Сущность функциональной ассиметрии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:58, реферат

Описание работы

Проблемы изучения функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека, взаимоотношений между психическими процессами, поведением и активностью мозга.

Содержание

1.Понятие о межполушарной функциональной асимметрии
2. Специализация левого и правого полушарий
3. Функциональные асимметрии в филогенезе
4. Функциональная асимметрия в онтогенезе
5. Роль окружающей среды в формировании функциональной асимметрии
6. Роль наследственности в формировании асимметрии
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Московский гуманитарно реферат.docx

— 51.33 Кб (Скачать)

Московский  гуманитарно-экономический институт

Нижегородский филиал

 

 

 

 

Реферат

 

Студента 5 курса, гуманитарного факультета, специальность  «Психология» группы ПЗС – 09

Поздняковой Людмилы Игоревны

Учебная дисциплина    Дифференциальная психология

Тема: Сущность функциональной ассиметрии.

 

 

 

                                                              Руководитель:

                                                               Васильева Т.Н. 

                                                                канд. псих.наук          

                                                                                   

 

                                                                                                                  Оценка

______________

 

 

 

 

 

 

                                            Нижний Новгород 2011

Содержание

 

Введение

1.Понятие  о межполушарной функциональной  асимметрии

2. Специализация  левого и правого полушарий

3. Функциональные  асимметрии в филогенезе

4. Функциональная  асимметрия в онтогенезе

5. Роль  окружающей среды в формировании  функциональной асимметрии

6. Роль  наследственности в формировании  асимметрии

Заключение

Список  литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Введение

           Изучение функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека важно для тех областей знания, центром которых является изучение человека, сознательной и бессознательной сфер его психики. Эта проблема представляет несомненный интерес для психофизиологии, психологии, педагогики, этнографии, зоопсихологии и других наук.

На первый взгляд чисто  физиологический вопрос имеет широкое  психологическое значение. Так, например, очень остро стоит проблема организации системы обучения, воспитания, условий труда и быта с учетом особенностей психической организации людей. В большей степени это касается левшей, живущих в мире правшей.

В большинстве работ, посвященных вопросу воспитания и обучения детей-левшей, внимание концентрируется  на приспособлении леворуких детей к традиционным методикам обучения и воспитания. Однако в последнее время появились исследования, указывающие на необходимость учета и других проявлений левшества — сенсорного, моторного, когнитивного. Много работ направлено на анализ нецелесообразности и даже недопустимости переучивания леворуких детей. В большинстве случаев переучивание леворуких детей приводит к нарушениям психического развития, возникновению трудностей в обучении и даже вызывает невротические и соматические расстройства.

В работах М.А. Матовой  было показано, что левые асимметрии слуха и зрения коррелируют с  уровнем вербального и невербального  мышления, а показатели продуктивности доминантности левого уха связаны с уровнем кратковременной памяти на невербальные стимулы. Автор предлагает учитывать разные профили функциональной асимметрии, обусловливающие развитие различных способностей, для индивидуализации программ школьного и профессионального обучения.

По оценкам А.В. Семенович, 70% детей, испытывающих сложности в  школьном обучении, являются левшами. Трудности в освоении письма, особенности мышления, эмоциональная неустойчивость настоятельно требуют психолого-педагогического сопровождения в обучении и воспитании детей-левшей.

Еще одна сугубо психологическая  проблема, связанная с функциональной асимметрией полушарий - это профессиональная ориентация и отбор.

Профессиональная  ориентация — это учет профиля  функциональной асимметрии при выборе профессии и подготовке к ней. Идеальной была бы ситуация, в которой  при оценке профиля асимметрии предлагается ряд рекомендуемых видов деятельности, где можно достичь высоких  результатов, сохранив психическое  и соматическое здоровье, и профессий, не соответствующих индивидуальной организации человека, где высока вероятность возникновения заболеваний  и низка вероятность достижения успеха.

В последнее время  резко обострился интерес к исследованиям  головного мозга человека и к  психическим явлениям. В этой связи  тема межполушарной асимметрии и  связанных с ней особенностей психики представляется весьма актуальной.

