Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 19:44, реферат
Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Министерство образования науки РФ ГОУ ВПО
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
Творческая работа на тему:
Сущность и структура
педагогического процесса
Тамбов - 2011
Педагогическим процессом
называется развивающееся взаимодействие
воспитателей и воспитуемых, направленное
на достижение заданной цели и приводящее
к заранее намеченному изменению
состояния, преобразованию свойств
и качеств воспитуемых. Иными словами,
педагогический процесс – это процесс,
в котором социальный опыт трансформируется
в качества формируемого человека
(личности). Данный процесс представляет
собой не механическое соединение процессов
воспитания, обучения и развития, а новое
качественное образование. Целостность,
общность и единство, – главные характеристики
педагогического процесса. Педагоги и
воспитанники как деятели, субъекты являются
главными компонентами педагогического
процесса. Взаимодействие субъектов педагогического
процесса (обмен деятельностями) своей
конечной целью имеет присвоение воспитанниками
опыта, накопленного человечеством во
всем его многообразии. А успешное освоение
опыта, как известно, осуществляется в
специально организованных условиях при
наличии хорошей материальной базы, включающей
разнообразные педагогические средства.
Взаимодействие педагогов и воспитанников
на содержательной основе с использованием
разнообразных средств есть сущностная
характеристика педагогического процесса,
протекающего в любой педагогической
системе.
Системообразующим
фактором педагогического процесса выступает
его цель, понимаемая как многоуровневое
явление. Педагогическая система организуется
с ориентацией на цели воспитания и для
их осуществления, она всецело подчиняется
целям образования.
Педагогическая задача
- основная единица педагогического процесса.
Развивающаяся во времени основная единица
педагогического процесса, по которой
только и можно судить о его течении, должна
удовлетворять следующим условиям: обладать
всеми существенными признаками педагогического
процесса; являться общей при реализации
любых педагогических целей; наблюдаться
при выделении путем абстрагирования
в любом реальном процессе. Именно этим
условиям отвечает педагогическая задача
как единица педагогического процесса.
В реальной педагогической
деятельности в результате взаимодействия
педагогов и воспитанников возникают
разнообразные ситуации. Привнесение
в педагогические ситуации целей придает
взаимодействию целенаправленность. Педагогическая
ситуация, соотнесенная с целью деятельности
и условиями ее осуществления, и есть педагогическая
задача.
Поскольку педагогическая деятельность
в рамках любой педагогической системы
имеет задачную структуру, т.е. может быть
представлена как взаимосвязанная последовательность
решения бесчисленного множества задач
разного уровня сложности, а воспитанники,
в свою очередь, включены в их решение,
так как взаимодействуют с педагогами,
то и с этой точки зрения единицей педагогического
процесса есть все основания рассматривать
материализованную педагогическую задачу
как воспитательную ситуацию, характеризующуюся
взаимодействием педагогов и воспитанников
с определенной целью. Таким образом, движение
педагогического процесса, его "моменты"
должны прослеживаться при переходе от
решения одной задачи к другой.
Принято различать
задачи разного класса, типа и уровня сложности,
но все они имеют общее свойство, а именно:
являются задачами социального управления.
Однако "клеточкой" педагогического
процесса, стремясь к его наименьшей единице,
можно считать только оперативные задачи,
ограниченно выстроенный ряд которых
приводит к решению тактических, а затем
и стратегических задач. Объединяет их
то, что все они решаются с соблюдением
принципиальной схемы, предполагающей
прохождение четырех взаимосвязанных
этапов: анализа ситуации и постановки
педагогической задачи; проектирования
вариантов решения и выбора оптимального
для данных условий; осуществления плана
решения задачи на практике, включающего
организацию взаимодействия, регулирование
и корригирование течения педагогического
процесса; анализа результатов решения.
Движущие силы педагогического
процесса. Поступательное движение педагогического
процесса от решения одних задач к другим,
более сложным и ответственным, осуществляется
в результате научно обоснованного разрешения
объективных и своевременного осознания
и устранения субъективных педагогических
противоречий, являющихся следствием
ошибочных педагогических решений.
Наиболее общим внутренним
противоречием объективного характера,
определяющим движение педагогического
процесса, является несоответствие реальных
возможностей воспитуемых тем требованиям,
которые к ним предъявляются со стороны
общества: школы, учителей. Однако если
требования слишком завышены или, наоборот,
занижены, то они не становятся источниками
движения школьника, а следовательно,
и всей педагогической системы к намеченной
цели. Только задачи, ориентированные
на завтрашний день развития, вызывают
интерес и потребность в их решении. Это
говорит о необходимости проектирования
близких, средних и далеких перспектив
коллектива и отдельных воспитанников,
их конкретизации и обеспечения принятия
самими детьми.
В последние годы в связи с демократизацией
образования выявилось главное внутреннее
противоречие педагогического процесса
и развития личности в детском возрасте.
