Субъективная
и объективная реальность
Любой курс
лекций по основам какой-либо науки
начинается обычно с определения
ее предмета. Но по отношению к психологической
науке дать такое определение
крайне сложно. Во-первых, как писал
известнейший отечественный психолог
Лев Семенович Выготский (1896-1934),
"предмет психологии - самый трудный
из всего, что есть в мире, наименее
поддающийся изучению; способ ее познания
должен быть полон особых ухищрений
и предосторожностей, чтобы дать
то, чего от него ждут" . Во-вторых, психология
как наука развивается в условиях
крайнего плюрализма разных точек зрения
и мнений по поводу решения самых
фундаментальных вопросов, в том
числе проблемы предмета психологии.
С тех пор как немецкий философ
Христиан Вольф (1679-1754) ввел в
научный обиход термин "психология",
прошло более двухсот лет, сопровождавшихся
ее становлением, кризисами, научными
революциями в системе знаний
и методов "науки о душе".
Психологию трактовали как науку
о субъективном опыте, сознании,
поведении и т.д. При этом
считалось, что доподлинно известно,
что такое "непосредственный
субъективный опыт", "сознание",
"поведение". Наиболее распространенным
и ненаучным является тавтологичное
определение: "психология - наука
о психике". Это - "определение,
которого стыдятся". Следует утешиться
лишь тем, что до настоящего
времени не предложено ничего
лучшего. По крайней мере, в
этом определении фиксируется,
что существует некая особая
реальность, отличная от прочих
видов реальности, которая может
быть изучена с помощью научных
методов.
Во-первых, мало кто из взрослых
людей сомневается в наличии
у себя субъективной реальности:
переживаний, чувств, мыслей, снов. (См.
дополнительный иллюстративный
материал.) Она периодически демонстрирует
свое отличие от реальности
объективной: в неадекватности
отражения, в снах, иллюзиях, галлюцинациях
и т. д. (См. дополнительный иллюстративный
материал.)
Каждый человек является обладателем
психической реальности: все мы
переживаем эмоции, видим окружающие
предметы, чувствуем запахи, - но
мало кто задумывался, что все
эти явления принадлежат нашей
психике, а не внешней реальности.
Психическая реальность дана
нам непосредственно. По большому
счету, можно сказать, что каждый
из нас и есть психическая
реальность и только через
нее мы можем судить об окружающем
мире. Для чего нужна психика?
Она существует для того, чтобы
объединить и интерпретировать
информацию о мире, соотнести
ее с нашими потребностями
и регулировать поведение в
процессе адаптации - приспособления
к реальности. Еще в конце XIX в. Уильям
Джемс (1842-1910) считал, что основной функцией
психики является регуляция целенаправленного
поведения.
В повседневной жизни мы не
отличаем субъективную реальность
от объективной. Только в особых
ситуациях и при особых состояниях
она дает о себе знать. Когда
образы неадекватны и приводят
нас к ошибкам восприятия и
неверной оценке сигналов, например
удаленности до объекта, мы
говорим об иллюзиях. Типичной
иллюзией является картина луны
над горизонтом. Видимый размер
луны в момент захода значительно
больше, чем когда она расположена
ближе к зениту. Галлюцинации - это
образы, возникающие у человека
без наличия внешних воздействий
на органы чувств. Они также
манифестируют нам, что психическая
реальность самостоятельна и
относительно автономна.
Нам дана лишь собственная
психическая реальность, но мы
считаем, судя по поведению
и высказываниям других людей,
что они тоже испытывают чувства,
думают, планируют действия и
осуществляют свои намерения,
как и мы. Но их поведение
иногда очень отличается от
нашего. Очевидно, у каждого из
них есть собственный внутренний
мир, в чем-то не похожий
на наш. Автолюбители знают,
что есть люди, не различающие
красный и зеленый или синий
и желтый цвета. Существуют
люди с абсолютным музыкальным
слухом и люди, не способные
без фальши прочесть и одну
музыкальную фразу. Многообразие
психических качеств людей столь
велико, что не может не бросаться
в глаза.
Во-вторых, наблюдая за поведением
других людей, своим, живых
существ, а также движениями
неодушевленных предметов, человек
бессознательно выделяет то общее,
что "сближает" его с окружающим
миром, а именно - одушевленность.
В-третьих, не может не вызывать
удивления разнообразие в особенностях
и мотивах поведения людей,
их характеров, привычек, способностей.
Наличие психики как реальности,
детерминирующей поведение индивида,
особенно проявляется при психических
расстройствах, травмах центральной
нервной системы и соматических
болезнях, ведущих к изменению
"состояний сознания".