Структура сознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 17:01, реферат

Описание работы

Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.

Содержание

Введение 3
1 Сознание как высшая ступень развития психики 4
2 Свойства сознания и формы взаимодействие сознания и подсознания 21
Заключение 28
Список используемой литературы: 29

Работа содержит 1 файл

Структура сознания.doc

— 929.00 Кб (Скачать)

      Типовые же, часто встречающиеся в обычной обстановке задачи человек решает подсознательно. Благодаря такому автоматизму сознание освобождается от рутинных операций (ходьба, бег, профессиональные навыки и т. п.) для новых задач, которые в данный момент могут быть решены только на сознательном уровне. Многие знания, отношения, переживания, составляющие внутренний мир каждого человека, не осознаются им, и вызываемые ими побуждения обусловливают поведение, которое остается непонятным как для самого человека, так и для окружающих. Фрейд показал, что бессознательные побуждения лежат в основе многих очагов скрытого напряжения, которые могут порождать психологические трудности адаптации и даже заболевания.

      Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами — вербализовать.

      Выделяют:

      1) подсознательное: те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом вернуться в него;

      2) собственно бессознательное: такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

      Фрейд считал, что бессознательное — это не столько те процессы, на которые не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, — такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

 

2 Свойства сознания  и формы взаимодействие сознания и подсознания

2.1 Свойства сознания

      Сознание  является специфическим свойством человека, его родовым признаком, который выделяет человека из царства животного мира. Животные, даже высоко развитые, не обладают сознанием. Сознание есть свойство социальное, возникает в процессе долгой эволюции и возникновения человека современного типа.

      Если  рассматривать сознание как феномен, укорененный в психике человека, то в нем можно выделить два  основных уровня: чувственно-рациональный и эмоционально-ценностный. К первому  уровню относятся познавательные способности  и знание-информация, полученное с их помощью. К познавательным способностям относят также внимание и память. Эмоционально-ценностный уровень включает в себя собственно то, что называют чувствами: любовь, ненависть, радость, горе, тоску и пр., а также аффекты, страсти, эмоции. К ценностным компонентам этого уровня относятся мотивация, целеполагание, воля, интересы, духовные идеалы личности. Сюда же относятся, аналогично первому уровню, способности, позволяющие создавать в мире личностного сознания указанные элементы.

      Прежде  чем перейти к философскому анализу  основных свойств сознания, необходимо уточнить ряд понятий, которые связаны  также с его психологическими характеристиками и которые также  мы должны использовать при исследовании феномена сознания.

      Наиболее  важным из них выступает понятие образа как мысленного отражения действительности в голове человека. Это - особая субъективная картина реальности. В некотором отношении образ можно отождествить с понятием "психическое отражение", адекватность которого зависит от психических возможностей и от состояния психики человека. Такая трактовка сводит понятие образа к перцептивным и рациональным формам знания (ощущение, представление, восприятие, понятие и пр.). Существует также расширительное понимание образа, в которое включаются культурные, мировоззренческие, научные и общественные характеристики сознательной деятельности людей. В этом случае мы иногда говорим об образе мира, образе жизни, идеальном образе науки, типичном образе современного человека и пр.

      Способность направлять мысленные или практические деятельностные усилия на объект любой природы (реальной, идеальной, чувственной) выражается в понятии внимания. А идеальный желаемый результат любого вида человеческой деятельности фиксируется в понятии цели, представляющей собой мысленное предвосхищение реального результата. Ценность - понятие, обобщающее общественно значимые эталоны, общечеловеческие или групповые идеалы социальной жизни. Ценности являются достоянием общества или его структурных компонентов (групп) и определяют уровень должного, некие эталонные образцы деятельности в сфере науки (истина), морали (добро), практического отношения к себе и другим людям (справедливость, честь, честность, долг, счастье любовь), искусства (красота, прекрасное), правового регулирования общественной жизни (юридические законы и нормы). Существуют понятия, противоположные указанным: ложь, зло, несправедливость, бесчестие, горе, ненависть, беззаконие, бесправие. Их наличие и существование соответствующих им реальных ситуаций позволяют рельефно представить содержание высших положительных человеческих ценностей.

      Совокупность  внутренних или внешних условий, побуждающих к выполнению определенных действий сознательного или даже бессознательного характера, выступает  как мотив, который служит регулятором поведения человека. Знание мотивов помогает раскрыть и объяснить причины поступков людей, а также дать оценку их деятельности.

      Сознание  человека обладает рядом свойств, благодаря  которым отражение человеком  окружающего мира носит субъективный характер. Эти свойства отражены в таблице 1.

