Структура личности в психологических теориях

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 13:53, творческая работа

Описание работы

Структура личности понимается З. Фрейдом как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

Работа содержит 1 файл

Таблицаа.docx

— 42.78 Кб (Скачать)

Марянян Карина  Таблица Структура личности в психологических теориях

Теоретический подход, автор

структурные элементы личности

содержание структурных элементов

взаимоотношения между элементами

Представления о структуре личности в теории З.Фрейда

Структура личности в законченном  виде представлена Фрейдом в работах "По ту сторону принципа удовольствия" (1920) ; "Массовая психология анализ человеческого "Я" (1921) ; "Я" и "Оно" (1923). Предлагаемая модель личности представляет собой взаимодействия трех уровней, находящихся между собой в определенных соотношениях. Это - "Оно" (Id) , т.е. глубинный уровень бессознательных влечений, своеобразный резервуар бессознательных иррациональных психических реакций и импульсов, биологических по своей природе. Это основа деятельности личности, та психическая инстанция, которая руководствуется своими собственными законами. "Оно" является единственным источником психической энергии и руководствуется только принципом удовольствия.

Структура личности понимается З. Фрейдом  как состоящая из я и оно. Фрейд считает, что движущей силой развития психики является энергия бессознательного, психосексуального влечения.

В психической жизни З. Фрейд выделяет три уровня: бессознательное, предсознательное и сознательное. Источником инстинктивного заряда, придающего мотивационную силу человеческому поведению (как в его моторных, так и в мыслительных формах), является бессознательное. Оно насыщено сексуальной энергией (Фрейд обозначает ее термином «либидо»). Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

Основной проблемой психоанализа, рассматриваемого З. Фрейдом, является проблема мотивации. Подобно тому как образ и действие – суть реалий, выполняющих жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлексирующего сознания, одной из главных реалий является мотив.

Представления о структуре личности в теории К. Юнга

Юнг известен и как создатель  интересной классификации типологии личностей. В ее основе лежат признаки, указывающие на личностные различия по преимущественной направленности интересов человека на внешний (экстраверты) или внутренний (интроверты) мир.

Основные работы: "Психологические  типы" (1921), "Аналитическая психология: теория и практика" (1968), "Архетип  и символ" (1991).

Определяющая роль в структуре  личности отводится коллективному  бессознательному, которое имеет врожденный характер и образуется из следов памяти, оставленных всем прошлым человечества. Коллективное бессознательное проявляется у отдельных людей в виде архетипов ("первичная модель", прообраз) — общих для всех людей направления идей, обобщенного опыта предков. Это не воспоминания или образы как таковые, а предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении некие универсальные стереотипы восприятия, мышления и действия в ответ на определенные события.

В структуре личности Юнг выделяет Сознание, Индивидуальное бессознательное  и Коллективное бессознательное. В  структуре сознания —два слоя: "Я для других" (Персона) и "собственно Я" (Ego).

Нарушения в динамическом равновесии сознания и бессознательного проявляются  неврозами. Аналитическая терапия  направлена на оптимизацию взаимодействия сознания и бессознательного. Устранение отдельного симптома болезни к выздоровлению не приводит, т.к., убрав один симптом, взамен получаем новые. Их первопричина — эмоциональный "комплекс", и он должен являться мишенью для лечебного воздействия. Чтобы корректировать "комплекс", необходимо "извлечь" его из бессознательного, переосознать его и изменить эмоциональный знак —поменять направление аффекта. Психологическая коррекция эффективна, если происходит одновременно коррекция как "тени", так и "персоны".

Представления о структуре личности в теории Ж. Лакана. Личность Лакан понимал как знаковое, языковое сознание, структуру же знака психологизировал, рассматривая ее с точки зрения психологической ориентации индивида , т. е. с позиции проявления в ней действия бессознательного, реализующегося в сложной диалектике взаимоотношения "нужды" и "желания". По его мнению, человек никогда не тождественен какому-либо своему атрибуту, его "Я" никогда не может быть определено, поскольку всегда находится в поисках самого себя и способно быть репрезентировано только через "Другого", через отношения с др. людьми. Однако при этом никто не может полностью познать ни самого себя, ни другого, т. е. не способен полностью войти в сознание др. человека.

