Структура и отрасли психологии на современном этапе. Методы психологического исследования.

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 19:09, реферат

Описание работы

Данный реферат о структуре и отрасли психологии на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

психология.docx

— 23.46 Кб (Скачать)

КазНУ им.АЛЬ-ФАРАБИ

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

Тема: Структура и отрасли психологии на современном этапе. Методы психологического исследования.

 

 

 

 

 

Подготовила: Дусетова Г. (ДИЯ 213)

Преподаватель: Сатыбалдина Н.К.

 

 

 

 

 

Алматы 2013

Понятие и предмет  общей психологии. Этапы развития психологии

 

Название “психология” состоит  из двух греческих слов: “psyche” (душа) и “logos” (учение), что в переводе на русский язык значит учение о душе.

Своим названием психология обязана  греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в красивую девушку Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын-небожитель хочет соединить  свою судьбу с простой смертной. Она прилагала все усилия, чтобы  разлучить влюбленных, заставляя  пройти Психею через ряд испытаний. Боги, увидев, насколько сильна любовь Психеи, решили помочь ей. Эрот убедил Зевса — верховное божество греков — превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились  навеки. Для греков этот миф был  классическим образцом любви, душевных проявлений. Поэтому Психея — смертная, обретшая бессмертие, — стала символом души.

В настоящее время психология определяется как наука о закономерностях  развития и функционирования психики  как особой формы жизнедеятельности  человека, которая проявляется в  его отношениях с окружающими  людьми, с самим собой, окружающим его миром в целом.

Такое понимание психологии возникло постепенно, в процессе развития идеалистических  и материалистических представлений  об окружающем мире. В развитии психологии как науки можно выделить несколько  этапов.

На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи — вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека — ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений — образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей — ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап — психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

 

Задачи и структура  психологии как науки

 

Основными задачами психологии является изучение сущности психических явлений  и закономерностей их протекания в различных условиях, исследование возможности управления психическими явлениями, разработка соответствующих методов управления. Важной задачей является использование полученных знаний с целью повышения эффективности различных отраслей практики, психологической службы.

Современная психология включает ряд  отдельных направлений. Зоопсихология  изучает особенности психики  животных, детская психология изучает  развитие сознания, психических процессов, деятельности личности растущего человека, социальная психология изучает социально-психологические  проявления личности человека, его  взаимоотношения с людьми, с группой, психологическую совместимость  людей, социально-психологические проявления в больших группах, педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

Целый ряд отраслей психологии изучает  психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности: психология труда рассматривает психологические  особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков, инженерная психология изучает  закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники, авиационная, космическая психология анализирует психологические особенности  деятельности летчика, космонавта, медицинская  психология изучает психологические  особенности деятельности врача  и поведения больного, разрабатывает  психологические методы лечения  и психотерапии, патопсихология изучает отклонения в развитии психики, нарушения психики при различных формах патологии мозга, юридическая психология изучает психологические особенности, имеющие отношение к области права, военная психология изучает поведение человека в условиях боевых действий.

Для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий  значительную разветвленность на отдельные  отрасли, которые существенно отличаются друг от друга, хотя и сохраняют общий  предмет исследования — факты, закономерности, механизмы психики. Дифференциация психологии дополняется встречным  процессом интеграции, в результате которой происходит стыковка психологии со всеми науками (через инженерную психологию — с техническими науками, через педагогическую психологию —  с педагогикой, через социальную психологию — с общественными  и социальными науками и т. д.).

Основные отрасли  психологии

 

При обсуждении связи психологии с  другими науками мы очертили круг различных дисциплин, т.е. отраслей психологии, затронув тем самым вопрос о структуре современной психологии.

Основой, фундаментом всех отраслей психологии является общая психология, которая изучает сущность и основные закономерности возникновения, функционирования и развития психики. Общая психология развивается на основе достижений всех отраслей психологии и в то же время обогащает и направляет их общей теорией.

Основным принципом классификации  отраслей психологии считают принцип развития психики в деятельности. Поэтому чаще всего в основу классификации отраслей кладут различные виды человеческой деятельности. Различают около 50 отраслей психологии в зависимости от характера деятельности. Психология труда изучает психологические особенности деятельности человека в различных сферах общественной жизни. Можно выделить педагогическую психологию, юридическую, военную, психологию спорта, торговли, инженерную и другие отрасли психологии.

