Структура психики по З. Фрейду

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 20:40, доклад

Описание работы

Модель психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое обоснование оказали воздействие философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Работа содержит 1 файл

Структура психики по З. Фрейду.docx

— 20.61 Кб (Скачать)

Структура психики по З. Фрейду.

Модель  психической структуры личности сложилась в психоанализе Фрейда не сразу, а в процессе длительной психотерапевтической практики. На ее сущностное и мировоззренческое  обоснование оказали воздействие  философские теории Ф. Ницше, А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, влиянию которых Фрейд был подвержен в наиболее поздний период своей деятельности.

Организация психики, которую называют "топографической моделью" З.Фрейда, представляет единство трех уровней - СОЗНАНИЯ, ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОГО и БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО. Эти уровни находятся между собою в состоянии непрерывного взаимодействия. Для первых двух уровней — сознательного и бессознательного — характерна постоянная напряженная борьба, определяющая функционирование всей психической жизни человека. Результатом этой борьбы выступает каждый душевный акт и человеческий поступок.

СОЗНАНИЕ  включает всё то, что находится  здесь и сейчас в поле восприятия, ощущений, переживаний, мыслей и внимания человека.

ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНОЕ, которое иногда называют подсознательным, осознанным знанием или "доступной  памятью", включает в себя весь опыт, который хоть и не осознается в  данный момент, но может восстановиться, вернуться в сознание либо спонтанно, либо без особых усилий, т.к. его содержание не исключено из сознания, а только удалено временно.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ представляет самую глубокую и значимую часть человеческого разума и  включает в себя примитивные врожденные инстинкты, эмоции, влечения, воспоминания, которые настолько угрожают бодрствующему сознанию, что были в свое время вытеснены, но продолжают определять особенности повседневного функционирования человека. На основе которых формируются разрозненные группы эмоциональных переживаний и даже целостные их группы - комплексы. В бессознательном отсутствует отрицание и сомнение. Оно безразлично к реальности и живет по принципу удовольствия - неудовольствия. Содержание бессознательного, сильно нагруженной энергией влечений, стремится вернуться в сознание и проявиться в поведении.

Решающую  роль в образовании комплексов играют влечения (Friebe). Именно они составляют основной фонд бессознательного. Представляя собой психические элементы внутренних раздражении организма, имеющих соматический (телесный) характер, влечения подразделяются на две группы:

- влечения "Я" цель которых — самосохранение индивида; 
- сексуальные влечения (libido), цель которых — продолжение рода; они рождаются вместе с телом человека и ведут никогда не угасающую жизнь в его психике.

На  основе влечений, и в особенности  инфантильных влечений сексуального характера, происходит формирование комплекса Эдипа, учение Фрейда о котором — одно из важнейших в психоанализе. Фрейд считал, что личность во всех жизненных ситуациях заимствует свою психическую энергию от этого первого, вытесненного в бессознательное, комплекса Эдипа. Положение Фрейда о ведущей роли эдипова комплекса в психической структуре личности не является бесспорным. Но важно отметить то обстоятельство, что в ситуациях делового общения так или иначе происходит спонтанная психическая дифференциация партнеров по признаку пола. И в зависимости от того, кто ваш деловой партнер — мужчина или женщина, соответственно срабатывают механизмы психологической защиты, а также эффекты ореола, идентификации и стереотипизации.

Разработанная Фрейдом типология влечений в  процессе психотерапевтической практики подверглась им существенной корректировке. Он вводит новое деление влечений и предлагает более расширенное толкование содержания бессознательного. При этом он исходит из того, что психическая жизнь человека представляет собой непрерывную борьбу между Эросом (сексуальными влечениями и влечениями "Я") и Танантосом (влечениями к смерти). Эрос обеспечивает стремление психики человека к жизни, к ее сохранению во что бы то ни стало, или в форме сексуальной — продолжение рода — или в виде целостности организма. Весь физиологический процесс созидания, пока организм жив, обеспечивается этим стремлением психики, то есть Эросом.

