Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:40, доклад
Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.
Структура психики по З. Фрейду.
Модель
психической структуры личности
сложилась в психоанализе Фрейда
не сразу, а в процессе длительной
психотерапевтической практики. На ее
сущностное и мировоззренческое
обоснование оказали
Организация психики, которую называют "топографической моделью" З.Фрейда, представляет единство трех уровней - СОЗНАНИЯ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО и БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Эти уровни находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух уровней — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.
СОЗНАНИЕ включает всё то, что находится здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека.
ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или "доступной памятью", включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, т.к. его содержание не исключено из сознания, а только удалено временно.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет самую глубокую и значимую часть человеческого разума и включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, влечения, воспоминания, которые настолько угрожают бодрствующему сознанию, что были в свое время вытеснены, но продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. На основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы - комплексы. В бессознательном отсутствует отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия - неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженной энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении.
Решающую роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:
-
влечения "Я" цель которых — самосохранение
индивида;
- сексуальные влечения (libido), цель которых
— продолжение рода; они рождаются вместе
с телом человека и ведут никогда не угасающую
жизнь в его психике.
На основе влечений, и в особенности инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа. Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.
Разработанная Фрейдом типология влечений в процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной — продолжение рода — или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.
Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.
Это новое предложенное Фрейдом деление влечений, отразило сильное влияние на его теорию идей знаменитого немецкого биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана.
С
позиции классического
Концептуальная модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов была пересмотрена 3. Фрейдом в 20-ые годы двадцатого столетия, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой анатомия личности представляет процессы "ОНО" (ИД), "Я" (ЭГО) и "СВЕРХ-Я" (СУПЕР-ЭГО).
По Фрейду, часть психического аппарата под названием "ОНО" (ИД) - это средоточие инстинктов, а также агрессивных и сексуальных влечений. Содержание "ОНО" бессознательно и находится в конфликте с "Я" и "СВЕРХ-Я". Но импульсы "ОНО" не склонны оставаться неосознанными, они пытаются достичь сознания и тем самым быть удовлетворенными. "ОНО" живет по принципу достижения удовольствия и не всегда прямо открыто для наблюдения. Если в "ОНО" преобладает покой и удовлетворенность, то о его содержании ничего невозможно сказать. О нем можно узнать только по оговоркам, опискам, грезам, сновидениям, ассоциациям, символам. Психоанализ в этом смысле помогает содержанию "ОНО", т.к. выступает в качестве его освободителя.
В качестве третьего пласта психической структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их как посредник. Здесь психические переживания подвергаются как бы двойной цензуре. Понятие "Я" (ЭГО) - не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. Основной функцией «Я» является запрет. 3. Фрейд называет "Я" "слугой трех господ", поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, "ОНО" и "СВЕРХ-Я", его "Я" стремится опосредовать отношения между миром и "ОНО", подчинить "ОНО" его требованиям, и привести мир в соответствие с желаниями "ОНО".
Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".
Пройдя цензуру, которая лежит на границе бессознательного и "Сверх-Я", психические элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго процензуровано. По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.
"Я"
способно к наблюдению и "ОНО",
и самого себя, и "СВЕРХ-Я".
В ответ на неприятный сигнал
тревоги "Я" приводит в
действие ряд защитных
Все защитные меры "Я" против "ОНО" осуществляются тихо и незаметно для самого "Я". Их невозможно увидеть в действии, виден только результат действия защитных механизмов "Я". Но это само по себе уже может стать объектом анализа. Если бдительность "Я" ослаблена (сном, гипнозом, лекарствами, усталостью, болью, либо с помощью специальных психологических техник), то "ОНО" может прорваться в область "Я" в виде оговорок, забывания, описок и т.п. Материал, помогающий анализировать "Я", выступает в форме сопротивления анализу "ОНО". "Я" в анализе становится активным, когда пытается с помощью противодействия воспрепятствовать вторжению "ОНО". А поскольку аналитик занят тем, чтобы помочь "ОНО" войти в область осознания, то "Я" начинает сопротивляться самому аналитику. Анализ сопротивлений "Я" дает хорошую возможность наблюдать и осознавать бессознательные защитные действия "Я".
"Я"
защищается не только от
Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с особым психическим механизмом - идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.
В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.
В случае, когда "Я" принимает требования "СВЕРХ-Я", то между "Я" и "СВЕРХ-Я" возникают гармоничные отношения ". При этом описание "СВЕРХ-Я" становится неопределенным из-за содержательного совпадения с "Я". О "СВЕРХ-Я" можно судить только тогда, когда его содержание начинает критично или враждебно относиться к "Я". "СВЕРХ-Я" становится видимым через состояния, которые продуцируются им в "Я", например, через чувства вины и совести. "СВЕРХ-Я" подсказывает "Я", что следует подавить, отправив в "ОНО", а что можно разрешить как приемлемое с его точки зрения. По отношению к "Я" "СВЕРХ-Я" играет роль судьи, обособившись от "Я" и властвуя над ним.
3. Фрейд разделил "СВЕРХ - Я" на две подсистемы - совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, а эго-идеал - с поощрительным аспектом поведения. Эго-идеал у индивида формируется не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими что-либо, но и при достижении им цели, когда у него возникает чувство гордости и самоуважения.
"СВЕРХ
- Я" считается сформированным,
когда родительский контроль
полностью замещает