Супружеские конфликты

Автор: c****@yandex.ru, 25 Ноября 2011 в 18:28, реферат

Описание работы

В настоящее время наблюдается определенный дефицит теоретических работ в области исследования супружеских конфликтов. При этом они могут быть очень полезны при решении вполне конкретных ситуаций, в которых наблюдается столкновение интересов двух или большего числа сторон. Чтобы найти оптимальное решение, нужно обладать знанием того, как развиваются такого рода конфликты. Чтобы выработать верную линию поведения в подобных конфликтных ситуациях, очень полезно знать, что такое супружеские конфликты и как люди приходят к согласию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………2
Специфика супружеского конфликта…………………………………………………3
Разрешение супружеских конфликтов………………………………………………10
Заключение………………………………………………………………………..…………15
Список использованной литературы……………………………………….……………16

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 108.00 Кб (Скачать)

В некоторых семьях ссоры могут вспыхнуть в любую минуту, там не муж и жена действуют, а две персоны с обостренным чувством собственного достоинства, с преувеличенным самомнением, болезненным самолюбием. Вследствие этого взаимоотношения накаляются, высокий уровень персонификации как бы подогревает их, выступает катализатором. В таких случаях различные обыденные явления воспринимаются супругами или одним из них на уровне Я, оцениваются сквозь «призму» ценностей, жизненных принципов и привычек. Далеко не всегда это уместно, особенно когда мы сталкиваемся с «мелочами», непреднамеренно нанесенными нам обидами, ошибками партнера.  

Вознесение своего «Я», своей персоны способствует быстрому и легкому преобразованию хороших качеств личности супругов, с которыми они вступили в брак, в плохие или даже такие, которые несовместимы в совместной жизни.  
Одним из проявления высокой степени самомнения является психологическая эксплуатация брачного партнера, которая проявляется в виде самоутверждения и самореализации одного из супругов за счет другого. Происходит это либо неосознанно, либо целенаправленно.

Психологическая эксплуатация проявляется в виде демонстрации партнеру своих негативных черт характера, отрицательных эмоций и плохих привычек, в посягательстве на его духовный мир, стремлении все у него выведать, узнать все о нем, подчинить себе. Часто это проявляется в разрядке на членах семьи своих негативных эмоций, агрессии, которая появилась вне дома. Психологическая эксплуатация одного из супругов заключается так же в перекладывании на него ответственных решений и действий.  

Некоторые пытаются вызвать к себе сочувствие в тот момент, когда партнер сам нуждается в поддержке и утешении. Психологическая эксплуатация проявляется в том, что многие люди склонны проигрывать модели своего поведения на других, вовлекая близких в свои проблемы и переживания, требуя соглашательства и одобрения собственных действий. Механизм большинства семейных ссор – «укоренение в прошлое». 

Один из участников беседы делает агрессивный выпад в адрес другого. Это – агрессор. Агрессор начинает маскировать (от другого и самого себя) свою ответственность за начало ссоры тем, что тут же разворачивает перед партнером картину таких его поступков в прошлом, которые позволяют расценить враждебный выпад сегодня лишь как ответную реакцию на то, что было в прошлом.  
Его партнер тоже начинает припоминать какие-то некрасивые поступки другого, объяснять, что-то, что случилось когда-то было вынужденной реакцией на такие-то недоброжелательные действия оппонента. Часто такие ссоры – преддверие серьезных конфликтов. 

Супружеская ссора может закончиться тем, что:

  • Один из супругов признает себя виновным;
  • Виновным признает себя его партнер;
  • Виновными признают себя оба супруга.

 
Однако не всегда, особенно на ранних стадиях брака, оба супруга могут признать себя виновными. Мешает традиционное противопоставление «Я-ТЫ». Услышав предложение признать обоюдную неправоту, другой участник ссоры, приученный только к практике бескомпромиссных решений «или-или», может поначалу активно протестовать и настаивать на том, что он не виновен.  
Чтобы лучше понять механизм ссоры, конфликта, необходимо различать три типа систем представлений: 

«Эгоцентрическая система представлений». В центре этой системы «Я сам», «мои желания», «мои цели». Все остальные предметы, в том числе и другие люди, представлены в такой системе только как инструменты или преграды для удовлетворения собственных желаний. 