 

Таблица 1 - Свойства сознания

Свойство Описание
Активность Сознание связано  с деятельностью, с активным взаимодействием  с окружающим миром.
Избирательный характер Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).
Обобщенность  и отвлеченность Сознание оперирует  не реальными предметами и явлениями  окружающего мира, а обобщенными  и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.
Целостность Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного  свойства возможны внутренние конфликты  ценностей или интересов. При  некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения).
Константность Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность  сознания, определяемые памятью. Константность  сознания обусловливается свойствами личности.
Динамичность Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.
Искаженность Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).
Индивидуальный  характер Сознание каждого  человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом  факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.
Способность к рефлексии Сознание обладает способностью к самонаблюдению и  самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди.
 

 

 

2.2 Взаимодействие сознания и подсознания

      В зоне ясного сознания находит свое отражение малая часть одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма сигналов. Сигналы, попавшие в зону ясного сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном уровне. Осознание затрудняющих регуляцию или решение задачи обстоятельств способствует нахождению нового режима регулирования или нового способа решения, но как только они найдены, управление вновь передается в подсознание, а сознание освобождается для разрешения вновь возникающих трудностей. Эта непрерывная передача управления, обеспечивающая человеку возможность решать все новые задачи, опирается на гармоничное взаимодействие сознания и подсознания. Сознание привлекается к данному объекту только на короткий интервал времени и обеспечивает выработку гипотез в критические моменты недостатка информации.

      Большая часть процессов, протекающих во внутреннем мире человека, им не осознается, но в принципе каждый из них может стать осознанным. Для этого нужно выразить его словами – вербализировать. Выделяют:

  1. подсознательное – те представления, желания, действия, устремления, которые ушли сейчас из сознания, но могут потом прийти в сознание;
  2. собственно бессознательное – такое психическое, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным.

      Фрейд считал, что бессознательное –  это не столько те процессы, на которые  не направляется внимание, сколько переживания, подавляемые сознанием, такие, против которых сознание воздвигает мощные барьеры.

      Человек может прийти в конфликт с многочисленными  социальными запретами, в случае конфликта у него нарастает внутренняя напряженность и в коре головного мозга возникают изолированные очаги возбуждения. Для того, чтобы снять возбуждение, нужно прежде всего осознать сам конфликт и его причины, но осознавание невозможно без тяжелых переживаний, и человек препятствует осознанию, эти тяжелые переживания вытесняются из области сознания.

      Для исключения такого болезнетворного  влияния необходимо осознать травмирующий фактор и переоценить его, ввести его в структуру других факторов и оценок внутреннего мира и тем  самым разрядить очаг возбуждения  и нормализовать психическое состояние человека. Только такое сознание устраняет травмирующее воздействие "неприемлемой" идеи или желания. Заслуга Фрейда в том, что он сформулировал указанную зависимость и включил ее в основу терапевтической практики "психоанализа".

      Психоанализ включает поиск скрытых очагов в коре мозга, возникающих при вытеснении неприемлемых желаний, и осторожную помощь человеку в сознании и переоценке тревожащих его переживаний. Психоанализ включает поиск очага (его вспоминание), вскрытие его (перевод информации в словесную форму), переоценку (изменение системы установок, отношений) переживания в соответствии с новой значимостью, ликвидацию очага возбуждения, нормализацию психического состояния человека.

      Только  переводя неосознанные импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

      Итак, сознание как внутренняя модель, отражающая внешнюю среду человека и его собственный мир в их стабильных свойствах и динамических взаимоотношениях, помогает человеку эффективно действовать в реальной жизни.

      Существует  научно-обоснованное мнение о психике, как  высшей формы отбора, построенной  по типу инструмента, который выбирает отдельные черты из множества явлений.

      По  мнению советского психолога Л.С. Выготского, сознание, которое осознавало бы все, ничего бы не осознавало. Глаз, который бы видел все, именно поэтому не видел бы ничего. Избирательное внимание, с одной стороны, - это психический акт, в котором познавательная деятельность произвольно направлена на значимый объект, у человека он прямо связан с сознанием. С другой стороны, на физиологическом уровне избирательное внимание - это локальная активация определенных корковых и подкорковых структур и более или менее выраженное торможение других участков мозга. Тормозная функция механизмов избирательного внимания выполняет защитную роль, предохраняет сознание человека от «информационного шума.

      Давайте сделаем попытку осмыслить вышеприведенную  информацию: "сознание, которое осознавало бы все, ничего бы не осознавало. Глаз, который бы видел все, именно поэтому не видел бы ничего" .

      Из  волновой физики известно о существовании  временного и частотного разделения каналов.  Временное разделение каналов характеризуется тем, что в каждый момент времени наше сознание может воспринимать только какую-то одну частоты волны. Все остальные существуют за "горизонтом нашего сознания". Но совсем другое дело  частотное разделение каналов. В таком пространстве все волны "имеют место быть", не мешая друг другу, т.е. существовать одновременно.

Информация о работе Структура сознания