Стресс на работе

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Стресс практически не упоминался в отечественных учебниках по психиатрии времен СССР, хотя исследования в этой области ведутся достаточно давно. Сейчас это понятие становится весьма популярным, стресс стал объектом внимания не только психиатров и клинических психологов, но и организационных психологов и менеджеров по управлению человеческими ресурсами, что стимулируется последними изменениями в экономике и обществе в целом.

Содержание

Введение 3
1. Понятие стресса 4
2. Причины стресса на рабочем месте 5
2.1 Факторы стресса вне организации 5
2.2 Групповые факторы стресса 5
2.3 Факторы стресса, связанные с организацией; 5
2.4 Факторы, влияющие на стрессоустойчивость 7
3. Эффекты стресса на рабочем месте 9
4. Предупреждение стресса 11
Заключение 13
Список использованных источников 14

Работа содержит 1 файл

Стресс на работе.doc

— 97.00 Кб (Скачать)

    Другим  важным личностным свойством является индивидуальное восприятие контроля над  ситуацией. Хотя контроль над ситуацией  на рабочем месте часто задается организационно, нельзя игнорировать такие явления, как предрасположенность  личности брать ответственность на себя и так называемый «синдром приобретенной беспомощности», основополагающее исследование которого было проведено Селигманом [10].

    Важными факторами являются также:

  • Характер стрессора – один из наиболее важных ситуативных факторов, определяющих реакции людей; страх потерять работу, вероятно, является большим стрессором, чем, например, назначение в нежелательную смену. Но этот фактор не представляет собой какую-то исключительную угрозу, обусловливающую возникновение стресса; к стрессу может с таким же успехом привести и набор различных факторов. Небольшие повседневные неприятности, накладываясь друг на друга, могут привести к такому же результату, как и в случае какого-то одного серьезного события [9].
  • Комбинация наличных и отсутствующих стрессоров также важна при определении индивидуальных реакций. Плохие отношения с коллегами и другими людьми на работе, например, – потенциальный источник стресса, но в то же время не раз отмечалось [2, 12] и то, что хорошие отношения могут помочь в уменьшении негативных реакций на другие стрессоры.
  • Продолжительность воздействия стрессора – еще один ситуативный фактор, влияющий на индивидуальную чувствительность. Ежедневное отсутствие возможности влиять на требования, предъявляемые работой, скорее приведет к стрессу, чем временная перегруженность на работе, вызванная, к примеру, болезнью коллеги.
  • Наконец, как указывают исследователи, важна и предсказуемость стрессора: непредсказуемые стрессоры скорее вызовут негативные реакции.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Эффекты стресса  на рабочем месте

    Имеются данные [2, 4, 9], что стресс далеко не всегда оказывает вредное воздействие  на работников и их производственную деятельность. На самом деле, слишком  низкий уровень стресса может  привести даже к снижению производительности. Отмечается, что легкий стресс, например, приход нового начальника или неожиданное перемещение, может оказать положительное воздействие, поскольку вынуждают работника мобилизоваться для самоутверждения в новых условиях: так, во многих японских компаниях одним из положений кадровой политики является регулярная ротация кадров [11]. Легкий стресс также улучшает кровообращение, приводит к усилению активности и, в конечном итоге, новым производственным успехам.

    Однако  высокие уровни стресса оказывают  серьезное вредное воздействие на физиологическую, психологическую и поведенческую стороны жизнедеятельности человека.

    Стресс  вызывает химические и иные изменения  в физическом, ментальном или эмоциональном  состоянии. Эти реакции генерируют энергию, помогающую человеку справиться с воспринимаемой угрозой своему благополучию (стрессором). До поры до времени все хорошо – но, если стрессор не устранен, а энергия не рассеивается каким-либо иным образом (как при физических упражнениях), это начинает попросту истощать человека. В конце концов стресс вызывает упадок сил и/или физическое заболевание. Поскольку физиологические реакции на стресс описаны в большом количестве литературе достаточно подробно, я не буду останавливаться на этом вопросе.

