Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:53, творческая работа
Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.
Марянян Карина Таблица Структура личности в психологических теориях
Теоретический подход, автор |
структурные элементы личности |
содержание структурных |
взаимоотношения между элементами |
Представления о структуре личности в теории З.Фрейда Структура личности в законченном виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) ; "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921) ; "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия. |
Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения. |
В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом. |
Основной проблемой |
Представления о структуре личности в теории К. Юнга Юнг известен и как создатель
интересной классификации типологии личнос Основные работы: "Психологические типы" (1921), "Аналитическая психология: теория и практика" (1968), "Архетип и символ" (1991). |
Определяющая роль в структуре личности отводится коллективному бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события. |
В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное и Коллективное бессознательное. В структуре сознания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego). |
Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессознательного проявляются неврозами. Аналитическая терапия направлена на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного. Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не приводит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их первопричина — эмоциональный "комплекс", и он должен являться мишенью для лечебного воздействия. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, переосознать его и изменить эмоциональный знак —поменять направление аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если происходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны". |
Представления о структуре личности в теории Ж. Лакана. Личность Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал, рассматривая ее с точки зрения психологической ориентации индивида , т. е. с позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". По его мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его "Я" никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через "Другого", через отношения с др. людьми. Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание др. человека. |
Структура человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального. |
Воображаемое – это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты. Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду обществом. Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненной функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него рационализированной форме. |
. Если в рамках картезианской
традиции "субъект" рассматривался
как некая субстанциальная
|
Теория Г. Олпорта . «Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление». Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами. Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности. |
Олпорт разделил диспозиции на: 1)кардинальные диспозиции 2) центральные диспозиции 3) вторичные диспозиции |
кардинальные диспозиции выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние. Так, например, ярко выраженная авторитарная личность воспринимает мир через призму своих, весьма специфических стереотипов, что проявляется в огромном количестве бытовых ситуаций. Эта диспозиция очень редка. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк. центральные диспозиции (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. Мы легко можем определить личность по тем или иным чертам, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного — от пяти до десяти важных характеристик; вторичные диспозиции (например, гомофобия) представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Данная диспозиция более ограничена в проявлении и, следовательно, имеет меньший диапазон для «обсуждения», описания личности. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде, например). |
Личные диспозиции помогают нам создать полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие. Г. Олпорт не использует в своей теории личности понятие самость как таковое, а оперирует понятием проприум (proprium от лат. личная собственность). Проприум — это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Назовем их проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения. |
Теория Р.Кэттела. В определении Кэттелла личность представляет собой систему черт, которым он даёт собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кэттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные). |
Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кэттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения. |
Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кэттелл назвал «слитным научением». При этом научении определённое поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные |
Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные социальные институты. Кэттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трёх способов:
1) умышленное намерение создать определённый тип личности;
2) ситуационные или
3) индивид может сам определить
для себя необходимость |
Теория Г. Айзенка. Личность – это совокупность
черт, позволяющая предсказать
Наиболее популярные факторные теории личности разработаны Гансом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности. |
Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение. |
Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими. Интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов. Их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение. Однако, согласно Айзенку, принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а, скорее, биологические или генетические по природе. Нейротизм (N) - второй тип, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким, как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы. Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Они часто жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль в спине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм, однако, совсем не обязательно подразумевает невроз в традиционном смысле этого слова. Человек может показывать высокий уровень нейротизма и быть свободным от каких бы то ни было ослабляющих невротических симптомов. Психотизм/Суперэго Психотизм (P) как унитарная концепция, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. Это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное "супер-Я"), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены. |
Наиболее увлекательным |
Теория «большой пятёрки» В этой теоретической рамке работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг и многие другие. Личность — это важный определяющий фактор мыслей, чувств и поведения человека. Один из наиболее значимых способов изучения личности, найденный учеными, — описание его черт. Говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека. Пять основных черт, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархической модели личности «Большая пятерка». Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, религии или страны проживания. |
Пять фундаментальных черт, универсальных факторов, составляющих структуру личности человека, - результат пятидесятилетних научных поисков ученых многих стран мира Экстраверсия Положительный эмоциональный настрой Общительность Душевность Невротизм-Беспокойство Застенчивость Уязвимость Уживчивость Доверчивость Прямота Отзывчивость Добросовестность Компетентность Любовь к порядку Самодисциплина Открытость опыту Фантазия Действия Идеи |
Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты — люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны. Невротизм -отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим. Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе Добросовестность —Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности. Открытость опыту показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски. |
Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для определения взаимоотношений и типов поведения на работе и таким образом для понимания в целом организационного поведения. Ученые обнаружили, что люди с сильным отрицательным эмоциональным настроем более склонны переживать стрессы на работе. Исследования также показали, что люди с положительным эмоциональным настроем, как правило, чувствуют себя на работе хорошо, испытывают удовлетворение, а также чаще всего успешно трудятся там, где требуется взаимодействие с другими людьми, например, в области управления и продаж.Как вы, наверное, уже поняли, не бывает хорошего или плохого типа личности. Каждый человек по-своему уникален, и разные типы личности могут соответствовать различным сферам деятельности. Хорошие руководители должны понимать особенности личности и уметь работать с разными людьми. |
Феноменологическая теория К. Роджерса Гуманистическая психология
рассматривает личность как |
Важным компонентом структуры личности является «Я-концепция». Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентною (противоречивой). Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности - ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствования человеческого Я |
психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность - это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому (Rogers, 1959) |
Большое значение для феноменологического направления теории личности имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, нам необходимо постичь его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека - ведь в конечном счете только эти переживания ответственны за поведение. Это и есть феноменологическая реальность |
«Онтологический» подход С.Л. Рубинштейна «Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей – возрастной, событийной, продуктов творчества, социальных достижений – своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни». Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект. |
В разработанной структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личности определяется через триединство – что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер. |
Личность рассматривается в |
На жизненном пути бывают такие узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного решения на более или менее длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личность может перевести свою жизнь в иное русло, круто изменив ее направление.
