Стресс в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 08:59, контрольная работа

Описание работы

Проблема психологического стресса специалистов различных областей профессиональной деятельности приобретает все возрастающую научную и практическую актуальность в связи с непрерывным ростом социальной, экономической, экологической, техногенной, личностной экстремальности нашей жизни и существенным изменением содержания и условий труда у представителей многих профессий. Возрастает количество возможных проблемных ситуаций, повышается профессиональная и личностная значимость и ответственность за результаты и последствия деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. Стресс в профессиональной деятельности
1.1.Понятие стресса
1.2.Профессиональный стресс
1.3.Профессиональная система деятельности и стресс
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

Копия психология.doc

— 76.50 Кб (Скачать)

Это означает, что сотрудники силовых структур подвергаются не только физической угрозе, но и значительному риску возникновения  особой группы нервно-психических расстройств, известные как посттравматические стрессовые состояния. По данным зарубежных исследователей, такие расстройства являются причиной срывов профессиональной деятельности, преждевременного увольнения, межличностных конфликтов, злоупотребления алкоголем и других негативных явлений.

В связи  с этим перед практическими психологами, работающими в системе, например, органов внутренних дел, ставятся весьма сложные задачи по формированию новых подходов к управлению персоналом и внутриорганизационных отношений.

Исследователи обратили внимание на то обстоятельство, что устойчивость к стрессу - индивидуальное свойство и может значительно варьировать у разных людей. Это качество изучалось на уровне типологических, характерологических, личностных особенностей профессионалов. Исследования довольно обширны и в рамках данной работы не представляется возможным подробно их проанализировать. Отметим лишь, что общим для всех исследований являются примерно следующие положения:

1.Постоянное  переживание стресса способствует  развитию ряда заболеваний.

2.Устойчивость  к развитию стресса и стрессогенных  заболеваний зависит от индивидуально-личностных особенностей.

3.Постоянное  переживание стресса и других  неблагоприятных функциональных  состояний приводит к неблагоприятным  изменениям эмоционально-личностной  сферы.

4.Склонность  к развитию стресса и стрессогенных заболеваний может быть усилена характером профессиональной деятельности.

Ученые  констатируют, что человек, оказавшись в стрессогенной ситуации, как  бы замирает, затаивается, присматривается  к окружающим людям, оценивая их и  перспективу своих контактов с ними. Некоторая заторможенность людей замедляет процесс их общения, совместную деятельность.

Изучение  роли личностных факторов в экстремальных  условиях деятельности и при развитии стрессового состояния обычно проводят с точки зрения особенностей осуществления их регуляторных функций. Наибольший интерес проявляется к вопросам личностной детерминации эмоциональной устойчивости, а также развития психологического стресса. Основное внимание уделяется исследованиям психологических особенностей лиц с поведением типа «А» (расположенных к развитию стресса по коронарному типу), характера проявления тревожности и соотношения личностной и ситуативной тревожности в различных условиях деятельности, зависимости психических состояний от уровня интро-экстравертированности личности, ее когнитивного стиля, локуса контроля и ряда других.

Исследователями установлено, что помимо специфических  для каждого вида деятельности (специальности) профессионально значимых личностных качеств, существуют важные для многих профессий качества, например, личная тревожность, определяющая уровень переживаний напряженности любой экстремальной деятельности. Регуляторами состояния напряженности выступают и другие качества: экстравертированность в большей степени связана с подверженностью напряженности и усталости, чем интравертированность.

Во многих зарубежных исследованиях особенностей взаимосвязи характеристик личности, стресса и заболеваний особое внимание уделяется таким характеристикам, как: локус контроля, психологическая  выносливость (устойчивость) и самооценка.

В большом  количестве исследований были предприняты  попытки обнаружить прямую связь  между локусом контроля, способностями  справляться со стрессом и проблемами и личным здоровьем или здоровьем  семьи. Выделяют три типа личного  контроля: поведенческий, когнитивный и контроль решительности. Каждый из типов контроля комплексно связан со стрессом.

Также комплексно со стрессом связана самооценка личности. Если люди оценивают себя достаточно высоко, маловероятно, что  они будут реагировать или  интерпретировать многие события как эмоционально тяжелые или стрессовые. Кроме того, если стресс возникает, они справляются с ним лучше, чем лица с низкой самооценкой. Это дает человеку дополнительную информацию о своих возможностях и способствует повышению самооценки.

