Стрессы и способы их преодоления

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:53, реферат

Описание работы

Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.
3. Три фазы стресса.
4. Устойчивость человека к стрессу.
5. К чему приводит стресс
6. Способы борьбы со стрессом
7. Заключение
8. Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Психология и Педагогика.doc

— 84.00 Кб (Скачать)

     Длительный  стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, приводят к:

  1. инсультам;
  2. заболеваниям желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка и 12-типерстной кишки, нарушения аппетита, запоры или диарея и т. д.);
  3. нарушениям сна (бессонница, сонливость);
  4. синдрому хронической усталости, ухудшению памяти, снижению концентрации;
  5. неврозам, депрессивным состояниям;
  6. головным болям, головокружению;
  7. снижению иммунитета;
  8. импотенции и другим расстройствам в сексуальной сфере;
  9. бронхиальной астме;

     10. повышению уровня «плохого» холестерина,  что приводит к атеросклерозу;

     11.  ускорению старения, резкому ухудшению  волос, кожи и ногтей;

     12. появлению сердечно-сосудистых заболеваний,  таких как гипертония, гипотония,  приступы учащенного сердцебиения, приступы стенокардии и др.;

     13. возникновению некоторых кожных  заболеваний, например, экземы;

     Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных  людей, повышает риск инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного  диабета 2 типа. Абсолютно новым является предположение о влиянии стресса на развитие онкологических процессов, медициной это еще не доказано, но в исследовании психологов было замечено, что раком чаще болеют люди, подверженные длительным депрессиям.

     Стресс  влияет на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной их появления является не нарушение функций какого-либо органа или системы, а длительное воздействие психогенных факторов. Перечисленные выше заболевания в данном случае являются психосоматическими, хотя большинство их могут развиваться и по другим причинам.

     Недавно учеными было выяснено, что стресс может привести к болезни Альцгеймера. Британские ученые определили область  мозга, которая может уменьшаться  в объеме под воздействием гормонов стресса. Эти изменения являются маркером, свидетельствующем о высоком риске развития болезни Альцгеймера и депрессии, сообщает «The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism».

     В исследовании, проведенном учеными  из Эдинбургского университета в 2006 году, принимали участие 20 здоровых мужчин в возрасте от 65 до 70 лет. У всех участников оценивались уровни гормонов стресса и, при сканировании головного мозга, анализировались размеры передней части коры поясной извилины – отдела головного мозга, расположенного в его центральной части. Выяснилось, что уменьшение размеров передней части коры поясной извилины ассоциировалось с высоким уровнем гормонов стресса. Кроме того, уменьшение объема передней части коры поясной извилины свидетельствует о высоком риске развития слабоумия и депрессии, сообщили авторы исследования. «Ранее врачам было известно, что старение и некоторые заболевания, часто развивающиеся в пожилом возрасте, в частности болезнь Альцгеймера и депрессия, могут быть связаны с уменьшением объема мозга; но сейчас впервые удалось показать, что повышенные уровни гормонов стресса могут вызывать уменьшение объема этой важной области», - заявил руководитель исследования Аласдар МакЛулих (Alasdair MacLullich).

     Открытие  углубляет знания о процессах, возникающих при старении, депрессии и болезни Альцгеймера. Результаты исследования могут подтолкнуть ученых к созданию новых средств для борьбы с болезнью Альцгеймера и депрессией, основанных на снижении уровня гормонов стресса, считает МакЛулих.

     Болезнь Альцгеймера - это прогрессирующее дегенеративное заболевание головного мозга, проявляющееся снижением интеллекта. При развитии болезни Альцгеймера происходит постепенное снижение памяти и внимания, нарушение процессов мышления и способности к обучению, дезориентация во времени и пространстве.

        Только в США болезнью Альцгеймера  страдают примерно 4,5 млн. человек. 

     По материалам «The Journal of Clinical

     Endocrinology and Metabolism».

 

      6. СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО СТРЕССОМ. 

     К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). «Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения», - объясняет специалист по психосоматической медицине Herbert Benson, - «Для глубокого расслабления характерны такие процессы, как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления, замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого расслабления можно разными способами».

     Ученые  рекомендуют применять следующий  метод:

     • Выберите какое-то определенное слово, звук, короткую фразу или молитву. Например, «мир», «раз» или «храни меня, Господи».