«Альтероцентрическая система представлений». Здесь в центре всех представлений другой (альтер). Человек сопереживает другому, отождествляет себя с ним. Он переживает его желания, страдания, опасения как свои собственные. Окружающие его предметы, в том числе и он сам, оцениваются как инструменты или преграды для осуществления желаний, удовлетворения потребностей другого, который помещен в центр системы представлений.  
«Социоцентрическая система представлений». Данная система представлений позволяет одновременно учитывать интересы как свои собственные, так и других людей, и, следовательно, искать реальные способы их взаимоприемлемого удовлетворения.  
Существуют некоторые закономерности проявления систем представлений: у одного и того же человека в разные моменты времени может складываться в качестве преобладающей любая из трех систем представлений. Таким образом, эгоцентрик может в какой – то момент оказаться социоцентриком, а социоцентрик – эгоцентриком.  

Итак, те или иные неудовлетворенные потребности супругов или, по крайней мере, одного из них часто являются причинами конфликтов и приводят к разводам. Серьезные конфликты или развод свидетельствуют о том, что в развитии брака наступила особая фаза, что между супругами образовалась дисгармония, а один из супругов блокирует или делает невозможным удовлетворение совместных потребностей. Чтобы научиться управлять конфликтом, нужно, прежде всего, научится управлять собственными эмоциями.  

2. Разрешение супружеских конфликтов. 

 
Путь разрешения конфликта может быть конструктивным и деструктивным, разрушающим нормальную структуру чего – либо. Конструктивное разрешение конфликта имеет благоприятный исход, потому что оба субъекта выходят на новый уровень отношений, более высокий в силу того, что они научились учитывать интересы другого, этот другой начинает входить в структуру их личности как некая значимость, ценность, а конфликт возникает тогда, когда исчерпывается возможность решения противоречия, обострившегося противоречия.  
Деструктивное разрешение конфликта чревато неблагоприятным исходом для обоих субъектов: их отношения достигают кризисного состояния, а личностная структура «выбрасывает» из системы ценностей жизни другого как автономную личность.  
Анализ большого числа конфликтов показал, что конфликтующие, как правило, не могут сформулировать истинные причины конфликта, «зацикливаясь» на наиболее возмущающих их моментах, лежащих на поверхности и являющихся следствием более глубоких причин. Нужна помощь третьей стороны, чтобы замечать конфликтогены в ситуации и избегать их.  
Конфликтогены – слова, действия (бездействие), могущие привести к конфликту.  
Коварную суть конфликтогенов можно объяснить тем, что мы гораздо более чувствительны к словам, действиям других, нежели к тому, что говорим или делаем сами. Есть даже такой афоризм: «Женщины не придают никакого значение своим словам, но придают огромное значение тому, что слышат сами». На самом деле это происходит не только с женщинами, но и с мужчинами тоже. Эта особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного, но не всегда реального, посягательства.  
Супружеские конфликты не составляют исключение. Накопление обид в супружеских отношениях является огромной проблемой, изменяющей жизнь семьи в худшую сторону. Это отражается в общении, в качествах характера членов семьи, тяготит их, проявляется в депрессивных состояниях, недоверии друг к другу и тревожности. Решение этой проблемы очень важно для психологии семейных отношений. 

Для профилактики конфликтов можно следовать правилам:  
1. Постоянно помнить, что всякое наше неосторожное высказывание в силу эскалации конфликтогенов может привести к конфликту. Высока плата за слово, которое, как известно, «не воробей, вылетит - не поймаешь».

2.  Проявлять эмпатию к собеседнику, своей второй половине, избавиться от стремления к превосходству. Известный китайский мыслитель Лао-цзы учил: «Реки и ручьи отдают свою воду морям потому, что те ниже их. Так и человек, желая возвыситься, должен держать себя ниже других». 

Всевозможные проявления превосходства – это тупиковый путь, ведущий в противоположную от примирения и понимания друг друга сторону. Ибо человек – источник конфликтогенов – вызывает отрицательную реакцию окружающих, ценящих спокойную обстановку. 