В основу классификации ветвей психологии можно положить психологические аспекты развития. Тогда перед нами выступит следующий ряд отраслей:

  • Возрастная психология, изучающая онтогенез различных психических процессов и качеств личности. Она имеет ряд направлений: детская психология, психология юности, психология зрелого возраста и т.д.
  • Сравнительная психология - исследует филогенетические формы психической жизни.
  • Специальная – изучает отклонения в развитии психики и также имеет более узкие отрасли.

В основу классификации также можно  положить психологические аспекты отношений личности и общества. По этому принципу выделяют две основные отрасли: социальную психологию и психологию личности.

Таким образом, современная психология представляет собой весьма разветвленную систему научных дисциплин, находящихся на разных ступенях формирования.

Каждая из этих отраслей имеет фундаментальные  и прикладные области.

Фундаментальными считаются науки, познающие мир безотностительно к тому, насколько возможно практическое использование получаемых знаний.

Прикладные науки, напротив, ориентированы  на практику, применяя к ней знания, полученные в фундаментальных науках. На базе последних строится так называемая практическая психология.

Психология для накопления научных  данных использует целый комплекс специальных  методов. Для данной науки является крайне важным то, каким путем получены знания. Л.Выготский считал, что факты, полученные при помощи разных познавательных принципов, представляют собой совершенно разные факты.

Факты, получаемые в эмпирическом исследовании, определяются влиянием исследовательских схем, гипотезами, уже имеющимися знаниями об изучаемом  объекте и прочими факторами. Поэтому методология и методы психологического исследования являются одной из наиболее существенных и дискутируемых проблем психологии как науки.

Методы психологического исследования – это способы исследования и изучения психических особенностей разных людей, анализа и обработки собранной психологической информации, а также получения научных выводов на базе исследовательских фактов. Методы используются для решения конкретных исследовательских задач в области психологии.

Основные методы психологического исследования – это эксперимент и наблюдение. Каждый из названных методов выступает в специфических формах и характеризуется различными подвидами и особенностями.

Методы психологического исследования нацелены на раскрытие особенностей, закономерностей, механизмов психики отдельных индивидов и социальных групп, а также для аналогичного исследования психических процессов и явлений.  Каждый метод обладает своими возможностями, но также и имеет определенные ограничении. Эти особенности нужно учитывать в практике, профессиональных и прочих видах деятельности.

Исследования в области психологии имеют направленность на получение  объективного результата, истинного  знания об определенных возможностях психики. Для этого необходимо освоение отдельных методов психологии и  методик профессионально-психологического исследования и изучения человека.

Методы психологического исследования можно классифицировать. В этом вопросе  выделяют различные подходы. К примеру, Б. Ананьев различает следующие  группы методов исследования в психологии.

Организационные – включают сравнительный анализ (сопоставление испытуемых по определенному критерию: род деятельности, возраст, т.д.), лонгитюдный метод (длительное исследование одного явления), комплексный (в исследование вовлекаются представители разных наук, разные средства изучения).

Эмпирические – это сбор первичной информации. В них выделяют обсервационные методы (под которыми понимают наблюдение и самонаблюдение.

Эксперименты – методы, включающие в себя полевое, лабораторное, естественное, формирующее и констатирующее исследование.

Психодиагностические – тестовые методы, которые делятся на тесты проективные, стандартизированные, беседу, интервью, анкеты, социометрию, опросчики и пр.

Праксиметрические – приемы анализа явлений, продуктов деятельности психики, такие как хронометрия, биографический метод; профессиограмма, циклография, оценка продуктов деятельности; моделирование.

Методы обработки данных, которые  включают в себя количественные (статистические) и качественные (анализ и дифференциация материалов по группам), они позволяют  установить закономерности, скрытые  от прямого восприятия.

Интерпретационные методы предполагают отдельные приемы объяснения зависимостей и закономерностей, выявляемых при  статистической обработке данных и  их сравнении с уже известными фактами. Сюда входят типологическая классификация, генетический метод, структурный, психография, психологический профиль.

Принципы психологического исследования: не нанесения ущерба испытуемому, компетентности, беспристрастности, конфиденциальности, осведомленного согласия.


Информация о работе Структура и отрасли психологии на современном этапе. Методы психологического исследования.