Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:53, реферат
Понятие “стресс” уже прочно вошло в нашу повседневную жизнь, но, как правило, мы используем это слово только в отрицательном значении. Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности.
1. Введение.
2. Понятие стресса. Стрессоры. Виды стресса.
3. Три фазы стресса.
4. Устойчивость человека к стрессу.
5. К чему приводит стресс
6. Способы борьбы со стрессом
7. Заключение
8. Список использованной литературы.
Длительный стресс и, связанная с ним гормональная перестройка, приводят к:
10.
повышению уровня «плохого»
11. ускорению старения, резкому ухудшению волос, кожи и ногтей;
12.
появлению сердечно-сосудистых
13.
возникновению некоторых
Хронический стресс, особенно, у негативно настроенных людей, повышает риск инсулинорезистентности, предшествующей развитию сахарного диабета 2 типа. Абсолютно новым является предположение о влиянии стресса на развитие онкологических процессов, медициной это еще не доказано, но в исследовании психологов было замечено, что раком чаще болеют люди, подверженные длительным депрессиям.
Стресс влияет на возникновение так называемых психосоматических заболеваний. Причиной их появления является не нарушение функций какого-либо органа или системы, а длительное воздействие психогенных факторов. Перечисленные выше заболевания в данном случае являются психосоматическими, хотя большинство их могут развиваться и по другим причинам.
Недавно учеными было выяснено, что стресс может привести к болезни Альцгеймера. Британские ученые определили область мозга, которая может уменьшаться в объеме под воздействием гормонов стресса. Эти изменения являются маркером, свидетельствующем о высоком риске развития болезни Альцгеймера и депрессии, сообщает «The Journal of Clinical Endocrinology and Metabolism».
В исследовании, проведенном учеными из Эдинбургского университета в 2006 году, принимали участие 20 здоровых мужчин в возрасте от 65 до 70 лет. У всех участников оценивались уровни гормонов стресса и, при сканировании головного мозга, анализировались размеры передней части коры поясной извилины – отдела головного мозга, расположенного в его центральной части. Выяснилось, что уменьшение размеров передней части коры поясной извилины ассоциировалось с высоким уровнем гормонов стресса. Кроме того, уменьшение объема передней части коры поясной извилины свидетельствует о высоком риске развития слабоумия и депрессии, сообщили авторы исследования. «Ранее врачам было известно, что старение и некоторые заболевания, часто развивающиеся в пожилом возрасте, в частности болезнь Альцгеймера и депрессия, могут быть связаны с уменьшением объема мозга; но сейчас впервые удалось показать, что повышенные уровни гормонов стресса могут вызывать уменьшение объема этой важной области», - заявил руководитель исследования Аласдар МакЛулих (Alasdair MacLullich).
Открытие углубляет знания о процессах, возникающих при старении, депрессии и болезни Альцгеймера. Результаты исследования могут подтолкнуть ученых к созданию новых средств для борьбы с болезнью Альцгеймера и депрессией, основанных на снижении уровня гормонов стресса, считает МакЛулих.
Болезнь Альцгеймера - это прогрессирующее дегенеративное заболевание головного мозга, проявляющееся снижением интеллекта. При развитии болезни Альцгеймера происходит постепенное снижение памяти и внимания, нарушение процессов мышления и способности к обучению, дезориентация во времени и пространстве.
Только в США болезнью
По материалам «The Journal of Clinical
Endocrinology and Metabolism».
6. СПОСОБЫ БОРЬБЫ СО
СТРЕССОМ.
К счастью, многих проблем можно избежать, если использовать специальные техники борьбы со стрессом. Исследованием этих техник занимаются специалисты из Массачусетской больницы (Бостон, США). «Победить хронический стресс помогают врожденные защитные механизмы. С точки зрения физиологии, расслабление – это обратная сторона напряжения», - объясняет специалист по психосоматической медицине Herbert Benson, - «Для глубокого расслабления характерны такие процессы, как снижение интенсивности обмена веществ и артериального давления, замедление дыхания и сердцебиения, расслабление мышц. Достичь глубокого расслабления можно разными способами».
Ученые
рекомендуют применять
• Выберите какое-то определенное слово, звук, короткую фразу или молитву. Например, «мир», «раз» или «храни меня, Господи».
• Удобно сядьте и закройте глаза. Лучше выбрать тихое место.
• Постарайтесь постепенно расслабить все мышцы тела.
Начните с ног и закончите шеей.
