Стратегии и тактики взаимодействия в конфликте

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 18:56, реферат

Описание работы

При возникновении конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта его участникам необходимо выбрать форму, стиль своего дальнейшего поведения с тем, чтобы это в наименьшей степени отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных конфликтах, в которых участвуют минимум две стороны и в которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения для сохранения своих интересов с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом.

Работа содержит 1 файл

стратегии и татики взаимодействия.docx

— 19.99 Кб (Скачать)

Межличностные методы (стили поведения) в конфликте

             При возникновении  конфликтной ситуации или в начале развертывания самого конфликта  его участникам необходимо выбрать  форму, стиль своего дальнейшего  поведения с тем, чтобы это  в наименьшей степени отразилось на их интересах. Речь идет о межгрупповых и межличностных конфликтах, в  которых участвуют минимум две  стороны и в которых каждая из сторон выбирает форму своего поведения  для сохранения своих интересов  с учетом дальнейшего возможного взаимодействия с оппонентом. При  возникновении конфликтной ситуации личность (группа) может выбрать  один ин нескольких возможных вариантов  поведения [4]:

  • активную борьбу за свои интересы, устранение или подавление любого сопротивления;
  • уход из конфликтного взаимодействия;
  • разработку взаимоприемлемого соглашения, компромисса;
  • использование результатов конфликта в своих интересах.

       Было  выделены следующие пять основных стилей поведения в конфликте: уклонение, противоборство; уступчивость; сотрудничество; компромисс.

       Уклонение (избегание, уход). Данная форма поведения характеризуется индивидуальными действиями и выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения. Такое поведение возможно, если:

  • исход конфликта для индивида не особенно важен;
  • ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников;
  • у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу;
  • исход конфликта для индивида не особенно важен.

       Противоборство (конкуренция) характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствие сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы за счет интересов другой стороны. Индивид применяет все доступные ему средства для достижения поставленных целей: власть, принуждение, различные средства давления на оппонентов, использование зависимости других участников от него. Ситуация воспринимается индивидом как крайне значимая для него, как вопрос победы или поражения, что предполагает жесткую позицию по отношению к оппонентам и непримиримый антагонизм к другим участникам конфликта в случае их сопротивления.

       Условия применения данного стиля:

  • восприятие ситуации как крайне значимой для индивида;
  • наличие большого объема власти или других возможностей настоять на своем;
  • ограниченность времени решения ситуации и невозможность длительного поиска взаимоприемлемого решения;
  • необходимость сохранить “свое лицо” и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.

       Уступчивость (приспособление).Действия индивида направлены на сохранение и восстановление благоприятных  отношений с оппонентом путем  сглаживания разногласий за счет собственных интересов.

             Данный подход возможен, если:

  • вклад индивида не слишком велик: а возможность проигрыша слишком очевидна;
  • предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида;
  • сохранение хороших отношений с оппонентом важнее решения конфликта в свою пользу;
  • у индивида мало шансов на победу, мало власти.

       Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия, но не забывая при этом и свои интересы. Предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения. Данная форма требует продолжительной работы и участия всех сторон. Если у оппонентов есть время, а решение проблемы имеет для всех существенное значение, то при таком подходе возможно всестороннее обсуждение вопроса, возникших разногласий и выработка общего решения с соблюдением интересов всех участников.

             При компромиссе действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Такой стиль поведения применим при условии, что оппоненты обладают одинаковой властью, имеют взаимоисключающие интересы, у них нет большого резерва времени на поиск лучшего решения, их устраивает промежуточное решение на определенный период времени.

       2.4.Персональные  методы.

             Данную группу методов  выделил В.П.Пугачев, акцентируя внимание на возможностях руководителя активно  противостоять конфликтам, подразумевая под этим следующее:

  • использование власти, позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания непосредственно в отношении участников конфликта;
  • изменение конфликтной мотивации сотрудников с помощью влияния на их потребности и интересы административными методами ;
  • убеждение участников конфликта, проведение разъяснительной беседы о значимости спокойной работы для всего коллектива;
  • изменение состава участников конфликта и системы их взаимодействия путем перемещения людей внутри организации, увольнения или побуждения к добровольному уходу;
  • вхождение руководителя в конфликт в качестве эксперта или арбитра и поиск согласия путем совместных переговоров.

