как  процесс  индивидуальных

биологических   факторов   с   факторами   воспитания   и   социокультурного

окружения.

    По мнению  Эриксона,  человек  на  протяжении  жизни  переживает  восемь

психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста,  благоприятный

и  неблагоприятный  исход  которых   определяет   возможность   последующего

расцвета личности.

    Первый  кризис человек переживает на  первом году жизни. Он связан  с тем,

удовлетворяются  или  нет  основные  физиологические   потребности   ребенка

ухаживающим за ним  человеком. В первом случае у ребенка  развивается  чувство

глубокого  доверия  к  окружающему  его  миру,  а  во  втором,  наоборот,  -

недоверие к нему.

    Второй  кризис связан с первым опытом  обучения,  особенно  с  приучением

ребенка к чистоплотности. Если родители  понимают  ребенка  и  помогают  ему

контролировать естественные отправления, ребенок  получает  опыт  автономии.

Напротив, слишком  строгий или слишком  непоследовательный  внешний  контроль

приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных главным  образом

со страхом потерять контроль над собственным организмом.

    Третий  кризис соответствует второму  детству. В этом возрасте происходит

самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит  и  которые  ему

позволяют осуществить, способствуют  развитию  у  него  чувства  инициативы.

Наоборот, переживание  повторных неудач и безответственности  могут  привести

его к покорности и чувству вины.

    Четвертый  кризис  происходит  в  школьном  возрасте.  В  школе  ребенок

учится работать, готовясь к  выполнению  будущих  задач.  В  зависимости  от

царящей  в  школе  атмосферы  и  принятых  методов  воспитания   у   ребенка

развивается вкус к  работе или же, напротив, чувство  неполноценности  как  в

плане использования  средств и  возможностей,  так  и  в  плане  собственного

статуса среди товарищей.

     Пятый  кризис переживают подростки  обоего пола в поисках  идентификации

(усвоения образцов  поведения значимых  для  подростка   других  людей).  Этот

процесс предполагает объединение пошлого опыта подростка, его  потенциальных

возможностей и  выборов, который он должен сделать.  Неспособность  подростка

к  идентификации  или  связанные  с  ней  трудности  могут  привести  к   ее

«распылению» или  же к путанице ролей, которые  подросток  играет  или  будет

играть в аффективной, социальной или профессиональной сферах.

    Шестой  кризис  свойствен молодым взрослым  людям. Он  связан  с  поиском

близости с любимым  человеком, вместе с которым ему  предстоит совершать  цикл

«работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим  детям  надлежащее

развитие. Отсутствие подобного опыта приводит  к  изоляции  человека  и  его

замыканию на самом себе.

    Седьмой кризис  переживается  человеком  в  сорокалетнем  возрасте.  Он

характеризуется  развитием  чувства   сохранения   рода    (генеративности),

выражающегося главным образом в  «интересе  к  следующему  поколению  и  его

воспитанию».  Этот  период  жизни  отличается  высокой   продуктивностью   и

созидательностью  в  самых  разных  областях.   Если,   напротив,   эволюция

супружеской  жизни  идет  иным  путем,  она  может   застыть   в   состоянии

псевдоблизости (стагнация), что обрекает супругов на существование лишь  для

самих себя с риском оскудения межличностных  отношений.

    Восьмой кризис переживается  во  время  старения.  Он  знаменует  собой

завершение  предшествующего жизненного пути, а  разрешение  зависит  от  того,

как этот путь был пройден. Достижение человеком  цельности  основывается  на

подведении  им итогов своей прошлой жизни  и осознании ее как единого  целого,

в котором  уже ничего нельзя изменить. Если  человек  не  может  свести  свои

прошлые поступки в единое целое, он завершает  свою  жизнь  в  страхе  перед

смертью и в отчаянии от невозможности начать жизнь заново.

      В наше время человек, как личность, столкнулся с новой проблемой  – потерей смысла. Сегодня мы лучше защищены от болезней, живем  более комфортно, чем прежние  поколения. Из-за этого человек все  менее остро чувствует ценность жизни.  Еще в 1920-х годах психолог Виктор Франкл,  поставил проблему смысла. Он заметил, что люди, лишившиеся возможности  быть полезными своим близким, считали  свою жизнь бессмысленной. В нашем  сознании ценность жизни и её смысл  жестко переплетены между собой.  Кроме того, люди становятся все  менее религиозными, отсюда возник дефицит ориентиров. Человек больше не нацелен на выход за рамки собственного бытия через служение Богу, напротив мы предоставлены сами себе и постоянно ищем новые ориентиры, новые шаблоны подсознательно желая развиваться дальше. А снижение роли религии приводит к утрате о смысле бытия.

Информация о работе Сущность личности