    В то время как взаимосвязи между  стрессом и физическим здоровьем человека уделялось пристальное внимание, особенно медиками, воздействие стресса на психологическое состояние исследовано не столь подробно. В то же время имеются данные [4], что имеется прямая зависимость между высоким уровнем стресса и такими агрессивными действиями, как саботаж, межличностная агрессия, враждебное поведение и жалобы. Психологические проблемы подобного типа, вызванные стрессом, приводят в свою очередь к неудовлетворительному исполнению служебных обязанностей, заниженной самооценке, сопротивлению указаниям руководства, неспособности сосредоточиться и принять решение и к неудовлетворенности работой. Эти последствия стресса приносят прямые убытки организации.

    Высокий уровень стресса оказывает также  не всегда заметное, но абсолютно реальное воздействие на продуктивность работы менеджеров, занимающих ключевые посты в организации [4, 8, 9]. Так, например, менеджеры, постоянно подвергающиеся воздействию стресса, становятся жертвой резких перепадов настроения, и их подчиненные вскоре приобретают привычку не беспокоить их, даже когда речь идет о серьезных вопросах.

Иногда  менеджеры осознают недостатки собственного поведения; они чувствуют, что не соответствуют ожиданиям, связанным  с занимаемой должностью, и страдают от потери самоуважения. В подобном состоянии они могут медлить и откладывать принятие решений. И, наконец, они негодуют когда руководство пытается вернуть их в рабочее состояние, и начинают ненавидеть свою работу.

    Еще одним аспектом воздействия стресса  является изменение в поведении человека. Прямым результатом сильных стрессов на работе могут являться такие поведенческие реакции, как недоедание или переедание, злоупотребление курением, алкоголем, наркотиками и антидепрессантами. В ряде исследований получены определенные свидетельства о наличии прямой связи между стрессом и прогулами, а также текучестью кадров.

    Можно также отметить взаимосвязь между  темпераментом человека и его  реакцией на стресс. Специалисты [7] указывают, что у меланхоликов стрессовые реакции чаще всего связаны с возбуждением конституции, например тревогой или испугом, фобией или невротической тревожностью. У холериков – типичная стрессовая реакция – гнев. Вот почему они чаще страдают гипертонией, язвой желудка, язвенным колитом. У флегматиков под действием стресса снижается активность щитовидной железы, замедляется обмен веществ и может повышаться содержание сахара в крови, что приводит к преддиабетическому состоянию. В стрессовых ситуациях они “нажимают” на еду, в результате чего могут становиться тучными. Легче всего, благодаря своей сильной нервной системе, переносят стрессы сангвиники.

    Таким образом, в производственной обстановке работа в условиях повышенного уровня стресса, может вызвать «неэффективное поведение, избыточные реакции или  неспособность восстановиться после работы» (цит. по [2, с. 433]). Это определение, данное Гайллардом, подытоживает результаты огромного числа публикаций, авторами которых показано, что повышенный стресс на работе, (как бы он ни определялся для ситуации конкретного человека) может привести к ухудшению трудовых показателей, учащению несчастных случаев, затруднениям в общении с людьми, более частым невыходам на работу, пониженной удовлетворенности ею и проблемам, тесно связанным со здоровьем. 
 
 

4. Предупреждение стресса

    Существует  достаточно много способов и методов  «борьбы со стрессом», как индивидуального, так и организационного применения. Большинство из них общеизвестны.

    Так, к индивидуальным методам можно  отнести:

    1) регулярный активный отдых;

    2) релаксация (занятия йогой, медитация, аутотренинг);

    3) тренинг навыков самоконтроля  поведения;

    4) планирование собственного времени;

    4) обеспечение достаточной продолжительности  сна;

    5) когнитивная терапия и др.

