Стресс

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 19:44, реферат

Описание работы

Стресс – обычное и часто встречающееся явление. Мы все временами испытываем его – может быть, как ощущение пустоты в глубине желудка, когда встаем, представляясь в классе, или как повышенную раздражительность или бессонницу во время экзаменационной сессии. Незначительные стрессы неизбежны и безвредны. Именно чрезмерный стресс создает проблемы для индивидуумов и организаций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………...
Понятие стресса…………………………………………………………………………………...
Причины и признаки стрессового состояния…………………………………………………..
Стадии стресса……………………………………………………………………………………
Последствия стресса………………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………………………….
Приложение……………………………………………………………………………………….
Список использованной литературы……………

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии на тему.docx

— 94.69 Кб (Скачать)
  1. Неопределенность ролей.

      Неопределенность ролей возникает тогда, когда работник не уверен в том, что от него ожидают. В отличие от конфликта ролей, здесь требования не будут противоречивыми, но и уклончивы и неопределенны. Люди должны иметь правильное представление об ожиданиях руководства - что они должны делать, как они должны делать и как их после этого будут оценивать.

  1. Неинтересная работа.

      Некоторые исследования показывают, что индивидуумы, имеющие более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной работой. Однако взгляды на понятие "интересная" работа у людей различается: то, что кажется интересным или скучным для одного, совсем не обязательно будет интересно другим.

      Существуют также и другие факторы: стресс может возникнуть в результате плохих физических условий, например, отклонений в температуре помещения, плохого освещения или чрезмерного шума. Неправильные соотношения между полномочиями и ответственностью, плохие каналы обмена информацией в организации и необоснованные требования сотрудников друг к  другу тоже могут вызвать стресс.

      Идеальным будет такое положение, когда производительность находится на возможно более высоком уровне, а стресс - на возможно более низком. Чтобы достичь этого, руководители и другие сотрудники организации должны научиться справляться со стрессом в самих себе.

    

Личностные факторы

 

      Если мы обратим внимание на жизненные ситуации и события, способные вызвать стресс, то увидим, что некоторые из них являются положительными и благоприятно влияют на нашу жизнь (свадьба, личный успех, рождение ребенка, успешная сдача экзаменов). Кроме того, в течение жизни мы испытываем и другие положительные ощущения: к примеру, радость (окончание школы, института, встреча с друзьями и родными, победа любимой команды), любовь, творческий подъем (вдохновение), достижение выдающегося спортивного результата и т.п.

      Однако стрессовое напряжение способны вызвать как положительные, так и отрицательные ситуации.

      Некоторые жизненные ситуации, вызывающие стресс можно предвидеть. Например, смену фаз развития и становления семьи или же биологически обусловленные изменения в организме, характерные для каждого из нас. Другие ситуации неожиданны и непредсказуемы, особенно внезапные (несчастные случаи, природные катаклизмы, смерть близкого человека). Существуют еще ситуации, обусловленные поведением человека, принятием определенных решений, определенным ходом событий (развод, смена места работы или места жительства и т.п.). Каждая из подобных ситуаций способна вызвать душевный дискомфорт.

      В этой связи человеку необходимы хорошие адаптационные способности, которые помогут пережить самые тяжелые жизненные ситуации, выстоять в самых жестких жизненных испытаниях. Эти адаптационные способности мы и сами можем в себе воспитать, и совершенствовать с помощью различных упражнений. Приведем несколько выводов, отвечающих на вопрос, как можно своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм.

  1. Прежде всего, необходима достаточная информация о возможности  наступления

подобных ситуаций.

  1. Продумайте,  как   предупредить   конкретные   жизненные   опасности, чтобы не

возникла ожидаемая критическая  ситуация, или попытайтесь найти  способы ее смягчения.

  1. Не спешите делать преждевременные скоропалительные выводы, не  принимайте

решений сгоряча, в состоянии  нервозности или истерии, до того как ожидаемые события начались. Не пытайтесь в преддверии самого события, исходя из своих предположений, делать поспешные умозаключения - ведь в ваших мыслях и воображении уже имеется достаточное количество материала, способного продиктовать далеко не всегда правильное решение.

  1. Помните, что большую часть вызывающих стресс ситуаций вы способны  решить

сами, не прибегая к помощи специалистов.

  1. Очень важно иметь достаточный запас энергии и силы воли для решения сложных

ситуаций - это одно из главных  условий активной сопротивляемости стрессу. По возможности не поддавайтесь панике, не впадайте в беспомощность. Нет ничего хуже, чем, опустив руки, покориться событиям. Наоборот, стремитесь активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс.

  1. Вам   необходимо понять и принять, что серьезные перемены, в том числе и

негативные, - неотъемлемая часть жизни.

  1. Помните, что стрессовыми ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет

использовать методы релаксации. Это самый надежный способ подготовки борьбы с ними.

  1. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против

стресса, улучшая тем самым  деятельность адаптационных организмов. Кроме того, создаются благоприятные возможности для развития способности к контролю своего поведения, своих реакций и для самостоятельного овладения стрессом. 

  1. Для ослабления негативного  воздействия стрессовой   ситуации необходимы

надежные эмоциональные  тылы, помогающие обрести чувство уверенности в себе и обеспечивающие вам эмоциональную и моральную поддержку.