Структура человеческой психики, по Лакану, является сферой сложного и противоречивого взаимодействия трех составляющих: Воображаемого, Символического и Реального.

Воображаемое – это такой комплекс иллюзорных представлений, которые человек создает сам о себе и который играет важную роль его психической защиты, или, вернее, самозащиты. Символическое – это сфера социокультурных норм и представлений, которые индивид усваивает в основном бессознательно, "символически", чтобы иметь возможность нормально существовать в обществе, т. е. это область сверхличных, всеобщих смыслов, задаваемых индивиду обществом. Реальное – самая проблематичная категория Лакана – включает непосредственные жизненной функции и отправления. Это та сфера биологически порождаемых и психически сублимируемых потребностей и импульсов, которые не даны сознанию индивида в какой-либо доступной для него рационализированной форме.

  .

Если в рамках картезианской  традиции "субъект" рассматривался как некая субстанциальная целостность, как суверенный носитель сознания и  самосознания и как ценностная точка  отсчета в культуре, то, по Лакану, напротив, субъект предстает как функция культуры, как точка пересечения различных символических структур и точка приложения сил бессознательного. Не культура является атрибутом индивида, а индивид оказывается "атрибутом" культуры, говорящей "при помощи" субъекта; сам же по себе субъект есть "ничто", некая "пустота", заполняемая содержанием символических матриц. Отсюда – постоянное взаимодействие между субъектом как носителем культурных норм и "Я" как носителем "желания", т. е. между Символическим и Воображаемым. Символическое пытается полностью подчинить себе индивида, тогда как задача "Я" состоит в том, чтобы, используя топосы культуры, создать с их помощью собственный нарциссический образ, т. е., подставив "Я" на место "субъекта", создать себе культурное алиби. Тем самым уточняется понятие бессознательного: бессознательное, по Лакану, это "речь Другого", но такая речь, которая постоянно редактируется Воображаемым.

 

  

Теория Г. Олпорта . «Личность — это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление». Олпорт обращал большое внимание на проблему общего и индивидуального в личности, обособляя общие черты и личностные черты (диспозиции, от лат. disposition — расположение). Под общими чертами понимаются такие универсальные признаки, которые присущи всем людям, но в различной степени, по которым людей можно сравнивать друг с другом, которые можно измерять номотетическими методами. Личностные диспозиции — такие уникальные индивидуальные особенности поведения, которые устойчиво повторяются у данной личности, но отсутствуют у подавляющего большинства других людей. Олпорт настаивал на диалектическом единстве идиографических и номотетических методов в исследовании личности.

Олпорт разделил диспозиции на:

1)кардинальные диспозиции

2) центральные диспозиции

3) вторичные диспозиции

кардинальные диспозиции выражают черту настолько всепроникающую и оказывающую столь сильное влияние на поведение человека, что практически в каждом поступке, каждом действии можно проследить её влияние. Так, например, ярко выраженная авторитарная личность воспринимает мир через призму своих, весьма специфических стереотипов, что проявляется в огромном количестве бытовых ситуаций. Эта диспозиция очень редка. В качестве примеров кардинальных диспозиций Олпорт приводит исторические и вымышленные характеры. Например, Макиавелли, Дон Жуан или Жанна д'Арк.

центральные диспозиции (такие как доброта, приветливость, напористость) проявляются в ограниченном спектре ситуаций. Они наиболее типичны для индивидов. Мы легко можем определить личность по тем или иным чертам, они наиболее характерны и их очень просто выявить. Однако сам Олпорт считал, что их сравнительно немного — от пяти до десяти важных характеристик;

вторичные диспозиции (например, гомофобия) представляют собой черты, которые наименее заметны, обобщены и согласованны. Менее важные, но регулярно проявляющиеся характеристики. Данная диспозиция более ограничена в проявлении и, следовательно, имеет меньший диапазон для «обсуждения», описания личности. Нужно досконально знать человека, чтобы определить его вторичные диспозиции (предпочтения в еде и одежде, например).

