Стресс и психическое здоровье преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 19:57, реферат

Описание работы

Данная работа посвящена теме: «Стресс и психическое здоровье преподавателя». В педагогической деятельности стресс играет значительную роль. Он влияет на поведение, работоспособность, здоровье, взаимоотношение с окружающими. Каждый человек в своей жизни испытывает стресс. Его невозможно избежать, но можно научиться, его преодолевать.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...3
Общее понятие стресса, виды стресса……………………………………...4
Причины стресса в педагогической деятельности…………………….......6
Преодоление и предупреждение стресса у педагогов…………………….7
Заключение…………………………………………………………………..9
Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Стресс и психическое здоровье преподавателя.doc

— 69.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КАРЕЛЬСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» 

Факультет психологии

Кафедра практической психологии 
 
 

Реферат

по «Педагогической психологии»

на тему: «Стресс и психическое здоровье преподавателя» 
 
 
 
 
 
 

Петрозаводск

2012 
Содержание
 
 

  1. Введение……………………………………………………………………...3
  2. Общее понятие стресса, виды стресса……………………………………...4
  3. Причины стресса в педагогической деятельности…………………….......6
  4. Преодоление и предупреждение стресса у педагогов…………………….7
  5. Заключение…………………………………………………………………..9
  6. Список литературы…………………………………………………………10

 

Введение 

     Данная  работа посвящена теме: «Стресс и психическое здоровье преподавателя». В педагогической деятельности стресс играет значительную роль. Он влияет на поведение, работоспособность, здоровье, взаимоотношение с окружающими. Каждый человек в своей жизни испытывает стресс. Его невозможно избежать, но можно научиться, его преодолевать.

     В данной работе говориться о том, что такое стресс, какие существуют разновидности стресса. А также описаны причины педагогического стресса, преодоление и предупреждение стресса у педагогов.

     Для меня эта тема, является очень актуальной, и выбрала я её потому, что работаю с детьми и знаю, что с ними можно впасть в глубокий стресс. Психологическое здоровье педагога является необходимым условием здоровья детей, так как главным инструментом педагога выступает его психологическое взаимодействие с ребенком. Работа с детьми, родителями требует больших эмоциональных затрат. Происходит постоянное оценивание со стороны родителей и коллег. Высокий уровень ответственности. Агрессивно настроенные родители. Все это может привести к глубокому стрессу. Пока со мной такого не случалось, но все может быть. И чтобы этого не произошло, я решила, узнать больше о стрессе и способах борьбы с ним. И надеюсь, что эти методы помогут не только мне, но и моим коллегам.  
 

 

      Общее понятие стресса, виды стресса 

     Впервые «стресс» был описан с точки зрения физиологии канадский ученым-биолог Гансом Селье как общий адаптационный синдром или синдром биологического стресса. Только в 1946 году он начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного синдрома.1 Он выделил три фаза общего адаптационного синдрома:

  1. реакция тревоги;
  2. фаза сопротивление
  3. фаза истощения.

     В стрессовой ситуации первым возникает  чувство тревоги, за это отвечает часть нашего мозга, которая называется гипоталамусом. Активизируясь, этот участок мозга, отправляет запрос надпочечникам. Чтобы защитить наш организм, они вырабатывают адреналин, который позволяет сконцентрироваться умственно и физически, а именно учащается сердцебиение и дыхание, включаются инстинктивные реакции, кровь улучшается кровоснабжение мышц и мозга.

     Если данная фаза длится слишком долго, все перечисленные выше физиологические реакции, приведут к плохому самочувствию, постоянному нервному напряжению, бессоннице. Чтобы остановить эти опасные процессы организм вырабатывает другой гормон – кортизол, который помогает сопротивляться стрессу. Данный процесс требует больших энергетических затрат, и если стадия сопротивления затягивается, то наступает третья фаза – потеря сил и неспособность сопротивляться чему-либо.

     Это последняя и самая опасная  стадия, в результате которой возникают тяжелые физические и психические заболевания. Длительная реакция сопротивления возможна в том случае, если сама стрессовая ситуация уже миновала, а человек ещё продолжает ей сопротивляться. Из изложенного выше можно сделать вывод, что страшен не сам стресс, а реакция на него.

       Стресс в переводе с английского языка означает давление, нажим, напряжение. По мнению Г. Селье стресс – это «неспецифический ответ организма на любое предъявляемое ему требование».2 Другими словами стресс – это физиологическая реакция организма на предъявляемое требование или вредное воздействие. Функцией этих физиологических реакций являются поведенческие действия по преодолению данного состояния.

     По  мнению В. А. Бодрова «стресс - это субъективная реакция, которая включает в себя внутреннее психическое состояние напряжения и возбуждения. Данное состояние объясняется как эмоции, оборонительные реакции, процессы преодоления, происходящие в самом человеке».3

     Американский профессор психологии Девид Майерс утверждает, что «стресс – это не стимул и не реакция. Это процесс, в ходе которого мы оцениваем ситуацию и боремся с возникшей опасностью».4

     Ганс  Селье считает, что существуют два вида стресса: аустресс и дистресс. Аустресс – это стресс, вызванный положительными эмоциями, а дистресс – это негативный тип стресса, с которым человек не в силах справиться. Дистресс разрушает здоровье человека и может привести к тяжелым заболеваниям.