Конфликт между супругами подобен сорняку в огороде: конфликтная ситуация – это корень сорняка, а инцидент – та часть, что на поверхности. Ясно, что, обрезав ботву сорняка, но не тронув корень, мы только усилим его работу по вытягиванию из почвы питательных веществ, так необходимых культурным растениям. Да и найти корень после этого труднее. Так же и с конфликтом: не устранив конфликтную ситуацию, мы создаем условия для углубления конфликта.  
Однако в конфликте часто можно обнаружить не одну, а несколько конфликтных ситуаций, а точнее ее формулировок. 

Правила формулирования конфликтной ситуации:

  • Конфликтная ситуация – это то, что надо устранить. Однако это не может быть человек, один из супругов или детей, ибо мы не имеем никакого права устранить человека вообще. Так же это не может быть социально – экономическая ситуация, так как изменить ее в одиночку мы не можем.
  • Конфликтная ситуация всегда возникает раньше конфликта. Конфликт же возникает одновременно с инцидентом. Выясните, что спровоцировало вас на конфликт, что вызвало у вас раздражение, недовольство.  
    Формулировка должна подсказывать, что делать.  
    Задавайте себе вопрос «почему?» до тех пор, пока не докопаетесь до первопричины, из которой проистекают другие. Аналогия с сорняком: не вырывайте только часть корня, оставшаяся все равно воспроизведет сорняк.
  • Сформулируйте конфликтную ситуацию своими словами, по возможности не повторяйте слов из описания конфликта. К пониманию конфликтной ситуации мы приходим лишь после некоторых умозаключений и обобщения разнородных составляющих. Таким образом и появляются в формулировке слова, которых не было ранее в описании.
  • Формулируйте конфликтную ситуацию четко, конкретно и кратко. Конфликтная ситуация – это диагноз по имени «конфликт». Только правильный диагноз дает надежду на исцеление.
 

 Разрешение конфликта возможно способом переговорного процесса. Он часто используется в семейной психотерапии. При этом необходимо: 

- чтобы для обоих супругов это взаимодействии было значимым;  

- чтобы оба супруга осознавали необходимость разрешения данной конфликтной ситуации;  
- чтобы оба супруга были готовы к признанию права другого иметь такую позицию и интересы.  

Модель «посредника» - это способ, когда супруги обращаются к третьему лицу, но не оно принимает решение, а сами супруги. Психотерапевт или психолог здесь создает условия и организует сам процесс взаимодействия сторон. Многие семейные психотерапевты и психологи придерживаются в практике семейного консультирования модели «посредника».  

Работа «посредника»:  

Проведение беседы с одним из супругов. Установление контакта, сбор информации не только о конфликте, но и об обоих его участниках, их интересах, позиций, взаимоотношений. В ходе беседы выясняется:

а) круг проблем, подлежащих обсуждению, решению в ходе консультации;

б) определение желаемого результата; в/ достижение договоренности о порядке работы с конфликтной ситуацией, в том числе переживая ее снова.  
Беседа со вторым супругом. Возможны проблемы в установлении контакта, пассивность или большая напористость. Задачи те же и плюс:

а) побудить вторую половину быть более активным или сдержанным в выражении своих эмоций, чувств;

б) снять барьер в отношении посредника, так как первым на консультации был не этот супруг, то может быть недоверие, подозрительность, обвинение в предвзятости. 
Далее идет анализ результатов встречи посредником и определение возможности переговоров (совместной консультации обоих супругов), их готовности к совместному взаимодействию. Иногда посредник проводит не одну, а несколько предварительных встреч с каждой стороной. 

При проведении совместной консультации посредник вступает в контакт с обоими Супругами, очерчивая круг выявленных проблем, обсуждает правила поведения супругов и процедуру работы над проблемами. Когда достигается согласие, то переходят к основной части переговоров.

  • В ходе основной части посредник выводит порционально проблемы, обсуждая их он:  
    реагирует на любые позитивные шаги, действия супругов;
  • уделяет равное внимание обоим супругам;
  • привлекает супругов к моментам единства и согласия. 

Заключительный этап достигнут только тогда, когда достигнуто соглашение по ряду вопросов, единое мнение.  

Исходя из этой модели мы видим, что процесс разрешения конфликта складывается, как минимум, из трех этапов: 

- подготовительный – диагностика конфликта;

-  разработка стратегии разрешения конфликта; 

Информация о работе Супружеские конфликты