Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:43, реферат
Каждому человеку знакомо чувство страха. Это неприятное ощущение, которое может возникнуть в любом возрасте. Страх, по мнению 3. Фрейда, рождается вместе с человеком и с возрастом приобретает различные формы. Человек может испытывать как страх, так и тревогу.
Чего боятся наши дети?
Детские страхи
Каждому человеку знакомо чувство страха. Это неприятное ощущение, которое может возникнуть в любом возрасте. Страх, по мнению 3. Фрейда, рождается вместе с человеком и с возрастом приобретает различные формы. Человек может испытывать как страх, так и тревогу.
Памятка
Страх -- отрицательная эмоция, которая возникает в результате реальной или воображаемой опасности.
Тревога -- состояние, которое появляется в ожидании предстоящей угрозы.
Отличие: тревога неконкретна и не всегда имеет отрицательную окраску.
Чего боятся наши дети?
Да, каждый ребёнок чего-то боится. Детям уже на первом году жизни знакомы ночные страхи, а на втором году -- страх одиночества. Малыши могут боятся даже неожиданных звуков. В 3--5 лет дети страшатся темноты, в 5--7 лет главным становится страх смерти. Чаще такие боязни развиваются, если у ребёнка возник внутренний конфликт из-за противоречивых требований, которые предъявляют родители или воспитатели (учителя). Дети, которые часто болеют, боятся боли, медицинских процедур, а заодно и людей в белых халатах.
В дошкольном и младшем
школьном возрасте более беспокойны
мальчики, а после 12 лет -- девочки. При
этом девочки преимущественно
Уже в младшем школьном возрасте у детей может возникнуть “школьная фобия” -- страх перед посещением школы. Иногда ученики начинают бояться уже перед выходом из дома. Мысли о школе могут нагонять страх из-за боязни получить “двойку”, ребёнок может бояться того, что учитель отчитает перед всем классом из-за невыученных уроков и т. д. Есть “школьные” страхи и у подростков, хотя они и пытаются это скрывать. Многие родители тоже боятся школы и непроизвольно внушают свои страхи детям.
Эти “страшные” взрослые
Беспокойство ребёнка
часто зависит от настроения окружающих
его взрослых. Повышенная возбудимость
педагога или родителя обязательно
передастся ребёнку. В семьях, где
отношения между всеми членами
доброжелательные, дети эмоционально
более устойчивы и менее
Эти страшные взрослые
Резко возрастает уровень
тревожности ребёнка после
Растроенная мама может наказать из-за пустяка, и в ответ ребёнок будет вести себя агрессивно. Возникает конфликт, за которым следует наказание. У ребёнка появляется страх любой ситуации, которая может вызвать гнев матери. Кроме этого, сын или дочь страдают оттого, что лишились постоянного общения с отцом. Бывают случаи, когда ребёнок считает себя виноватым, что папа ушёл из дома.
В семьях, где мать озабочена лишь тем, как найти себе нового спутника жизни, дети агрессивны, суетливы или наоборот: замкнуты, боязливы, заторможены. Когда появляются отчим или мачеха, дети тоже испытывают чувство страха. Родители не всегда замечают детские переживания, а ребята не умеют их высказать.
Если женщина родила ребёнка
“для себя”, то зачастую она проявляет
повышенное внимание к воспитанию дочери
или сына, потому что испытывает
обострённое чувство
Авторитет
Не спокойны дети и в семьях с авторитарным стилем воспитания. Многие дети из авторитарных семей страдают внушёнными страхами, когда родители не только излишне настойчиво, но и подчёркнуто эмоционально предупреждают об опасности: “Не подходи -- убьёт!”, “Не лезь -- утонешь” и т. д.
Возраст родителей имеет немаловажное значение для возникновения страхов. У молодых родителей дети более спокойны. У тех, кому за 35, дети более тревожны и неуверенны в себе.
Вероятность появления различного рода страхов у детей всегда выше, если они есть у родителей, ведь, как известно, свойства высшей нервной деятельности передаются по наследству. От матери детям передаются беспокойство, тревожность, от отца -- мнительность, сомнения в правильности своих действий, эти ощущения порождают страхи и опасения.
Памятка “Что важно знать родителям”
не создавать
из-за возрастных страхов
Если у ребёнка страх
темноты или одиночества, его
нужно приласкать и спокойно, но
в тоже время строго с ним поговорить.
Спокойное и уверенное
не отмахиваться
от детских страхов, а
Простые фразы типа “дома никого нет” приносят больше пользы, чем командные “не бойся!”, “не будь трусом”. Эти слова только травмируют психику ребёнка.
страх -- это не проявление слабости, не вредничание и не упрямство;
Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. Вместе с ребёнком хорошенько рассмотрите его, поймите причины возникновения, проработайте их и помогите ребёнку избавиться от того, что его пугает.
Многие страхи детей проходят с возрастом, но если страхи “задерживаются” надолго, или ребёнок боится всего, то тогда можно говорить о проявлении настораживающей тревожности в характере ребёнка, что требует вмешательства детского психолога.
Ночные кошмары
Если ребёнка мучают ночные
кошмарные сны, его нельзя будить
-- он должен проснуться сам. Глубокий сон
подобен гипнотическому трансу; резкий
выход из него может сильно напугать,
нарушить нервное равновесие. Нельзя
обнимать, прижимать к себе ребёнка.
Лучше тихонько заговорить с ним,
назвать ласково по имени, сказать:
“Всё хорошо, мама и папа рядом с
тобой!” Если кошмарные сны постоянно
повторяются -- необходима квалифицированная
помощь психолога или врача-
Чтобы ребёнок спал спокойно, не читайте ему и не позволяйте смотреть перед сном страшные фильмы и сказки. Очень активные игры, плотная пища и стеснённая одежда для сна тоже ведут к кошмарным снам.
Как помочь ребёнку избавиться от страха
Хорошо успокаивают и расслабляют, снимают тревогу, развивают мелкую моторику рук и фантазию ребёнка игры с песком и водой, лепка из пластилина и глины, рисование на бумаге гуашью или акварелью с помощью пальцев рук.
Детские игры
Особенно эффективны в преодолении страхов несложные детские игры. Они могут помочь справиться со страхами одиночества, темноты и замкнутого пространства. Игра для ребёнка нужна и важна -- в ней он познаёт и моделирует окружающий мир. Она будит активность ребёнка, учит быть самостоятельным и принимать решения. Включаясь в игру, он переступает порог застенчивости и страха, одерживает победы и терпит поражения. Такие игры нужны, чтобы снять чувство скованности и страха, возникающие в темноте, замкнутом пространстве и попадании в новую, неожиданную ситуацию; предупредить неуверенность, застенчивость либо откорректировать их