Люди  с низкой самооценкой исходят  из двух видов негативного самовосприятия. Во-первых, люди с низкой самооценкой  имеют более высокий уровень  страха или тревожности под действием  угрозы, чем люди с положи- тельной  самооценкой. Во-вторых, люди с низкой самооценкой воспринимают себя как имеющих неадекватные способности для того, чтобы противостоять угрозе. Они пытаются избегать трудностей, так как считают, что не справятся с ними.

Можно сказать, что самооценка способности  и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с такой категорией, как ресурс личности, то есть запас, потенциал различных структурно-функциональных характеристик, или стрессоустойчивостью, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Если  говорить о стрессоустойчивости, то прежде всего определим это понятие. Стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности.

Анализ  научных исследований в области психических состояний позволяет рассматривать сущность психического состояния как временное состояние психики человека, отражающее общие и специфические особенности его психической жизни, подверженное воздействию (влиянию) факторов внешней и внутренней среды (объективного и субъективного характера), то есть обусловленное индивидуальными особенностями и сферой деятельности личности.

Выраженность  признаков функциональных состояний  зависит как от особенностей человека, так и от характера выполняемой работы. Набор таких признаков у представителей различных профессий имеет определенные особенности.

Функциональное  состояние представителя стрессогенной  профессии, можно охарактеризовать как комплекс наличных характеристик  тех функций и качеств, которые  прямо или косвенно обуславливают выполнение им своих профессиональных обязанностей.

Анализ  исследований показал, что каждая стрессогенная  ситуация в профессиональной или  любой другой деятельности вызывает комплекс процессов оценки, согласований, урегулирований при взаимодействии человека со стрессорами.

Огромную  роль в процессах оценки и регуляции  играет нервно-психическая устойчивость личности, важными составляющими  которой являются: способность к  полноценной самореализации, личностному  росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых); относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения: способность к эмоционально-волевой регуляции; адекватную ситуации мотивационную напряженность. Это целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, что особенно важно для представителей стрессогенных профессий. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Функциональное состояние представителя стрессогенной профессии, можно охарактеризовать как комплекс наличных характеристик тех функций и качеств, которые прямо или косвенно обуславливают выполнение им своих профессиональных обязанностей.

Огромную  роль в процессах оценки и регуляции играет нервно-психическая устойчивость личности, важными составляющими которой являются: способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов (ценностных, мотивационных, ролевых); относительную стабильность эмоционального тона и благоприятного настроения: способность к эмоционально-волевой регуляции; адекватную ситуации мотивационную напряженность. Это целый комплекс способностей, широкий круг разноуровневых явлений. Устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, что особенно важно для представителей стрессогенных профессий.

Специфика труда, характер межличностных отношений  в профессиональной группе оказывают  значительное влияние на характеристики доминирующего психического состояния личности. Основным фактором детерминации особенностей является процесс самореализации личности, характер смысложизненных ориентаций, степень удовлетворенности трудом. Образ своего социального «Я» является наиболее существенным и ярко выраженным детерминантом у сотрудников охранного предприятия.

Представленные  в настоящем исследовании теоретические  материалы свидетельствуют о  том, что проблема нервно-психической  устойчивости личности, осуществляющей профессиональную деятельность в стрессогенных ситуациях в настоящее время является чрезвычайно актуальной, но пока еще нуждается в серьезных и разносторонних исследованиях. Я думаю, что в момент стресса каждый человек должен иметь устойчивость, умение правильно управлять своим поведением, а главное уметь вовремя себя останавливать (успокаивать), для того чтобы не допустить  психического состояния (стресса). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аболин Л.М. Психологические  механизмы эмоциональной устойчивости человека.

Варданян Б.Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости. Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы.

Ганзен В.А., Юрченко  В.Н. Системный подход к анализу, описанию и экспериментальному исследованию психических состояний человека

Лазарус Р.С. Теория стресса и психофизиологические исследования. Эмоциональный стресс.

Информация о работе Стресс в профессиональной деятельности