  1. Преодолеть стрессовые ситуации могут помочь некоторые социальные институты:

например, дошкольные учреждения, курсы будущих матерей, консультации для молодых супругов и т.д.

    

Стадии  стресса

      Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:

  1. непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
  2. максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
  3. нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).

      В широком смысле эти стадии характерны для любого адаптационного процесса.

      Одним из факторов стресса является эмоциональная напряженность, которая физиологически выражается в изменениях эндокринной системы человека. К примеру, при экспериментальных исследованиях в клиниках больных было установлено, что люди, постоянно находящиеся в нервном напряжении, тяжелее переносят вирусные инфекции. В таких случаях необходима помощь квалифицированного психолога.

      Основные черты психического стресса: 

  • стресс — состояние организма, его возникновение предполагает

взаимодействие между  организмом и средой;

  • стресс — более напряженное состояние, чем обычное мотивационное;

оно требует для своего возникновения восприятия угрозы;

  • явления стресса имеют место тогда, когда нормальная адаптивная

реакция недостаточна.

      Так как стресс возник главным образом именно от восприятия угрозы, то его возникновение в определенной ситуации может возникать по субъективным причинам, связанным с особенностями данной личности.

      Вообще, так как индивидуумы не похожи друг на друга, от фактора личности зависит очень много. К примеру, в системе “человек-среда” уровень эмоциональной напряженности нарастает по мере увеличения различий между условиями, в которых формируются механизмы субъекта, и вновь создавшихся.

      Таким образом, те или иные условия вызывают эмоциональное напряжение не в силу их абсолютной жёсткости, а в результате несоответствия этим условиям эмоционального механизма индивида.

      При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей является источником тревоги. Тревога, обозначаемая как:

  • ощущение неопределенной угрозы;
  • чувство диффузного опасения и тревожного ожидания;
  • неопределенное беспокойство,

представляет из себя наиболее сильно действующий механизм психического стресса. Это вытекает из уже упоминаемого ощущения угрозы, которое представляет из себя центральный элемент тревоги и обуславливает ее биологическое значение как сигнала неблагополучия и опасности.

      Тревога может играть охранительную и мотивационную роль, сопоставимую с ролью боли. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности, изменение характера поведения или включение механизмов интрапсихической адаптации. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

      В отличие от боли тревога — это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы. Тревога, по интенсивности и длительности неадекватная ситуации, препятствует формированию адаптационного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции и всеобщей дезорганизации психики человека. Таким образом, тревога лежит в основе любых изменений психического состояния и поведения, обусловленных психическим стрессом.

      Профессор Березин определил тревожный ряд, который представляет существенный элемент процесса психической адаптации:

  1. ощущение внутренней напряженности — не имеет ярко выраженного  оттенка

угрозы, служит лишь сигналом ее приближения, создавая тягостный душевный дискомфорт;

  1. гиперестезические реакции — тревога нарастает, ранее  нейтральные   стимулы

приобретают негативную окраску, повышается раздражительность;

  1. собственно тревога — центральный элемент рассматриваемого ряда. Проявляется

ощущением неопределенной угрозы. Характерный признак: невозможность определить характер угрозы, предсказать время ее возникновения. Часто происходит неадекватная логическая переработка, в результате которой из-за нехватки фактов выдается неправильный вывод;

  1. страх — тревога, конкретизированная на определенном объекте. Хотя объекты, с

которыми связывается  тревога могут и не быть ее причиной, у субъекта создается представление о том, что тревогу можно устранить определенными действиями;

  1. ощущение    неотвратимости надвигающейся катастрофы    —     нарастание

интенсивности тревожных  расстройств приводит субъекта к  представлению о невозможности предотвращения грядущего события;

  1. тревожно  -  боязливое возбуждение —   вызываемая   тревогой   дезорганизация

достигает максимума, и возможность  целенаправленной деятельности исчезает.

      При пароксизмальном нарастании тревоги все указанные явления можно наблюдать в течение одного пароксизма, в других же случаях их смена происходит постепенно.

      Усиление тревоги приводит к повышению интенсивности действия двух взаимосвязанных адаптационных механизмов, которые приведены ниже:

  1. аллопсихический   механизм  — действует,  когда   происходит   модификация

поведенческой активности. Способ действия: изменение ситуации или уход из нее.

  1. интрапсихический   механизм   —    обеспечивает редукцию тревоги благодаря

переориентации личности.

      Существует несколько типов защит, которые используются интрапсихическим механизмом психической адаптации:

  1. препятствие осознаванию факторов, вызывающих тревогу;
  2. фиксация тревоги на определенных стимулах;
  3. снижение уровня побуждения, т.е. обесценивание исходных потребностей;
  4. концептуализация.

      Тревога, несмотря на обилие различных смысловых формулировок, представляет собой единое явление и служит облигаторным механизмом эмоционального стресса. Возникая при любом нарушении сбалансированности в системе “человек-среда”, она активизирует адаптационные механизмы, и вместе с тем при значительной интенсивности лежит в основе развития адаптационных нарушений. Повышение уровня тревоги обуславливает включение или усиление действия механизмов интрапсихической адаптации. Эти механизмы могут способствовать эффективной психической адаптации, обеспечивая редукцию тревоги, а в случае их неадекватности находят свое отражение в типе адаптационных нарушений, которым соответствует характер формирующихся при этом пограничных психопатологических явлений.

Информация о работе Стресс