• Дышите спокойно и естественно. На каждом выдохе повторяйте выбранное слово или фразу.
• Постарайтесь войти в состояние полной пассивности. Не надо стараться или беспокоиться, хорошо ли вы справляетесь с упражнением. Когда в сознании возникают какие-то мысли, просто скажите себе «ну и пусть» и спокойно продолжайте повторять ключевые слова.
• Занимайтесь по 10-20 минут ежедневно. Время можно контролировать, периодически бросая взгляд на часы.
• Закончив упражнение, посидите спокойно еще около минуты. Позвольте мыслям постепенно вернуться в сознание.
• Выполняйте упражнение один или два раза в день. Хорошо
заниматься, например, перед завтраком или ужином.
По материалам «Benson-Henry Institute for Mind Body»
Очень часто люди при возвращении домой переносят свою рабочую активность, возбужденность в семью. Что же нужно, чтобы избавиться от своих дневных впечатлений и, переступив порог дома, не вымещать на домашних свое плохое настроение? Ведь таким образом мы приносим домой стресс, а виной всему - наше неумение отрешиться от накопившихся за день впечатлений. Прежде всего, нужно установить хорошую традицию: вернувшись домой с работы или учебы, сразу же проводить релаксацию.
Вот
несколько рекомендуемых
1. Сядьте в кресло, расслабьтесь и спокойно отдохните.
2. Заварите себе крепкого чая или сварите кофе. Растяните их на 10 минут, старайтесь в этот отрезок времени ни о чем серьезном не думать.
3.
Включите магнитофон и
4. Если ваши близкие дома, выпейте чай или кофе вместе с ними и спокойно побеседуйте о чем-нибудь. Не решайте свои проблемы сразу же по возвращении домой: в состоянии усталости, разбитости это очень трудно, а порой невозможно. Выход из тупикового положения вы сможете найти после того, как пройдет немного времени и спадет напряжение трудового дня.
5.
Наполните ванну не очень
6. Погуляйте на свежем воздухе.
7. Наденьте спортивный костюм, кроссовки и побегайте эти 10 минут.
Очень важно, чтобы инициатива таких “переделок” дня исходила от нас самих. Необходимо предупредить своих близких, что в это короткий период времени мы забываем о своих домашних обязанностях, и попробовать провести эти 10 минут вместе с ними. На свежую голову, для решения всех домашних проблем, потребуется гораздо меньше нервной и физической энергии.
Итак, изучив основные показатели стресса, этиологию стрессовых ситуаций, можно сделать вывод о том, что данное состояние достаточно часто встречается в нашей действительности, не исключением является и студенческая среда.
Наибольшее количество стрессогенных факторов приходится на время экзаменационной сессии для студентов, или в процессе длительной напряженной работы человека на рабочем месте.
Тот тип стресса, который мы рассматриваем в нашей работе, а именно - экзаменационный стресс определяется как чрезмерное психологическое и физиологическое напряжение организма человека, которое может повлечь за собой не только сопутствующие этому состоянию признаки угнетенности, усталости, но и расстройства организма на физическом уровне.
То есть стрессовая ситуация может напрямую быть связана с тем или иным расстройством в организме человека.
Задача психолога - помочь человеку разобраться в причинах стресса, научить человека самостоятельно выявлять допустимую степень стресса, помогать бороться с основными его проявлениями.
Необходима организация оказания психологической помощи студентам период первого года обучения; в системе образовательного процесса следует рассмотреть основные стрессовые ситуации, с которыми могут столкнуться студенты в период учебной деятельности; рекомендовать руководителям и преподавателям применение продуктивных алгоритмов борьбы со стрессовыми ситуациями.
8. ЛИТЕРАТУРА
1. Бреслав Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - 2-е изд., стер. - М.: Смысл: Academia, 2006. - 542 с
2. Вербина Г.Г. Психология стресса / Г.Г. Вербина, С.Г. Григорьева. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2007. - 97 с.
3. Волкова А.И. Психология общения / А.И. Волкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 446 с.
4. Котова И.Б.
Общая психология: учеб. пособие
/ И.Б. Котова, О.С. Канаркевич. - М.:
Дашков и К; Ростов н/Д:
5. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях / В.Г. Крысько. - СПб.: Питер, 2007. - 253 с.
6. Общая психология
/ Н.П. Ансимова и др. ; под общ.
ред. проф. А.В. Карпова. - М.: Гардарики,
2005. - 231 с.