Личные диспозиции помогают нам создать  полную картину поведения личности, её индивидуальность и своеобразие. Г. Олпорт не использует в своей теории личности понятие самость как таковое, а оперирует понятием проприум (proprium от лат. личная собственность). Проприум — это совокупность всех сторон личности, ее внутреннее единство. Введя понятие проприум в теорию психологии личности, Олпорт не открыл нового феномена, а только расширил ее понятийный аппарат. Другие теоретики психологии, занимающиеся изучением личности, для определения ощущения «своего собственного» (проприум) используют термины «я» (self) и «эго», предполагая их взаимосвязь. Г. Олпорт выделяет ряд аспектов «самости», которые участвуют в развитии проприума на протяжении всей жизни индивида. Назовем их проприативными функциями. Конечным результатом их развития становится сформировавшееся, зрелое «Я», как объект субъективного познания и ощущения.

Теория Р.Кэттела.  В определении Кэттелла личность представляет собой систему черт, которым он даёт собственную классификацию. По его мнению, черта — это некоторая ментальная сущность, отвечающая за согласованность наблюдаемого поведения. Далее он различает исходные и поверхностные черты. Первые представляют собой реальные внутренние силы личности, лежащие в основе и в дальнейшем определяющие множественные внешние проявления. Поверхностные же черты являются открытыми, видимыми переменными, происходящими на поверхности. Они — всего лишь продукт взаимодействия исходных черт, поэтому не столь значимы. Исходные черты Кэттелл делит на формируемые средой и конституциональные (наследственные).

Исследуя явление научения, играющее значительную роль в процессе развития личности, Кэттелл проводит разграничения Он различает классическое, инструментальное и интегральное научения.

Классическое обуславливание включает в себя эмоциональные реакции на воздействия окружающей среды. Инструментальное обуславливание играет значительную роль в построении динамической решетки. Особый интерес представляет одна из его форм, которую Кэттелл назвал «слитным научением». При этом научении определённое поведение (или аттитюд) является путем достижения сразу нескольких целей. Интеграционное научение предполагает стремление индивидуума к максимизации общего долговременного удовлетворения, при этом выражая отдельные эрги и подавляя или вытесняя остальные

Значительное влияние на формирование личности оказывают множественные  социальные институты. Кэттелл придавал большое значение социокультурным детерминантам поведения. Наибольшее влияние на личность человека оказывает семья, затем также весьма значимыми для индивидуума институтами являются профессия, школа, группа сверстников, религия, политическая партия, а также нация. Их влияние протекает одним из трёх способов:

 

1) умышленное намерение создать  определённый тип личности;

 

2) ситуационные или экологические  факторы приводят к эффектам, не предусмотренным обществом;

 

3) индивид может сам определить  для себя необходимость дальнейшего  изменения личности вследствие  важных мотивов.

Теория Г. Айзенка.

 Личность – это совокупность  черт, позволяющая предсказать действия  человека в данной ситуации. Связана как с внешним, так и с внутренним поведением индивида. Целью психологических исследований личности является установление законов, по которым люди ведут себя в типичных социальных ситуациях.

 

Наиболее популярные факторные  теории личности разработаны Гансом Айзенком. Эти теории личности были ориентированы на эмпирические исследования индивидуальных различий личности.

Теория Г.Ю. Айзенка построена по иерархическому типу и включает описание трехфакторной модели психодинамических свойств (экстраверсия – интроверсия, нейротизм и психотизм). Эти свойства Айзенк относит к типам общего уровня иерархической организации структуры личности. На следующем уровне находятся черты, ниже – уровень привычных реакций, реально наблюдаемое поведение.

Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими.

 Интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов. Их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение. Однако, согласно Айзенку, принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а, скорее, биологические или генетические по природе.

Нейротизм (N) - второй тип, фактор N имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким, как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы. Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние. Они часто жалуются на такие физические недомогания, как головная боль или боль в спине, а также на не очень определенные психологические проблемы, такие, как волнение и тревожность. Нейротизм, однако, совсем не обязательно подразумевает невроз в традиционном смысле этого слова. Человек может показывать высокий уровень нейротизма и быть свободным от каких бы то ни было ослабляющих невротических симптомов. Психотизм/Суперэго

 Психотизм (P) как унитарная концепция, в отличие от таких отдельных и независимых психических болезней, как шизофрения, маниакально-депрессивный психоз и т. Это переменная с непрерывной областью изменения, имеющая близкое к нормальному распределение. Люди с высокими показателями по шкале P часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное "супер-Я"), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.

Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации, как это показано электроэнцефалографическими исследованиями. Айзенк (Eysenk, 1982) использует термин "активация" для обозначения степени возбуждения, меняющей свою величину от нижнего предела (например, сон) до верхнего (например, состояние паники). Он полагает, что интроверты чрезвычайно возбудимы и, следовательно, в высшей степени чувствительны к поступающей стимуляции – по этой причине они избегают ситуаций, чрезмерно сильно действующих на них. И наоборот, экстраверты недостаточно возбудимы и поэтому нечувствительны к поступающей стимуляции; соответственно, они постоянно выискивают ситуации, которые могут их возбудить.

Теория «большой пятёрки»

 В этой теоретической рамке  работали Оллпорт, Айзенк, Кэттелл, Р. Норман, Л. Голдберг и многие другие.

Личность — это важный определяющий фактор мыслей, чувств и поведения человека. Один из наиболее значимых способов изучения личности, найденный учеными, — описание его черт. Говоря о личности человека, мы в действительности называем совокупность черт, описывающих общее направление мыслей, чувств и поведения человека. Пять основных черт, составляющие личность человека, могут быть представлены в виде иерархической модели личности «Большая пятерка». Их можно использовать для описания личности человека независимо от его возраста, пола, религии или страны проживания.

Пять фундаментальных черт, универсальных  факторов, составляющих структуру личности человека, - результат пятидесятилетних научных поисков ученых многих стран  мира Экстраверсия Положительный эмоциональный настрой Общительность Душевность

Невротизм-Беспокойство Застенчивость Уязвимость

Уживчивость Доверчивость Прямота Отзывчивость

Добросовестность Компетентность Любовь к порядку Самодисциплина

Открытость опыту Фантазия Действия Идеи

Экстраверсия, или положительный эмоциональный настрой, — это черта характера, благодаря которой человек испытывает положительные эмоции, хорошо чувствует себя в социуме и думает об окружающих в позитивном свете. Экстраверты — люди с высоким показателем экстраверсии, обычно они общительны, мягки и дружелюбны.

Невротизм -отрицательный эмоциональный настрой, говорит о том, что человек склонен к отрицательным эмоциям, депрессии и в целом воспринимает самих себя и окружающих негативно.Люди с отрицательным эмоциональным настроем ощущают чувство беспокойства и в целом негативно относятся к себе и к окружающим.

Уживчивость — это черта, которая ставит человека между теми, кто хорошо ладит с другими людьми, и теми, кто ладит с людьми плохо. Приятность в общении в целом и способность думать о других характерны для людей с высокой уживчивостью. Люди с низкой уживчивостью несговорчивы, недоверчивы, зачастую грубы, они не умеют сочувствовать и не любят быть в коллективе

Добросовестность —Люди с высокой степенью добросовестности организованны и очень дисциплинированны. Людям с низкой степенью добросовестности может недоставать целеустремленности и самодисциплины. Добросовестность важна во многих сферах деятельности и считается хорошим предиктором качественного выполнения работы во многих областях деятельности.