    В зарубежных организациях практикуются такие методы, как включение в социальный пакет работника оплаты занятий в спортивном зале, бассейне. Некоторые из них стараются обеспечить доведение до сведения работников конкретных простых методик, помогающих справиться со стрессом. Так, руководители компании «Би-би-си» издали дорогостоящий буклет, в котором персоналу объясняется, как нужно сидеть на стульях [6]. Эта 57-страничная брошюра, посвященная тому, как снизить количество стрессов на рабочем месте, содержит массу и другой ценной информации. В частности, там есть подробная схема того, как, в случае совсем безнадежного состояния сложить из бумаги самолетик. Если и это не помагает справиться с возникшими трудностями, то тогда сотрудникам рекомендуется понюхать цветок лаванды и долго вглядываться в фотографию с альпийским пейзажем.

    Однако  применения таких мер недостаточно. К проблеме необходимо подходить  комплексно, не просто помогать сотрудникам  бороться с уже возникшим сильным  стрессом или его последствиями, но предупреждать его на уровне организации. Во второй главе приведены факторы стресса, связанные с организацией, именно на нейтрализацию и снижение негативного воздействия этих факторов нужно обратить особое внимание.

    На  уровне организации целесообразно  применять следующие меры по управлению стрессом [2, 4, 9-12]:

  • регулярный мониторинг и формирование приемлемого социально-психологического климата;
  • оптимизация организационной структуры (распределения обязанностей, полномочий и ответственности), осуществляемая с учетом способностей и возможностей конкретных сотрудников;
  • исключение (по возможности) ситуаций ролевого конфликта;
  • максимально возможное информирование сотрудника о том, что в компании поощряется, а что нет (например, принятие в компании корпоративного кодекса поведения сотрудника, ознакомление работников с принципами системы поощрения / штрафов и т.п.), о его перспективах (может включать планирование карьеры), о предстоящих изменениях в организации и о том, как они отразятся конкретно на нем;
  • обогащение содержания обязанностей работников;
  • соблюдение санитарно-гигиенических норм;
  • предоставление сотрудникам возможности почувствовать, что они могут влиять на ситуацию (дать им право участвовать в принятии определенных решений, предоставить больше полномочий в организации собственного рабочего места, планирования своего рабочего времени и т.п.);
  • предоставление сотрудникам регулярной обратной связи о результатах их труда;
  • обучение менеджеров высшего и среднего звена управлению конфликтами, навыкам партнерского общения;
  • предоставление сотрудникам консультативной поддержки.

    Приведенные меры, являются основными для того, чтобы уровень стресса, испытываемого сотрудниками, не превышал допустимого уровня.

 

Заключение

    Таким образом, в данной работе рассмотрено  явление и понятие стресса, дано его определение. Также в работе представлен анализ причин стресса на рабочем месте, факторов , способствующих его проявлению, и факторов, влияющих на стрессоустойчивость. Показаны основные эффекты стресса на рабочем месте и приведены меры по предупреждению стресса на организационном уровне.

 

Список использованных источников

  1. Большой энциклопедический  словарь. [WWW document]. URL http://dic.academic.ru/misc/enc3p.nsf/ByID/NT00045166
  2. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2001.
  3. Карташова Л.В., Никонова Т.В., Соломанидина Т.О. Поведение в организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  4. Лютенс Ф. Организационное поведение: Пер. с англ. 7-го изд. – М.: ИНФРА-М, 1999.
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979. С.27
  6. Сотрудников "Би-би-си" учат складывать из бумаги самолетик и кипятить чайник // Вечерние вести [WWW document]. URL http://www.vv.com.ua/main.php?artID=212&topic=51
  7. Хмелевский Ю.В.. Стресс и депрессия – две стороны одного процесса [WWW document]. URL http://health.mpei.ac.ru/stres.htm
  8. Lazarus R.S. & Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. New York: Springer, 1984.
  9. Maier N.R.E. & Verser G.C. Psychology in industrial organizations. Boston: Houghton-Mifflin, 1982.
  10. Mobley W.H. Employee Turnover: Causes, Consequences and Control. Reading, MA: Addison-Wesley, 1982.
  11. Ross R.R. & Altmaier E.M. Intervention in Occupational Stress. London: Thousand Oaks, New Delphi, 1994.
  12. Wells J.A. The role of social support groups in stress coping in organizational settings // Handbook of Organizational Stress Coping strategies. Cambridge, MA: Ballinger, 1984.

Информация о работе Стресс на работе