Танатос, напротив, пытается вернуть организм человека в безжизненное состояние, к мертвой, неорганической материи. Но пока человеческий организм жив, преобладает Эрос.

Это новое предложенное Фрейдом деление  влечений, отразило сильное влияние  на его теорию идей знаменитого немецкого  биолога, основателя неодарвинизма А. Вейсмана.

 

С позиции классического психоанализа, включающего теории общего психического развития, психологического происхождения  неврозов и психоаналитической терапии, психика человека изначально не делится  на сознание и бессознательное. Такое  деление возникает в раннем детстве  и завершается в период полового развития.

Концептуальная  модель психической жизни человека, построенная на идее неосознаваемых психических процессов была пересмотрена 3. Фрейдом в 20-ые годы двадцатого столетия, превратившись в структурную модель психической жизни, в контексте которой анатомия личности представляет процессы "ОНО" (ИД), "Я" (ЭГО) и "СВЕРХ-Я" (СУПЕР-ЭГО).  

По  Фрейду, часть психического аппарата под названием "ОНО" (ИД) - это  средоточие инстинктов, а также агрессивных  и сексуальных влечений. Содержание "ОНО" бессознательно и находится  в конфликте с "Я" и "СВЕРХ-Я". Но импульсы "ОНО" не склонны оставаться неосознанными, они пытаются достичь  сознания и тем самым быть удовлетворенными. "ОНО" живет по принципу достижения удовольствия и не всегда прямо открыто  для наблюдения. Если в "ОНО" преобладает  покой и удовлетворенность, то о  его содержании ничего невозможно сказать. О нем можно узнать только по оговоркам, опискам, грезам, сновидениям, ассоциациям, символам. Психоанализ в этом смысле помогает содержанию "ОНО", т.к. выступает в качестве его освободителя.

В качестве третьего пласта психической  структуры личности Фрейд называет "предсознательное" "Я". Оно  находится между "Сверх-Я" и "Оно" (бессознательным), связывая их как  посредник. Здесь психические переживания  подвергаются как бы двойной цензуре. Понятие "Я" (ЭГО) - не отождествляется ни с индивидом как таковым, ни с психическим аппаратом в целом. Основной функцией «Я» является запрет. 3. Фрейд называет "Я" "слугой трех господ", поскольку оно выступает как посредник, пытающийся примирить противоречивые требования внешнего мира, "ОНО" и "СВЕРХ-Я", его "Я" стремится опосредовать отношения между миром и "ОНО", подчинить "ОНО" его требованиям, и привести мир в соответствие с желаниями "ОНО".

Принцип наслаждения, который господствовал в бессознательном, теряет свое значение. Рядом с ним начинает действовать новый принцип психической жизни — принцип реальности. Он оценивает уместность и возможность выполнения того или иного действия, мотивируемого потребностями "Оно".

Пройдя  цензуру, которая лежит на границе  бессознательного и "Сверх-Я", психические  элементы получают вербальное (словесное) оформление и только после этого  они могут перейти в сознание. Не прошедшие испытание "принципом реальности" психические элементы (например, асоциальные, эгоистические потребности, агрессивные, сексуальные влечения) вытесняются вновь в систему бессознательного. Таким образом все, что находится в сознании или может войти в него, — строго процензуровано. По своему содержанию предсознательное включает в себя прежде всего психические процессы мышления и памяти, которые осуществляют селективный отбор и сортировку желаний, влечений бессознательного и соответствующих им идей, сообразуясь с реалиями внешнего мира.

"Я"  способно к наблюдению и "ОНО", и самого себя, и "СВЕРХ-Я". В ответ на неприятный сигнал  тревоги "Я" приводит в  действие ряд защитных механизмов. Под этим понимается совокупность действий индивида на уменьшение или устранение любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости душевного равновесия. То есть "Я" осуществляет приспособление к реальности. Ограничивая импульсы "Я" прислушивается к "СВЕРХ-Я", решая либо подавить нечто, отправив его в "ОНО", либо выпустить их в свет как приемлемое с точки зрения общества. Если бы не давление "Я" или представляемых им внешних сил с их требованиями, судьба всех влечений стремилась бы лишь к одному - к удовлетворению. Таким образом, задача "Я" - это самосохранение и приобретение средств, с помощью которых можно осуществлять адаптацию к воздействиям со стороны "ОНО" и к требованиям окружающей реальности.