Это несоответствие между активно-деятельной
природой ребенка и социальнопедагогическими
условиями его жизни. Главное противоречие
конкретизируется целым рядом частных:
между общественными интересами и интересами
личности; между коллективом и личностью;
между сложными явлениями общественной
жизни и недостатком детского опыта для
их понимания; между стремительно нарастающим
потоком информации и возможностями учебно-воспитательного
процесса и др.
К субъективным противоречиям
относятся следующие: между целостностью
личности и функциональным подходом к
ее формированию, односторонностью педагогического
процесса; между отставанием процесса
генерализации знаний и умений и нарастающей
необходимостью применять преимущественно
обобщенные знания и умения; между индивидуальным
творческим процессом становления личности
и массово-репродуктивным характером
организации педагогического процесса;
между определяющим значением деятельности
в развитии личности и установками преимущественно
на словесное воспитание; между возрастающей
ролью гуманитарных предметов в гражданском
становлении человека и тенденцией к технократизации
педагогического процесса и др.
Педагогический процесс считают системой наук и выделяют следующие основные части:
Каждая из них решает свои собственные задачи, результат которых часто накладывается друг на друга.
Структура – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по определенному критерию элементы, или компоненты системы, а также связи между ними. Только зная, что и с чем связано в целостном педагогическом процессе, можно решить проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи в других динамических системах. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии и ученика.
Взаимная активность педагога
и воспитуемого в педагогическом
процессе наиболее полно отражается
термином “педагогическое
Развитие человека требует организации двух взаимосвязанных процессов – обучения и воспитания. Эти два процесса имеют различные задачи и потому, пересекаясь, друг с другом, а иногда даже совпадая во времени, принципиально отличаются друг от друга методами и формами организации.
На этапе подготовки педагогического процесса создаются надлежащие условия для его протекания в заданном направлении и с заданной скоростью. На этом этапе решаются следующие важные задачи: обоснование и постановка цели, диагностика условий, прогнозирование, проектирование и планирование развития процесса. Сущность первой, состоит в том, чтобы трансформировать общую педагогическую цель, стоящую перед системой народного образования в целом, в конкретные задачи, достижимые на заданном отрезке педагогического процесса. На этом этапе функционирования педагогического процесса выявляются противоречия между требованиями общей педагогической цели и конкретными возможностями контингента учеников учебного заведения и т.д., намечаются пути разрешения этих противоречий в проектируемом процессе.
Поставить правильную цель, определить задачи процесса невозможно без диагностики. Ее главная цель получить ясное представление о тех причинах, которые будут помогать или препятствовать достижению намеченных результатов. В процессе диагностики собирается вся необходимая информация о реальных возможностях педагогов и учеников, уровне их предшествующей подготовки и многих других важных обстоятельствах. В процессе диагностики происходит корректировка первоначальных задач: очень часто конкретные условия заставляют их пересматривать, приводить в соответствие с реальными возможностями.
Далее проводится прогнозирование хода и результатов педагогического процесса. Сущность прогнозирования заключается в том, чтобы еще до начала процесса оценить его возможную результативность в имеющихся конкретных условиях. Применяя научное прогнозирование, можем заранее теоретически взвесить и рассчитать параметры процесса. Оно осуществляется по довольно сложным методам, но затраты на получение прогноза окупаются, поскольку в этом случае педагоги получают возможность активно вмешиваться в протекание и ход педагогического процесса, не дожидаясь, пока он окажется малоэффективным или приведет к нежелательным последствиям.
Завершается подготовительный
этап скорректированным на основе результатов
диагностики и прогнозирования
Этап осуществления педагогического процесса – основной этап. Его можно рассматривать как относительно обособленную систему, включающую в себя важные взаимосвязанные элементы:
Эффективность процесса зависит от того, насколько целесообразно эти элементы связаны между собой, не противоречит ли их направленность и практическая реализация общей цели, и друг другу.
Важную роль на этапе осуществления педагогического процесса играют обратные связи, служащие основой для принятия оперативных управленческих решений. Обратная связь – основа качественного управления процессом, ее развитию и укреплению каждый педагог обязан придавать приоритетное значение, только опираясь на нее, удается найти рациональное соотношение педагогического управления и самоуправления своей деятельностью со стороны воспитуемых.
Завершается цикл педагогического процесса этапом анализа достигнутых результатов. Важно еще раз внимательно проанализировать ход и результаты педагогического процесса после его завершения, чтобы в будущем не повторить ошибок, неизбежно возникающих в любом, даже очень хорошо спланированном и организованном процессе, чтобы в следующем цикле учесть неэффективные моменты предыдущего.
Особенно важно понять причины неполного соответствия результатов и процесса первоначальному замыслу, где, как и почему возникли ошибки. Практика подтверждает, что больше всего ошибок появляется тогда, когда педагог игнорирует диагностику и прогнозирование процесса.
1. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М., 1981.
2. Педагогика / Под ред. Ю.К.Бабанского. - М., 1988. - гл. 20.
3. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. - М., 1996. - С. 115-141.
4. Педагогика / В.А.Сластенин и др. - М., 1997. - С. 186-211.
Информация о работе Сущность и структура педагогического процесса