     • Удобно сядьте и закройте глаза. Лучше выбрать тихое место.

     • Постарайтесь постепенно расслабить все  мышцы тела.

     Начните с ног и закончите шеей.

     • Дышите спокойно и естественно. На каждом выдохе повторяйте выбранное слово  или фразу.

     • Постарайтесь войти в состояние полной пассивности. Не надо стараться или беспокоиться, хорошо ли вы справляетесь с упражнением. Когда в сознании возникают какие-то мысли, просто скажите себе «ну и пусть» и спокойно продолжайте повторять ключевые слова.

     • Занимайтесь по 10-20 минут ежедневно. Время можно контролировать, периодически бросая взгляд на часы.

     • Закончив упражнение, посидите спокойно еще около минуты. Позвольте мыслям постепенно вернуться в сознание.

     • Выполняйте упражнение один или два  раза в день. Хорошо

     заниматься, например, перед завтраком или ужином.

     По материалам «Benson-Henry Institute for Mind Body»

     Очень часто люди при возвращении домой  переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных  впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: вернувшись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.

     Вот несколько рекомендуемых способов релаксации за 10 минут.

     1. Сядьте в кресло, расслабьтесь  и спокойно отдохните. 

     2. Заварите себе крепкого чая  или сварите кофе. Растяните их  на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.

     3. Включите магнитофон и послушайте  свою любимую музыку. Постарайтесь  полностью погрузиться в музыку, отключившись от ваших мыслей.

     4. Если ваши близкие дома, выпейте  чай или кофе вместе с ними  и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.

     5. Наполните ванну не очень горячей  водой и полежите в ней. В  ванне проделайте успокаивающие  дыхательные упражнения. Сделайте  глубокий вдох через сомкнутые  губы, опустите нижнюю часть лица  и нос в воду и сделайте  очень медленный выдох. Постарайтесь выдыхать как можно дольше (выдох с сопротивлением). Представьте себе, что с каждым выдохом общее напряжение, накопившееся за день, постепенно спадает.

     6. Погуляйте на свежем воздухе.

     7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки  и побегайте эти 10 минут.

Очень важно, чтобы  инициатива таких “переделок” дня  исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих  домашних обязанностях, и попробовать  провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову, для решения всех домашних проблем, потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.

                                                  7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, изучив основные показатели стресса, этиологию стрессовых ситуаций, можно сделать вывод о том, что данное состояние достаточно часто встречается в нашей действительности, не исключением является и студенческая среда.

Наибольшее количество стрессогенных факторов приходится на время экзаменационной сессии для студентов, или в процессе длительной напряженной работы человека на рабочем месте.

Тот тип стресса, который мы рассматриваем в нашей  работе, а именно - экзаменационный стресс определяется как чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение организма человека, которое может повлечь за собой не только сопутствующие этому состоянию признаки угнетенности, усталости, но и расстройства организма на физическом уровне.

То есть стрессовая ситуация может напрямую быть связана с тем или иным расстройством в организме человека.

Задача психолога - помочь человеку разобраться в причинах стресса, научить человека самостоятельно выявлять допустимую степень стресса, помогать бороться с основными его проявлениями.

Необходима организация  оказания психологической помощи студентам  период первого года обучения; в системе образовательного процесса следует рассмотреть основные стрессовые ситуации, с которыми могут столкнуться студенты в период учебной деятельности; рекомендовать руководителям и преподавателям применение продуктивных алгоритмов борьбы со стрессовыми ситуациями.

8.  ЛИТЕРАТУРА

1. Бреслав Г.М.  Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2006. - 542 с

2. Вербина Г.Г.  Психология стресса / Г.Г. Вербина,  С.Г. Григорьева. - Чебоксары: Чуваш.  гос. пед. ун-т, 2007. - 97 с.

3. Волкова А.И.  Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.

4. Котова И.Б.  Общая психология: учеб. пособие  / И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.: Дашков и К; Ростов н/Д: Академцентр, 2009. - 479 с.

5. Крысько В.Г.  Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 253 с.

6. Общая психология / Н.П. Ансимова и др. ; под общ.  ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2005. - 231 с. 

Информация о работе Стрессы и способы их преодоления