Открытость опыту показывает, насколько человек оригинален, открыт для всевозможных стимулов, насколько широк круг его интересов, и насколько он готов к риску. Люди, открытые опыту, могут получить преимущество в областях, где происходит быстрая смена обстановки, где нужны нововведения или есть необходимость брать на себя существенные риски.

Исследования показывают, что личностные черты «Большой пятерки» важны для  определения взаимоотношений и  типов поведения на работе и таким  образом для понимания в целом  организационного поведения. Ученые обнаружили, что люди с сильным отрицательным  эмоциональным настроем более склонны  переживать стрессы на работе. Исследования также показали, что люди с положительным  эмоциональным настроем, как правило, чувствуют себя на работе хорошо, испытывают удовлетворение, а также чаще всего успешно трудятся там, где требуется взаимодействие с другими людьми, например, в области управления и продаж.Как вы, наверное, уже поняли, не бывает хорошего или плохого типа личности. Каждый человек по-своему уникален, и разные типы личности могут соответствовать различным сферам деятельности. Хорошие руководители должны понимать особенности личности и уметь работать с разными людьми.

Феноменологическая теория К. Роджерса

  Гуманистическая психология  рассматривает личность как уникальную  целостную систему, открытую к самоактуализации, присущей только человеку. Основатель гуманистической психологии К. Роджерс (1902-1987 PP) в создании своей теории личности исходил из того, что каждый человек наделен способностью к личностному самосовершенствованию.

Важным компонентом структуры личности является «Я-концепция». Она формируется в процессе взаимодействия субъекта с окружающей средой, является интегральным механизмом саморегуляции поведения человека и может быть положительной, отрицательной и амбивалентною (противоречивой). Насколько человек доволен жизнью, насколько он испытывает счастье от жизни зависит от того, в какой мере его опыт, его «реальное Я» и «идеальное Я» соотносятся между собой. Если реальный жизненный опыт противоречит «Я-концепции», которая сложилась, то возникает неконгруентность (несоответствие) между представлением о себе и актуальным опытом. Одновременно важнейшая характеристика психологически зрелой личности - ее открытость для опыта, гибкость, усовершенствования человеческого Я

психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности; действительная реальность - это реальность, которую наблюдает и интерпретирует реагирующий организм. Следовательно, по Роджерсу, каждый человек интерпретирует реальность в соответствии со своим субъективным восприятием, и его внутренний мир в полной мере доступен только ему самому (Rogers, 1959)

Большое значение для феноменологического направления теории личности имеет то, что понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности. Если мы хотим объяснить, почему человек думает, чувствует и ведет себя данным образом, нам необходимо постичь его внутренний мир. Только субъективный опыт является ключом к пониманию поведения. Поэтому наиболее важным аспектом психологического исследования является изучение субъективных переживаний человека - ведь в конечном счете только эти переживания ответственны за поведение. Это и есть феноменологическая реальность

«Онтологический» подход С.Л. Рубинштейна

«Личность – это субъект жизни, она связывает клубок из всех нитей  – возрастной, событийной, продуктов  творчества, социальных достижений –  своим собственным уникальным узлом, определяя качество своей жизни». Рубинштейн впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

В разработанной структуре личности представлены психологической модальности деятельности - потребности, способности, направленность. В «Основах общей психологии» личности определяется через триединство – что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера), что он может (способности, дарования) и что он есть (характер). Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения  которой определяется и скрепляется  целостность ее структуры. Деятельность придает единство не только внутренней структуре личности, но и целостность, системность связям личности с миром. Личность не растворяется в деятельности, через нее она изменяет мир, выстраивая свои отношения с ним, др. людьми, жизнью как таковой. Личность целесообразно  рассматривать не только как субъекта деятельности, но и как субъекта жизненного пути и как устойчивый психический склад чел. Она самостоятельно организует свою жизнь, несет за нее  ответственность, становясь все более избирательной и уникальной.