 

1. Понятие о межполушарной функциональной  асимметрии

            Слово асимметрия происходит от греческого, что в переводе означает неравномерность, разнообразие, разноподобие. В любом объекте природы, пусть-то живой или неживой ее части, мы обнаружим асимметрию, воспринимаемую нами как гармония. Так почему же человек воспринимает мир (природу), как нечто прекрасное? Быть может, асимметрия заложена в нем самом и она комплементарна асимметрии окружающего мира? И действительно, две половины головного мозга воспринимают мир неодинаково. Головной мозг функционирует асимметрично: нет той функции, которая дублировалась бы полушариями головного мозга, за которую были бы ответственны как правая, так и левая гемисфера. Данное явление получило название функциональной асимметрии.

Изучение функциональной асимметрии больших полушарий головного  мозга началось в середине 19 века на пациентах с очаговыми поражениями  головного мозга. Было установлено, что повреждение коры левого полушария  в 85% случаев ведет к нарушению  речи, что впервые установил Поль Брока. Одно полушарие (у праворуких обычно левое) рассматривалось как ведущее для речи и других высших функций. А другое (правое) - «второстепенное» - считалось не имеющим особых функций и находящимся под контролем «доминантного» левого. Термин «доминантность полушарий» хорошо отражает понятие о том, что поведение направляется одной половиной мозга.

На данный момент установлено  существование функциональной асимметрии центральной нервной системы, основой  формирования которой является биохимическая  асимметрия. История изучения функциональной асимметрии установила в первую очередь  ее чрезвычайную подвижность, изменчивость в различных ситуациях.

Почти одновременно с  распространением концепции доминантности полушарий стали появляться сведения о том, что второстепенное полушарие обладает своими особыми способностями. Английский невролог Д.Х. Джексон выступил с утверждением о том, что в задних долях мозга локализована способность к формированию зрительных образов и что «правая задняя доля является ведущей стороной, а левая - более автоматической». Поначалу его мнение игнорировалось, однако к 1930 г. накопилось достаточно много данных, указывающих на особую роль правого полушария. Это заставило ученых пересмотреть свое отношение к функциям второстепенной половины мозга. Важным событием было открытие значительных и довольно стойких различий в способах выполнения стандартных психологических тестов больными с повреждением левого и правого полушарий

Результаты показали, что повреждение левого полушария  приводило к низким показателям  по тестам на вербальные способности. Больные же с повреждением правого  полушария плохо выполняли невербальные тесты, включавшие манипуляции с  геометрическими фигурами, сборку головоломок  и другие задачи, связанные с оценкой  формы расстояния и пространственных отношений.

Самое поразительное  свидетельство особой функции правого  полушария было получено при непосредственном наблюдении за поведением больных. У  пациентов с повреждением правого  полушария отмечались глубокие нарушения  ориентации и сознания. Они настолько  плохо ориентировались в пространстве, что были не в состоянии найти  дорогу в доме, в котором прожили  много лет. У некоторых был  выражен синдром «односторонней пространственной агнозии» - они упорно не замечали предметов или событий  по левую сторону от себя.

С повреждением правого  полушария также были связаны  определенные виды агнозий, т.е. нарушений  в узнавании или восприятии знакомой информации. У некоторых больных  была нарушена способность воспринимать глубину и пространственные взаимоотношения или оперировать в уме образами планов строения и фигур.

Дополнительные сведения, указывающие на специализацию правого  полушария, связаны с тем наблюдением, что у больных, страдающих тяжелыми нарушениями речи, часто сохранялась  способность петь, а повреждение  правой половины мозга может привести к утрате музыкальных способностей, не затронув речевых. Это расстройство, называемое амузией, чаще всего отмечалось у профессиональных музыкантов, перенесших инсульт или другие повреждения мозга. Это позволяет предположить, что правое полушарие существенным образом связано с музыкальными способностями.

Эти данные показывают, что представление о правом мозге  как о второстепенном, или пассивном, не соответствует действительности. Несмотря на неяркость проявления роли правого полушария, оно все же принимает существенное участие в организации поведения человека. В настоящее время совершенно ясно, что оба полушария вносят свой важный вклад в сложную умственную деятельность человека, хотя и отличаются определенным образом по своим функциям и организации.

 

2. Специализация левого и правого  полушарий

         Мнения исследователей относительно компетенции двух полушарий при решении разных задач в основном сходны, гораздо меньше согласия достигнуто по вопросу о природе фундаментальных характеристик, определяющих межполушарные различия.