     Ю.В. Щербатых описал профессиональный стресс, который разделил на  отдельные виды: учебный стресс, стресс медицинских работников, стресс руководителя, спортивный стресс.5 В современном мире существует большое разнообразие стрессов, которое влияет на  психологический и физиологический уровень жизни человека.  Стресс зависит от объективных и субъективных причин. 

Причины стресса в педагогической деятельности 

     Профессиональный  стресс — многообразный феномен, выражающийся в психических и физических реакциях на напряженные ситуации в трудовой деятельности человека.6

     Причиной  стресса у педагога может стать практически все что угодно, вся наша жизнь это один большой стресс.

     Но  одни причины не вызывают затяжных реакций, а другие могут погрузить в это состояние надолго. Все люди разные.

     Одни и те же ситуации у одних людей вызывают сильный эмоциональный отклик, у других вполне умеренную реакцию, третьи же ведут себя так, будто ничего не произошло. Это говорит об особенностях характера и личности каждого человека. Все люди по-разному смотрят на мир и выбирают для себя, что для них важно, а что – нет. Также предрасположенность к стрессу может быть наследственной или патологической.

     Стрессовые  ситуации для педагога имеют большое  значение для его здоровья - физического, психического, профессионального. И конечно все это отражается на учениках, студентах. Профессиональный стресс возникает в связи с объективно и субъективно существующими причинами.

     Объективные причины: информационные перегрузки; физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей; высокий уровень ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

     Субъективные  причины возникновения психологического стресса у педагогов: неорганизованность педагога, и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения важных дел, спешка; конфликты различного рода с директором, коллегами; чувство перегруженности работой, переутомляемость; недостаточная квалификация.

      А также субъективными причинами являются фрустрации потребностей педагога: потребностей в уважении, одобрении плодов деятельности, психологической поддержки.

      Из  выше изложенного можно сделать  вывод о том, что педагогу нужна  психологическая помощь по преодолению  стресса. От этого зависит эффективность  его профессиональной деятельности. 

Преодоление и предупреждение стресса у педагогов 

     Преодолеть стресс можно и нужно, для того чтобы не наступила стадия истощения, которая может привести к тяжелым физическим и психическим заболеваниям, а иногда и к смерти.

      Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от восприятия.

     Эффективным средством сохранения психологического и физического здоровья педагогов является использование различных методов релаксации, дыхательных гимнастик, использование физических упражнений как минимум 30 минут каждый день, включать в свою жизнь положительные эмоции, хорошую веселую музыку, физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, баня), аутогенную тренировку (основана на применении мышечной релаксации, самовнушении, самовоспитании).

     Аутогенная  тренировка  является достаточно эффективным приемом коррекции психоэмоционального напряжения. В основе аутогенной тренировке лежит самовнушение, которое способно оказывать огромное влияние на психические и вегетативные процессы в организме, в том числе - на не поддающиеся произвольной сознательной регуляции.

     По  мнению Митевой И. Ю., смехотерапия, является мощным оружием при снижения стресса. Улыбка дает отдых мышцам лица: грусть затрагивает 43 мышцы, улыбка – только 17. В свою очередь, это ведет к охлаждению крови в сосудах головного мозга; образуются вещества, которые стимулируют работу левого полушария, отвечающего за радостные ощущения. Биохимические процессы тормозят образования «стрессовых» гормонов. В каждом конкретном случае необходимо позитивно переосмыслить стрессовую ситуацию, увидеть ее в ином свете. Применяя позитивный подход, нужно попытаться  найти альтернативные возможности в принятии решений, которые были вне досягаемости сознания.7

     Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться  управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение любых заболевания.

 

      Заключение 

     Изучив  тему «Стресс и психическое здоровье преподавателя» можно сделать выводы:

  1. длительное эмоциональное напряжение вызывает дистресс, который является причиной психических и физических заболеваний у преподавателей;
  2. стресс зависит от объективных и субъективных причин.

     Объективные причины: информационные перегрузки; физическая и психологическая напряженность  труда, постоянное оценивание со стороны  различных людей; высокий уровень  ответственности; тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

     Субъективные  причины:  неорганизованность педагога, и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его  для выполнения важных дел, спешка; конфликты различного рода с директором, коллегами; чувство перегруженности работой, переутомляемость; недостаточная квалификация.

  1. существуют разнообразные методы борьбы со стрессом:
  • различные методы релаксации;
  • дыхательные гимнастики;
  • использование физических упражнений как минимум 30 минут каждый день;
  • необходимо включать в свою жизнь положительные эмоции;
  • слушать хорошую веселую музыку;
  • физиотерапевтические мероприятия: массаж, сауна, баня, бассейн;
  • использовать аутогенную тренировку: основана на применении мышечной релаксации, самовнушении, самовоспитании.

 

      Список литературы 

  1. Бодров  В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. М.: ПЕР СЭ, 2000. 352 с.
  2. Васильев В. Н. Здоровье и стресс. М.: Знание, 1991. 160 с.
  3. Майерс, Д.  Психология / Д. Майерс; пер. с англ. И. А. Карпиков, В. А. Старовойтова. – 2-е изд. – Мн.: «Попурри», 2006. 848 с.
  4. Митева И. Ю. Курс управления стрессом. М.: ИКЦ «МарТ», 2004. 288 с.
  5. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 123 с.
  6. Щербатых Ю. В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2006. 256 с.

Информация о работе Стресс и психическое здоровье преподавателя