Стресс и его последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:51, контрольная работа

Описание работы

Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися в их составе первичными группами, между различными подразделениями в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Работа содержит 1 файл

Организационно-управл.конфл.docx

— 17.98 Кб (Скачать)

Организационно-управленческий конфликт - это конфликт между членами  управляющей организации, руководителями и исполнителями, образующимися  в их составе первичными группами, между различными подразделениями  в данной системе управления по поводу целей, методов и средств управленческой и организационной деятельности, а также ее результатов и социальных последствий.

Различают:

1) Конфликт, связанный  с распределением статусов и  власти. Первое вытекает из несоответствия  количества статусов высокого  ранга наличным или потенциальным  притязаниям членов организации.  Второе объясняется двумя обстоятельствами. В организации создается иерархия  должностей и соответственно  имеет место делегирования власти  от вышестоящих звеньев руководства  к нижестоящим. А всякая власть, в том числе и делегированная, имеет тенденцию к саморасширению границ применения; отсюда столкновение ее субъекта с вышестоящим. Вместе с тем, иерархичность построения организации и управления внутренне порождают одностороннюю ответственность низших звеньев перед высшими, что приводит к административному произволу и т.д.

2) Конфликт, порождаемый  проявлением разнообразных дисфункций  в организации, обусловленных  как объективными, так и субъективными  обстоятельствами. В числе объективных - ситуация социального изменения. Организация функционирует в определенных условиях - внутренних и внешних (социальная и политическая среда). Они не остаются постоянно неизменными. Возникающие изменения нарушают устоявшийся способ функционирования, происходит определенная дезорганизация системы. Социальная дезорганизация - неотъемлемая часть процесса социального изменения. 3) Конфликт. Формируются группы инициаторов изменений и их противников. Актуализируется проблема взаимоотношения поколений в коллективе. Происходит смена неформальных лидеров, а в критической ситуации - и формальных носителей высшей для организации административной власти.

Таким образом, дезорганизация на субъективном уровне проявляется  в виде нарушения согласованных  действий членов группы, т.е. несогласия. Несогласие - это отказ образовавшейся внутри организации первичной группы от предписанных шаблонов, норм поведения, это - неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, поскольку  оспаривается их легитимность в изменяющейся ситуации.

Углубляющееся несогласие порождает напряженность в организации - форму проявления более высокого этапа возникающего конфликта. Напряженность  выступает в позитивном и негативном плане. Позитивный аспект обнаруживает себя, в частности, в неудовлетворенности  состоянием дел в организации, заведенным порядком, стилем руководства, в острой критике методов и результатов  деятельности организации в целом  или ее отдельных подразделений, выражающих осознание необходимости  обновления деятельности организации  и одновременно невозможности это  сделать при данном ее состоянии. Такая напряженность стимулирует  переход к реорганизации целевой  группы с учетом новой ситуации. Негативная форма напряженности  проявляется в девальвации норм и ценностей, на которых строится данная организация, ее дезинтеграция  и формирование дисфункционального, кризисного состояния. Конечный итог негативной напряженности – агония организация. 

Конфронтация членов организации - неотъемлемый элемент  напряженности на высоком уровне развития и форма проявления внутреннего  конфликта. Она приобретает разнообразные  виды, в том числе - жесткой конкуренции  на почве карьерных устремлений  служащих, борьбы за влияние на центр  административной власти и за определенные привилегии и др. Наибольшую опасность  для позитивной деятельности организации  представляет конфронтация, ведущая  к расколу организации, что связано  с кристаллизацией частных интересов  и подменой ими общих.

К структурным методам  управления организационно-управленческим конфликтом относятся следующие:

1) четкая формулировка  требований: разъяснение требований  к результатам каждого конкретного  работника  и подразделения  в целом; наличие ясно и однозначно  сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы;

2) использование  координирующих механизмов: строгое  соблюдение принципа единоначалия  облегчает управление большими  группами <конфликтных ситуаций>, т.к. подчиненные знают, чьи  распоряжения они должны выполнять;  в некоторых организациях создаются  специальные интеграционные службы, задачей которых является увязка  целей различных подразделений; 

3) постановка единых  целей, формирование общих ценностей:  этому способствует информированность  всех работников о политике, стратегии  и перспективах организации; эффективным  оказывается формулирование целей  организации на уровне целей  общества;

4) система поощрения:  установление таких критериев  эффективности работы, которые исключают  столкновение интересов различных  подразделений и работников.

Управление конфликтным  противостоянием включает и межличностные  способы преодоления конфликтов. Различают следующие основные стратегии  поведения в конфликтных ситуациях:

1) настойчивость  (принуждение): тот, кто придерживается  данной стратегии, пытается заставить  других принять свою точку  зрения во что бы то ни стало (его не интересуют мнения и интересы других). Он либо игнорирует <цену> в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над последствиями. Чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия, тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении стабильных взаимоотношениях. Формируются группы инициаторов изменений и их противников. Актуализируется проблема взаимоотношения поколений в коллективе. Происходит смена неформальных лидеров, а в критической ситуации - и формальных носителей высшей для организации административной власти.

2) уход (уклонение): человек, придерживающийся этой стратегии стремится уйти от конфликта. Это уместно, если предмет разногласий имеет для человека незначительную ценность, если ситуация может разрешиться сама собой, если в данный момент нет условий для продуктивного <разрешения> конфликта, но через некоторое время они могут появиться;

3) приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека  от собственных интересов, готовность  принести их в жертву другому,  пойти ему навстречу. Эта стратегия  признается рациональной, когда  предмет разногласий имеет для  человека меньшую ценность, чем  взаимоотношения с другой стороной, когда при <тактическом выигрыше> не гарантирован и <стратегический выигрыш>. Однако, если данная стратегия становится доминирующей, то скорее всего руководство подчиненными не сможет быть эффективным;

4) компромисс - данный  стиль характерен принятием точки  зрения другой стороны, но до  определенной степени. Поиск приемлемого  решения осуществляется преимущественно  за счет взаимных уступок. Способность  к компромиссу в управленческих  ситуациях ценится высоко, т.к.  уменьшает недоброжелательность, позволяет  относительно быстро преодолеть  конфликт. Но через некоторое  время могут появиться и дисфункциональные последствия (например, неудовлетворенность <половинчатыми решениями>). В данном случае конфликт может возникнуть вновь в измененной форме, т.к. породившая его проблема была решена не до конца;

5) сотрудничество (решение проблемы) - этот стиль  основывается на убежденности  участников конфликта в том,  что расхождение во взглядах - неизбежный результат того, что  у людей есть свои представления  о том, что правильно, а что  нет. При такой стратегии участники  признают право друг друга  на собственное мнение и готовы  его принять, что дает им  возможность проанализировать причины  разногласий и сообща найти  приемлемый для всех выход.  В данной ситуации идет поиск  устраивающего всех решения проблемы. 

  

ЛИТЕРАТУРА 

ЗдравомысловА.Г. Социология конфликта. М., 1996. 

ЗеркинД.П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д, 1998. 

Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. М., 1998,

Информация о работе Стресс и его последствия