Все защитные меры "Я" против "ОНО" осуществляются тихо и незаметно  для самого "Я". Их невозможно увидеть  в действии, виден только результат  действия защитных механизмов "Я". Но это само по себе уже может  стать объектом анализа. Если бдительность "Я" ослаблена (сном, гипнозом, лекарствами, усталостью, болью, либо с помощью специальных психологических техник), то "ОНО" может прорваться в область "Я" в виде оговорок, забывания, описок и т.п. Материал, помогающий анализировать "Я", выступает в форме сопротивления анализу "ОНО". "Я" в анализе становится активным, когда пытается с помощью противодействия воспрепятствовать вторжению "ОНО". А поскольку аналитик занят тем, чтобы помочь "ОНО" войти в область осознания, то "Я" начинает сопротивляться самому аналитику. Анализ сопротивлений "Я" дает хорошую возможность наблюдать и осознавать бессознательные защитные действия "Я".

"Я"  защищается не только от прорыва  "ОНО" в область "Я", но и от аффектов, связанных  с этими инстинктами. Любовь, вожделение, ревность, разочарование, страдание  и печаль сопутствуют сексуальным  желаниям. Ненависть, гнев, ярость  сопутствуют агрессии. Индивидуальное "Я", оставаясь одним и тем  же, во всех своих конфликтах  достаточно последовательно выбирает  то один, то другой способ защиты. "СВЕРХ-Я" (СУПЕР-ЭГО) представляет  собой моральное сознание и  имеет содержание в основном  доступное восприятию и осознанию. "СВЕРХ-Я" заполняется представлениями  из морали, права, политики, религии  и из других запретов общества. "СВЕРХ-Я" формируется под влиянием социальной среды и запретов. Принимая на себя функции нравственного сознания, она оценивает все поступки и душевные акты личности с точки зрения "добра" и "зла".

Образование "Сверх-Я" Фрейд связывает с  особым психическим механизмом - идентификацией (отождествлением). В жизни человека идентификация возникает довольно часто, особенно, когда ему необходимо перейти от овладения каким-либо лицом к отождествлению себя с ним.

В качестве примера Фрейд приводит отождествление ребенка с отцом  в период переживания эдипова комплекса. В дальнейшем, во взрослой жизни, это проявляется как отождествление с авторитетным лидером, с объектом любви и т.п.

 

 

 В случае, когда "Я" принимает  требования "СВЕРХ-Я", то между "Я" и "СВЕРХ-Я" возникают гармоничные  отношения ". При этом описание "СВЕРХ-Я" становится неопределенным из-за содержательного совпадения с "Я". О "СВЕРХ-Я" можно судить только тогда, когда его содержание начинает критично или враждебно относиться к "Я". "СВЕРХ-Я" становится видимым через состояния, которые продуцируются им в "Я", например, через чувства вины и совести. "СВЕРХ-Я" подсказывает "Я", что следует подавить, отправив в "ОНО", а что можно разрешить как приемлемое с его точки зрения. По отношению к "Я" "СВЕРХ-Я" играет роль судьи, обособившись от "Я" и властвуя над ним.

 

3. Фрейд разделил "СВЕРХ - Я" на две подсистемы - совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний, а эго-идеал - с поощрительным аспектом поведения. Эго-идеал у индивида формируется не только родителями, одобряющими и высоко оценивающими что-либо, но и при достижении им цели, когда у него возникает чувство гордости и самоуважения.

"СВЕРХ  - Я" считается сформированным, когда родительский контроль  полностью замещает самоконтроль, который помогает убедить ЭГО  в преимуществе идеальных целей  над реальными.


Информация о работе Структура психики по З. Фрейду