На жизненном пути бывают такие  узловые моменты и поворотные этапы, когда принятие того или иного  решения на более или менее  длительный период определяет дальнейшую траекторию развития. На таком поворотном этапе личность может перевести  свою жизнь в иное русло, круто  изменив ее направление.

 

Человек является не только субъектом  деятельности и познания, но и субъектом  жизнедеятельности. Жизнедеятельность  – не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях, пропорциях, с определенной мерой  активности. Он находит в жизни  место и время для труда, познания, коммуникации.

«Блочная» концепция К.К. Платонова

К. К. Платонов выделяет в структуре  личности следующие уровни:

 

– социально обусловленные особенности (направленность, моральные качества);

 

– биологически обусловленные особенности (темперамент, задатки, инстинкты, простейшие потребности);

 

– опыт (объем и качество имеющихся  знаний, навыков, умений и привычек);

 

– индивидуальные особенности различных  психических процессов.

1. Биологически обусловленная подструктура (темперамент, половые, возрастные, в т.ч. и патологические свойства  психики);

2. Психологическая подструктура (память, мышление, эмоции, ощущения, чувства,  воля);

3.Подструктура социального опыта  (знания, навыки, умения, привычки); 4. Подструктура направленности личности (влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, убеждения, индивидуальная картина мира).

 Важным регулятором поведения  личности является Я-концепция – совокупность представлений человека о себе, взаимосвязанных с его СО. Роль Я-концепциии:

1) способствует достижению внутренней  согласованности личности;

2) определяет характер и особенности  интерпретации приобретенного опыта;

3) служит источником ожидания  относительно собственного поведения  и самого себя.

 

Подход А.Г. Ковалёва

А. Г. Ковалев так определяет структуру  личности: "Из психических процессов  на фоне состояний обра-зуются свойства личности... В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности и образуются сложные структуры, к которым мы относим темперамент (система природных свойств), направленность (система потребностей, интересов и идеалов), способности (ансамбль интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств), характер (синтез отношений и способов поведения)"

Компоненты  структуры личности является                                              1. направленность,                                           2. способности,

3.характер, четвертым                   4. система управления, которую обозначают понятием «Я»,                                                  5. психические процессы.

Структура личности образуется путем соотношения психических процессов, состояний и свойств, что в конечном итоге обусловливает формирование «сложных структур» личности: 1) темперамента «структуры природных свойств», под которыми разумеются нейродинамические свойства мозга; 2) направленности, включающей систему потребностей, интересов и идеалов; 3) способностей, представленных системой интеллектуальных, эмоциональных и волевых свойств; 4) характера как структуры, синтезирующей свойства первых трех сложных структур.

Поясняя свою позицию, он писал: «Развитие  идет от разрозненных свойств к сложным интегральным образованиям или структурам: направленности, способности, характеру. Синтез структур характеризует целостный духовный облик человека»

Теория личностных конструктов Джорджа Келли

«- Личностные конструкты обеспечивают человеку осмысление событий и явлений  по различным основаниям.

- Личностные конструкты биполярны  и дихотомичны (имеют два полюса: полюс сходства и полюс контраста).

Конструкты имеют ряд характеристик:

а) диапазон применимости - широта ситуаций, где конструкт может использоваться;

б) фокус применимости - ситуации, в  которых субъект всегда опирается  на данный конструкт;

в) «проницаемость» («непроницаемость») для преобразований при объяснении и предсказании новых явлений.

Психически развитая личность имеет  ряд характеристик:

- Стремление оценивать свои  конструкты и проверять правильность  своих интерпретаций поведения  и отношений к другим людям. 

- Установка на изменение конструктов  в случае их прогностической  неэффективности. 

- Желание расширять диапазон, объем  и охват своей конструктной системы. - Хорошо развитый репертуар ролей».

Личностные процессы, в психологическом  плане, направляются по тем каналам, в русле которых человек предвосхищает  события.

Мотивационно-смысловая концепция А.Н. Леонтьева «личность человека «производится» – создается общественными отношениями». Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений.

