Стили руководтсва

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 23:22, реферат

Описание работы

Накануне XXI столетия успех любой деловой организации в большей степени зависит от ее сотрудников. Этому послужило бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. В развитых странах изучение дисциплины «Управление персоналом» давно стало важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней и это является необходимым компонентом высшего образования в целом.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Классификация стилей руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Формирование индивидуального стиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 8

3. Авторитет руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

Список используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Работа содержит 1 файл

Рефер.стили рук-ва.doc

— 91.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .             3

1. Классификация стилей руководства. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .             4

2. Формирование индивидуального стиля . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .             8

3. Авторитет руководителя. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .           11

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .           15

Список  используемой литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .          16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение. 

      Еще некий древний мудрец говорил: искусство  управления людьми - самое трудное и высокое из всех искусств.

      Накануне  XXI столетия успех любой деловой организации в большей степени зависит от ее сотрудников. Этому послужило бурное развитие и широкое распространение знаний в области управления персоналом. В развитых странах изучение дисциплины «Управление персоналом» давно стало важнейшей составной частью подготовки руководителей всех уровней и это является необходимым компонентом высшего образования в целом.

      Пожалуй, сегодня нет более трудной профессии, чем профессия руководителя. Да, быть руководителем - это профессия из тех, что называют комплексными, потому что она требует от человека владения столь многими и столь разными навыками. Он должен знать, пусть немного, но обо всем - от секретов маркетинга до хитростей финансовой науки, от методов организации современных производств до тайников человеческой психологии. Чтобы быть руководителем, надо - иметь подчиненных. Мысль не слишком оригинальная, но не лишенная, однако, подводных рифов. Рифы эти скрыты под словом "иметь", которое мутит взор многим руководителям, привычно считающим, что подчиненные - это почти что их собственность. Однако именно та сфера деятельности руководителя, которая связана с его взаимоотношениями с подчиненными, занимает ключевую позицию с точки зрения успешности работы руководителя в целом. Сколь бы ни был талантлив и трудолюбив начальник, но, если его усилия не поддерживаются подчиненными - итог деятельности подразделения в целом вряд ли будет особенно успешным. Именно от успешности решения задачи - увидеть в подчиненном человека - зависит работа коллектива.

      Заметим, что одного только умения адекватно  воспринимать и оценивать другого человека для нормального развития последующих отношений явно недостаточно. Быстро приобретает и укрепляет свой авторитет тот, кому удается найти правильный стиль общения с подчиненными. 

    1. Классификация стилей  руководства. 

    Чтобы получить общее представление о  стиле руководства, рассмотрим два принципиально разных стиля: один условно назовем традиционным, "консервативным", а другой стиль - "современным".

    Бывают  случаи, когда по отношению к некоторым  людям и в некоторых ситуациях "традиционный" стиль руководства  оказывается более эффективным, чем современный.

    Если  подчиненный не делает ничего, что  заслуживало бы похвалы, то он не исправится, пока ему ясно не укажут на его ошибки и пути их устранения. Но, конечно, при первом же признаке улучшения его следует похвалить.

    Даже  самый прогрессивный руководитель обязан, наряду с новейшими методами воздействия на подчиненных, владеть  и традиционными, чтобы иметь возможность гибко маневрировать в зависимости от характера подчиненного и сложившейся ситуации.

    В теории и практике управленческой деятельности сложилось несколько подходов к  классификации двух стилей руководства.

    Исходя  из характера цели руководящей деятельности, различают деловой и бюрократический стили руководства.

    Деловой стиль руководства проявляется в том случае, когда для руководителя самым важным выступают интересы дела, конечные цели коллектива.

    Формирование  делового стиля руководства основано на максимальном использовании деловых качеств руководителя. Главными для выработки делового стиля являются следующие качества:

    • способность ориентироваться на основную цель деятельности коллектива;
  • умение выбирать кратчайший путь к достижению цели;
    • самостоятельность мышления, инициативный и новаторский подход к делу;
  • критицизм практического мышления;
  • оперативность решений и действий;
  • способность к гибкой распорядительной деятельности;
    • предвидение новых проблем, умение заниматься ими до того, как их разрешение потребует больших усилий;
  • ориентация на компетентность подчиненных;
    • умение оценивать результаты деятельности на любой стадии с позиции интересов дела;
  • личная организованность и собранность.

    Бюрократическая система управления характеризуется господством формы (то есть самой бюрократической структуры) над содержанием (задачами управления производством). Бюрократический стиль руководства заключается в том, что усилия руководителя затрачиваются на второстепенные дела, хотя внешне все выглядит в рамках формально правильных действий. В результате существо дела приносится в жертву форме.