       Переговоры  – универсальный  метод решения

       Переговоры  представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов, переговоры представляют собой набор  тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений  для конфликтующих сторон.

             Для того, чтобы переговоры стали возможными, необходимо выполнение определенных условий:

  • существование взаимосвязанности сторон, участвующих в конфликте;
  • отсутствие значительного различия в силе у субъектов конфликта;
  • соответствие стадии развития конфликта возможностям переговоров;
  • участие в переговорах сторон, которые реально могут принимать решения в сложившейся ситуации.

       Каждый  конфликт в своем развитии проходит несколько стадий (см. таблицу 1), на некоторых из них переговоры могут  быть не восприняты, так как еще  рано или уже поздно, и возможны только ответные агрессивные действия.

       Считается, что переговоры целесообразно вести  только с теми силами, которые имеют  власть в сложившейся ситуации и  могут повлиять на исход события. Можно выделить несколько групп, чьи интересы затрагиваются в  конфликте:

       первичные группы – затронуты их личные интересы, они сами участвуют в конфликте, но не всегда от этих групп зависит возможность успешного ведения переговоров;

       вторичные группы- затронуты их интересы, но эти силы не стремятся к открытому проявлению своей заинтересованности, их действия скрыты до определенного времени. Могут существовать еще и третьи силы, также заинтересованные в конфликте, но еще более скрытые.

       Правильно организованные переговоры проходят последовательно  несколько этапов:

  • подготовка к началу переговоров (до открытия переговоров);
  • предварительный выбор позиции (первоначальные заявления участников об их позиции в данных переговорах);
  • поиск взаимоприемлемого решения (психологическая борьба, установление реальной позиции оппонентов);
  • завершение (выход из возникшего кризиса или переговорного тупика).

       Подготовка  к началу переговоров. Перед началом любых переговоров крайне важно хорошо к ним подготовиться: провести диагностику состояния дел, определить сильные и слабые стороны участников конфликта, спрогнозировать расстановку сил, выяснить, кто будет вести переговоры и интересы какой из групп они представляют.

             Кроме сбора информации, на этой стадии необходимо четко сформулировать свою цель и возможные результаты участия в переговорах:

  • в чем состоит основная цель проведения переговоров;
  • какие есть в распоряжении варианты. Реально переговоры проводятся для достижения результатов для участников между наиболее желательными и допустимыми;
  • если соглашение не будет достигнуто, как это отразиться на интересах обеих сторон;
  • в чем состоит взаимосвязанность оппонентов и как это выражается внешне.

       Также прорабатываются процедурные вопросы: где лучше проводить переговоры; какая атмосфера ожидается; важны  ли в будущем хорошие отношения  с оппонентом.

       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Каждое решение  конфликта предполагает составление  прогноза последствий этого решения  и определение необходимых затрат на его реализацию (материальных, эмоциональны, временных). Следует отметить, что  при принятии решения по выходу из конфликтной ситуации последствия  этого решения для каждой из сторон будут разными, иногда противоположными. В этой связи последствия и  затраты необходимо просчитать отдельно для каждой из участвующих сторон. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЛИТЕРАТУРА

1.Корнелиус  Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Практическое пособие по конфликтологии  для предпринимателей, широкого  круга читателей.-М.:Стрингер,1992

2. Зеркин  Д.П. Основы конфликтологии. Курс  лекций. Ростов-на Дону:Феникс,1998.

3.Мастенбрук  У. Управление конфликтнымиситуациями  и развитие организации: Пер.с  англ.-М.:ИНФРА-М,1996

4.Громова  О.Н. Конфликтология. Курс лекций.-М.:Ассоциация  авторов и издателей “Тандем”. “ЭКСМО”,2001.-320 с.

5.Основы  конфликтологии: Учебное пособие./Под  ред.В.Н.Кудрявцева.-Юристъ,1997

Информация о работе Стратегии и тактики взаимодействия в конфликте