С позиций А. Н. Леонтьева, личность и  ее структура определяется и характеризуется иерахрическим отношением деятельностей. За содержанием деятельностей следует соотношение мотивов. Главное здесь – соотношение смыслообразующих мотивов и мотивов-стимулов. А.Н. Леонтьев выделяет три основных параметра личности: "широту связей человека с миром, степень их иерархизированности и общую их структуру". Здесь он по сути воспроизводит, с некоторыми уточнениями, ту структурную модель, которая была набросана еще в "Методологических тетрадях".

Один из наиболее интересных аспектов теории личности А.Н. Леонтьева - это  анализ того, что происходит в результате "второго рождения личности". Происходит прежде всего овладение своим поведением, становление новых механизмов разрешения мотивационных конфликтов, связанных с волей и сознанием. "Только идеальный мотив, т.е. мотив, лежащий вне векторов внешнего поля, способен подчинять себе действия с противоположно направленными внешними мотивами", т.е. выступить как посредующий механизм для овладения своим поведением, разрешить конфликт во внешнем поле, разрешить тот самый буриданов конфликт. Именно в воображении, считает А.Н. Леонтьев, мы можем найти и выстроить то, что поможет нам овладеть своим собственным поведением.

"Психологические механизмы жизни-подвига  надо искать в человеческом  воображении" (там же), потому что  подвиг определяется мотивом,  который не находится во внешнем  поле, и человек трансцендирует непосредственное поле, выходит в другой пласт реальности, что и позволяет ему действовать независимо по отношению к текущему внешнему полю. Это и есть поступок, который А.Н. Леонтьев еще в "Методологических тетрадях" определял как "действие, судьба которого определяется не из наличной ситуации".

Системно-антропологический подход Б.Г. Ананьева

Каждый уровень имеет свое временное становление. Индивид развивается в онтогенезе, через биологическое созревание организма. В субъектогенезе развиваются разные сферы психики, а также устанавливаются определенные функциональные связи между ними. Формирование и развитие личности происходит в ходе ее жизненного пути. Индивидуальность имеет свою индивидуальную историю. Каким термином обозначить развитие человека в целом? Термин "онтогенез", который раньше выполнял эту функцию, теперь используется преимущественно в биологическом смысле, поэтому правомернее отнести его к развитию индивида, как биологического модуса человека.

Б. Г. Ананьев считает, что в структуру  личности входят такие свойства:

– определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

– динамика психофизиологических функций  и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

– статус и социальные функции-роли;

– мотивация поведения и ценностные ориентации;

– структура и динамика отношений.

Интеграция личностных свойств представлена в характере человека и его склонностях. Структура личности, по Ананьеву, формируется в процессе индивидуально-психологического развития, выступающего в трех плоскостях:

1) онтогенетическая эволюция психофизиологических  функций;

2) становление деятельности и  история развития человека как  субъекта труда, познания и  общения;

3) жизненный путь человека (история  личности).

Б. Г. Ананьев считает, что структура  личности строится по двум принципам  одновременно:

1) субординационному, или иерархическому, при котором более сложные  и более общие социальные свойства  личности подчиняют себе более  элементарные и частные социальные  и психофизиологические свойства;

2) координационному, при котором  взаимодействие осуществляется  на паритетных началах, допускающих  ряд степеней свободы для коррелируемых свойств, то есть относительную автономию каждого из них

О человеке, как индивиде, субъекте, личности и индивидуальности, мы только и можем реализовать по-настоящему комплексный подход к человеку – на всех его структурных уровнях и на всех стадиях его развития. Комплексное же изучение человека имеет не просто чисто теоретический интерес: в настоящее время вместе с кризисами экологическим, социальным, экономическим уже можно говорить и о кризисе антропологическом, который лежит в основании всех других кризисов. Поэтому либо XXI век будет веком наук о человеке, либо последующего века может просто и не быть.



Информация о работе Структура личности в психологических теориях