    Бюрократический стиль руководства проявляется тогда, когда имеют место:

    • слепая вера в рациональность однажды сложившихся организационных структур и порядка;
    • установка "флюгера", то есть представление, что абсолютным критерием важности является мнение вышестоящего начальства;
    • удаленность внутренних закономерностей и целей бюрократической иерархии от реальных запросов жизни;
    • оторванность от масс. Бюрократ стоит над массами и занимает, следовательно, привилегированное положение;
 
    • отсутствие  контроля снизу, неподотчетность работников аппарата трудовым коллективам;
    • "непогрешимость" руководящих работников. Решения бюрократа, на его взгляд, единственны и неоспоримы;
    • стремление переложить ответственность на начальство. Результатом этого является безответственность, которая прямо связана с тенденцией к перераспределению ответственности, со стремлением нижестоящих переложить ее на плечи вышестоящих (при этом вышестоящие также стремятся снять с себя ответственность, создавая систему виз и процедуру согласований);
    • волокита, отписки;
    • бумажный стиль работы - "бумажный фетишизм";
    • волюнтаризм, субъективное, необоснованное управление.

    В реальной практике руководства несколько  основных стиля руководства. Основные из них определяют как авторитарный (или автократический), демократический и либеральный.

    В жизни трудно встретить представителей этих стилей в "чистом виде". Слишком  сложна натура человека, чтобы его  можно было подогнать под определенную мерку.

    Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль управления: для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты работы (по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции может быть хорошим), но недостатков больше, чем достоинств:

    1) высокая вероятность ошибочных решений;

    2) подавление инициативы, творчества  подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников;

    3) неудовлетворенность людей своей работой, своим положением в коллективе;

    4) неблагоприятный психологический климат обусловливает повышенную психологически-стрессовую нагрузку, вреден для психического и физического здоровья. Этот стиль управления целесообразен и оправдан лишь в критических ситуациях (аварии, боевые военные действия и т. п.).

    Но  у автократа есть и привлекательные  черты. Люди этого типа зачастую обладают прямо-таки молниеносной реакцией, энергичны  и толковы, решительно преодолевают трудности.

    Демократический (коллективный) стиль управления: управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблемы, учета мнений и инициатив сотрудников, выполнение принятых решении контролируется и руководителем, и самими сотрудниками, руководитель проявляет интерес и доброжелательное внимание к личности сотрудников, к учету их интересов, потребностей, особенностей.

    Демократический стиль является наиболее эффективным, т. к. он обеспечивает высокую вероятность правильных взвешенных решений, высокие производственные результаты труда, инициативу, активность сотрудников, удовлетворенность людей своей работой и членством в коллективе, благоприятный психологический климат и сплоченность коллектива.

    Демократ  не избегает ответственности за собственные  решения или ошибки подчиненных, по заслугам хвалит или ругает, свои указания формулирует четко и убедительно.

    Либерально-анархический (попустительский, нейтральный) стиль руководства характеризуется, с одной стороны, все могут высказывать свои позиции, но реального учета, согласования позиций не стремятся достичь, а с другой стороны, даже принятые решения не выполняются, нет контроля за их реализацией, все пущено на «самотек», вследствие чего результаты работы обычно низкие, люди не удовлетворены своей работой, руководителем, психологический климат в коллективе неблагоприятный, нет никакого сотрудничества, нет стимула добросовестно трудиться, разделы работы складываются из отдельных интересов менеджеров подгруппы, возможны скрытые и явные конфликты, идет расслоение на конфликтующие подгруппы. 

    2. ФормированиЕ индивидуального стиля. 

    Оптимальным сам по себе не может быть ни один из основных или даже промежуточных стилей руководства. Оптимальным может быть лишь динамичный стиль, меняющийся сообразно изменению ситуаций и объектов руководства. В частности, правильна мысль "... умение руководить - это умение менять стиль руководства". В самом деле, ни один из стилей руководства не должен накрепко "приклеиваться" к руководителю. Стиль должен быть динамичным.

    Начальник, руководящий всегда только авторитарным стилем, будет иметь несомненный  успех, пока обстановка остается острой.

    В спокойной, деловой обстановке высококвалифицированные, думающие, инициативные подчиненные будут воспринимать начальника-автократа как человека невысокой культуры, грубого и недостаточно умного. В спокойной обстановке среди интеллигентных подчиненных авторитарному начальнику успеха не добиться.

    Руководитель, пользующийся исключительно демократическим  стилем руководства, добивается самых  высоких результатов в спокойной  обстановке и при инициативных, думающих, высококвалифицированных подчиненных, заинтересованных в общем деле.

    В напряженной же, острой обстановке такого руководителя посчитают человеком  нерешительным, робким, несобранным, не умеющим руководить, теряющимся.

    Руководителя, строго придерживающегося исключительно  либерального стиля, будут высоко ценить лишь ярко выраженные творческие личности:  изобретатели, исследователи, писатели,  конструкторы, архитекторы; руководитель в подобном случае должен как можно меньше вмешиваться в процесс творчества. А вот на промышленном предприятии или в строительной организации типичного либерального руководителя воспримут как человека безвольного, совершенно непригодного быть руководителем.

Информация о работе Стили руководтсва