Человек является не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях, пропорциях, с определенной мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации. |
«Блочная» концепция К.К. Платонова |
К. К. Платонов выделяет в структуре личности следующие уровни:
– социально обусловленные
– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);
– опыт (объем и качество имеющихся знаний, навыков, умений и привычек);
– индивидуальные особенности различных психических процессов. |
1. Биологически обусловленная 2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства, воля); 3.Подструктура социального Важным регулятором поведения личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его СО. Роль Я-концепциии: 1) способствует достижению 2) определяет характер и 3) служит источником ожидания
относительно собственного |
|
Подход А.Г. Ковалёва А. Г. Ковалев так определяет структуру личности: "Из психических процессов на фоне состояний обра-зуются свойства личности... В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)" |
Компоненты структуры личности является 3.характер, четвертым 4. система
управления, которую обозначают понятием
«Я», |
Структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур. |
Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека» |
Теория личностных конструктов Джорджа Келли «- Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысление событий и явлений по различным основаниям. - Личностные конструкты |
Конструкты имеют ряд а) диапазон применимости - широта ситуаций,
где конструкт может б) фокус применимости - ситуации, в которых субъект всегда опирается на данный конструкт; в) «проницаемость» («непроницаемость») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений. |
Психически развитая личность имеет ряд характеристик: - Стремление оценивать свои
конструкты и проверять - Установка на изменение - Желание расширять диапазон, объем и охват своей конструктной системы. - Хорошо развитый репертуар ролей». |
Личностные процессы, в психологическом
плане, направляются по тем каналам,
в русле которых человек |
Мотивационно-смысловая концепция А.Н. Леонтьева «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений. |
С позиций А. Н. Леонтьева, личность и
ее структура определяется и характеризуется иерахрически |
Один из наиболее интересных аспектов теории личности А.Н. Леонтьева - это анализ того, что происходит в результате "второго рождения личности". Происходит прежде всего овладение своим поведением, становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием. "Только идеальный мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами", т.е. выступить как посредующий механизм для овладения своим поведением, разрешить конфликт во внешнем поле, разрешить тот самый буриданов конфликт. Именно в воображении, считает А.Н. Леонтьев, мы можем найти и выстроить то, что поможет нам овладеть своим собственным поведением. |
"Психологические механизмы |
Системно-антропологический Каждый уровень имеет свое временное становление. Индивид развивается в онтогенезе, через биологическое созревание организма. В субъектогенезе развиваются разные сферы психики, а также устанавливаются определенные функциональные связи между ними. Формирование и развитие личности происходит в ходе ее жизненного пути. Индивидуальность имеет свою индивидуальную историю. Каким термином обозначить развитие человека в целом? Термин "онтогенез", который раньше выполнял эту функцию, теперь используется преимущественно в биологическом смысле, поэтому правомернее отнести его к развитию индивида, как биологического модуса человека. |
Б. Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства: – определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических); – динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках; – статус и социальные функции-роли; – мотивация поведения и – структура и динамика отношений. |
Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях: 1) онтогенетическая эволюция 2) становление деятельности и история развития человека как субъекта труда, познания и общения; 3) жизненный путь человека (история личности). Б. Г. Ананьев считает, что структура личности строится по двум принципам одновременно: 1) субординационному, или 2) координационному, при котором
взаимодействие осуществляется
на паритетных началах, |
О человеке, как индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, мы только и можем реализовать по-настоящему комплексный подход к человеку – на всех его структурных уровнях и на всех стадиях его развития. Комплексное же изучение человека имеет не просто чисто теоретический интерес: в настоящее время вместе с кризисами экологическим, социальным, экономическим уже можно говорить и о кризисе антропологическом, который лежит в основании всех других кризисов. Поэтому либо XXI век будет веком наук о человеке, либо последующего века может просто и не быть. |
Информация о работе Структура личности в психологических теориях