Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 13:35, доклад
Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель.
СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
Через деятельность,
в процессе которой осуществляется
воздействие на природу, вещи и других
людей, устанавливается реальная связь
между человеком и окружающим
его миром. Реализуя и раскрывая
в деятельности свои внутренние свойства,
человек выступает по отношению
к вещам как субъект, а к
людям - как личность. Испытывая в
свою очередь их ответные воздействия,
он обнаруживает, таким путем, истинные,
объективные, существенные свойства людей,
вещей, природы и общества. Вещи выступают
перед ним как объекты, а люди
— как личности.
Каждая конкретная
деятельность имеет свою индивидуальную
структуру, уточняющую общую структуру,
присущую любой деятельности. В последнюю
входят: общая цель деятельности, ее мотивы
(как побуждения), отдельные действия,
и, в том числе, навыки (способы достижения
общей цели), и психические акты в них включенные,
и результаты деятельности. Цель — это
мысленный результат деятельности (т.е.
то, ради чего действует человек), а мотив
— это побудительная сила действия (т.е.
то, почему действует человек). Так, например,
при выполнении конкретного задания (изготовления
какого-либо инструмента) цель — это самостоятельное
изготовление этого инструмента, а мотив
— это овладение приемами и способами
работы, которые входят в состав конкретной
изучаемой профессии.
Любая деятельность,
начиная с подготовки к ней
и кончая достижением цели, осуществляется
в результате множества взаимосвязанных
действий.
Действие — это относительно законченный элемент деятельности, в процессе которой достигается конкретная, не разлагаемая на более простые, осознанная цель. Действие имеет подобную деятельности психологическую структуру: цель — мо-
тив — способ — результат. В зависимости от психических актов, доминирующих в способах действий, различают действия: сенсорные, моторные, волевые, мыслительные, мнестические
(т.е. действия
памяти). Последние два объединяют
термином «умственные действия»
Сенсорные действия
— это действия по восприятию объекта,
например, определение размера предмета,
его расположения и перемещения
в пространстве, его состояния. К
числу сенсорных действий относится
и оценка настроения человека по его
мимике. Моторные действия — это
действия, направленные на изменение
положения объекта в
Важно отметить, что
выполнение предметного действия заключается
в осуществлении определенной системы
движений, которая зависит от цели
действия, свойств предмета, на который
это действие направлено, и условий действия.
Ходьба на лыжах, например, требует иного
построения движения, чем ходьба пешком,
а вбивание гвоздя в потолок требует иной
системы движений, чем вбивание гвоздя
в пол.
Цель действий, казалось
бы, одинаковая в этих примерах, но объекты
действий различны. Различие объектов
обусловливает разную структуру
и мышечной деятельности. Выполнение
движения непрерывно контролируется и
корректируется сопоставлением его
результатов с конечной целью
действия. Управление движениями осуществляется
по принципу обратной связи. Каналом
этой связи служат органы чувств, а
источниками информации — определенные
воспринимаемые признаки предметов
и движений, которые играют роль
ориентиров действия.
В деятельности человека
неразрывно связаны ее внешняя (физическая)
и внутренняя (психическая) стороны.
Внешняя сторона — движения, с
помощью которых человек
Важную роль выполняют
два вида процессов: интериоризации
и экстериоризации. Интериоризация —
это процесс перехода от внешнего, материального
действия к внутреннему, идеальному действию.
Благодаря интериоризации, психика человека
приобретает способность оперировать
образами предметов, которые в данный
момент отсутствуют в его поле зрения.
Человек выходит за рамки данного мгновения,
свободно, «в уме», перемещается в прошлое
и будущее, во времени и в пространстве.
Важным орудием
этого перехода служит слово, а средством
перехода — речевое действие. Слово
выделяет и закрепляет в себе существенные
свойства вещей и способы оперирования
информацией, выработанные практикой
человечества. Эти устойчивые свойства
и закономерности, выявленные в общественном
опыте и зафиксированные в
общественном сознании с помощью
слова в виде знаний, став достоянием
человека, благодаря обучению, позволяют
ему предвосхищать изменения
в объекте под влиянием тех
или иных воздействий на объект,
т.е. проектировать изменения в
соответствии с конкретными воздействиями.
Проектируются также и сами воздействия
в соответствии с целью и материалом, на
который они будут осуществляться. В общественном
сознании закреплены и чувственные ориентиры
для тех или иных воздействий, Это не все
качества объекта, а именно те, которые
отражают устойчивые, закономерные отношения
между объектами и между явлениями. Поэтому
они и являются информативными вехами
в деятельности и используются при оперировании
динамической моделью будущего результата
действия, деятельности, т.е. соответствующей
цели.
Экстериоризация —
это процесс превращения внутреннего
психического действия во внешнее действие.
Процессы интериоризации и экстериоризации
неразрывно связаны в деятельности, поскольку
взаимосвязаны внешняя (физическая) и
внутренняя (психическая) стороны ее. Анализ
этих процессов имеет исключительное
значение в ходе профессионального обучения,
а также, при развитии конструктивно-технической
творческой деятельности. Поскольку деятельность
является процессом, то в ней, как и во
всяком процессе, можно выделить определенные
этапы:
• постановка цели (ясное
осознавание конкретной задачи);
• планирование работы
(включает определение последовательности
действий, выбор для каждого действия
соответствующих средств, способов,
определение критериев
• выполнение, осуществление
деятельности, сопровождаемое текущим
контролем и перестройкой деятельности
в случае необходимости;
• проверка результатов
деятельности, исправление ошибок,
если они были; сопоставление полученных
результатов с