В настоящее время  утвердилось мнение, что левое  полушарие доминирует в формальных лингвистических операциях, включая  речь, синтаксический анализ и фонетическое представление. Правое полушарие у  больных с расщепленным мозгом проявляет  почти полную неспособность к  активной речи, не умеет различать  времена глагола, множественное  и единственное число, не может правильно  понимать синтаксически сложные  предложения или требующие значительной нагрузки на кратковременную вербальную память. Однако оно узнает звучащее слово и хорошо улавливает ассоциативные значения отдельных произносимых (или написанных) слов. Уникальные особенности левого полушария у человека отличаются высокоразвитым программированием артикуляционного аппарата и тонкими программами различения временных последовательностей фонетических элементов и причинно-следственных связей, выражаемых синтаксическими средствами.

Нарушение способности  к чтению и письму (дислексии) связывают с анатомическими аномалиями левого полушария. Однако степень проявления и частота дислексии могут зависеть от языка, на котором человек учится читать. Известно, что некоторые американские дети, страдающие дислексией, успешно обучились читать по-английски, представленном в виде китайских иероглифов. Язык жестов, применяемый глухими людьми, также использует зрительно-пространственные способности.

Одним из видов языка  жестов является американский язык жестов, в котором каждый знак представляет слово, а слова организованы в грамматическую структуру. Люди, пользующиеся этим языком, не способны активно его использовать или понимать из-за повреждений левого полушария в тех областях, где происходит обработка звуковой речи у лиц, обладающих слухом. Исследования глухих людей, использующих язык жестов с очень раннего возраста, показали, что левое полушарие у них доминировало над правым и при решении зрительно-пространственных задач.

В настоящее время  накоплено много данных о важной роли невербальных средств коммуникации в жизни человека. Невербальная коммуникация — функция правого полушария. Она раньше вербальных способностей появляется в онтогенезе человека. Эволюционно-историческая древность  невербальных функций позволила  выдвинуть предположение о правополушарном  приоритете в латерализации мозга.

В работе С. Шонен и Э. Мотиве на основе анализа физиологических и психологических данных, полученных в экспериментах на животных, младенцах и взрослых, обосновывается гипотеза об опережающем развитии правого полушария в раннем онтогенезе человека. Асимметрия в развитии полушарий с опережением в развитии функции правого полушария определяет не только узнавание лица, но и многие особенности когнитивных функций на начальных этапах развития. Правое полушарие имеет преимущества при различении паттернов на основе их конфигурации (глобальные характеристики), левое полушарие — при детальной оценке (локальные характеристики). Развитие локальных процессов начинается на несколько месяцев позже, чем развитие глобальной оценки, предполагающей континуальность. Так, континуальная информация, обеспечивающая общую, контекстуальную оценку ситуации, характерна для правополушарного типа обработки.

Мозговая организация  в процессе становления речевой  функции отличается значительной пластичностью. Удаление коркового покрытия левого полушария при раковой опухоли  у взрослых пациентов приводит к  тяжелым необратимым речевым  потерям. Однако если подобная операция по удалению левого полушария проводилась  в младенческом возрасте, то это  почти не сказывалось на развитии речи.

Только тонкий анализ развития речевых способностей у  детей с удаленным полушарием показал наличие у них трудностей в оценке грамматических правил. В  ранний период жизни мозг обладает огромными возможностями компенсации. С возрастом пластичность мозговой организации уменьшается. Дети более старшего возраста, перенесшие операцию на левом полушарии, могли разговаривать, но делали много грамматических ошибок и хуже понимали речь.

При исследовании взрослых испытуемых методом электрошока  были получены следующие характеристики «левополушарного» и «правополушарного» типов организации психических  функций. У «левополушарного» человека страдают виды психической деятельности, связанные с образным мышлением; он не воспринимает интонационного состава речи, мелодии, словоохотлив, имеет богатый словарный запас; у него усилены виды психической деятельности, лежащие в основе абстрактного мышления; наблюдается склонность к классификации. Отличается положительным эмоциональным тонусом. «Правополушарный» человек демонстрирует резкое снижение речевых способностей; классификация нарушена; объясняется охотнее мимикой и жестами; хорошо различает изменение интонации. Отличается образным мышлением. Преобладают отрицательные эмоции.

Информация о работе Сущность функциональной ассиметрии