Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2011 в 22:51, контрольная работа
Гуманизация системы образования, характеризующая современный этап ее развития, предъявляет высокие требования к общей и профессиональной подготовке педагогических кадров, к проявлению их творческой индивидуальности.
Введение…………………………………………………………………………2
1. Педагогическое общение…………………………………………………….3
2. Стили общения……………………………………………………………….3
3. Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога…………………………………………………..11
Список литературы……………………………………………………………...14
Такой стиль
общения отличал деятельность В.А. Сухомлинского.
На этой основе формируют свою систему
взаимоотношении с детьми В.Ф. Шаталов. Этот стиль
общения можно рассматривать как предпосылку
успешной совместной учебно-воспитательной
деятельности. Увлеченность общим делом
– источник дружественности и одновременно
дружественность, помноженная на заинтересованность
работой, рождает совместный увлеченный
поиск. Говоря о системе взаимоотношений
педагога с воспитанниками, А.С. Макаренко
утверждал, что педагог, с одной стороны,
должен быть старшим товарищем и наставником,
а с другой – соучастником совместной
деятельности. Необходимо формировать
дружественность как определенный тон
в отношениях педагога с коллективом.
Размышляя о вариантах взаимоотношений
воспитателя с детьми, А.С.Макаренко отмечал:
“Во всяком случае никогда педагоги и
руководство не должны допускать со своей
стороны тона фривольного: зубоскальства,
рассказывания анекдотов, никаких вольностей
в языке, передразнивания, кривляния и
т. п. С другой стороны, совершенно недопустимо,
чтобы педагоги и руководство в присутствии
воспитанников были угрюмыми, раздражительными,
крикливыми”.
Подчеркивая
плодотворность такого стиля взаимоотношений
педагога и воспитанников и его
стимулирующий характер, вызывающий
к жизни высшую форму педагогического
общения – на основе увлеченности
совместной творческой деятельностью,
необходимо отметить, что дружественность,
как и любое эмоциональное
настроение и педагогическая установка
в процессе общения, должна иметь
меру. Зачастую молодые педагоги превращают
дружественность в панибратские
отношения с учащимися, а это
отрицательно сказывается на всем ходе
учебно-воспитательного
5. Общение-дистанция
Этот стиль
общения используют как опытные
педагоги, так и начинающие. Суть
его заключается в том, что
в системе взаимоотношений
Превращение “дистанционного показателя”
в доминанту педагогического общения
резко снижает общий творческий уровень
совместной работы педагога и учащихся.
Это ведет к утверждению авторитарного
принципа в системе взаимоотношений педагога
с детьми, который, в конечном счете, отрицательно
сказывается на результатах деятельности.
А.В.Петровский и В.В.Шпалинский отмечают,
что “в классах, где преподают учителя
с преобладанием авторитарных методов
руководства, обычно бывает неплохая дисциплина
и успеваемость, однако за внешним благополучием
могут скрываться значительные изъяны
работы учителя по нравственному формированию
личности школьника”.
В чем популярность этого стиля общения?
Дело в том, что начинающие учителя нередко
считают, что общение-дистанция помогает
им сразу же утвердить себя как педагога,
и поэтому используют этот стиль в известной
мере как средство самоутверждения в ученической,
да и в педагогической среде. Но в большинстве
случаев использование этого стиля общения
в чистом виде ведет к педагогическим
неудачам.
Авторитет должен завоевываться не через
механическое установление дистанции,
а через взаимопонимание, в процессе совместной
творческой деятельности. И здесь чрезвычайно
важно найти как общий стиль общения, так
и ситуативный подход к человеку.
Общение-дистанция
в известной степени является
переходным этапом к такой негативной
форме общения, как общение-устрашение.
6. Общение – устрашение
Этот стиль
общения, к которому также иногда
обращаются начинающие учителя, связан
в, основном с неумением организовать
продуктивное общение на основе увлеченности
совместной деятельностью. Ведь такое
общение сформировать трудно, и молодой
учитель нередко идет по линии
наименьшего сопротивления, избирая
общение-устрашение или дистанцию
в крайнем ее проявлении.
В творческом отношении общение-устрашение
вообще бесперспективно. В сущности своей
оно не только не создает коммуникативной
атмосферы, обеспечивающей творческую
деятельность, но, наоборот, регламентирует
ее, так как ориентирует детей не на то,
что надо делать, а на то, чего делать нельзя,
лишает педагогическое общение дружественности,
на которой зиждется взаимопонимание,
так необходимое для совместной творческой
деятельности.
7. Заигрывание
Опять-таки
характерное, в основном, для молодых
учителей и связанное с неумением
организовать продуктивное педагогическое
общение. По существу, этот тип общения
отвечает стремлению завоевать ложный,
дешевый авторитет у детей, что противоречит
требованиям педагогической этики. Появление
этого стиля общения вызвано, с одной стороны,
стремлением молодого учителя быстро
установить контакт с детьми, желанием
понравиться классу, а с другой стороны
– отсутствием необходимой общепедагогической
и коммуникативной культуры, умений и
навыков педагогического общения, опыта
профессиональной коммуникативной деятельности.
А.С.Макаренко резко осуждал такую “погоню
за любовью”. Он говорил: “Я уважал своих
помощников, а у меня были просто гении
в воспитательной работе, но я их убеждал,
что меньше всего нужно быть любимым воспитателем.
Я лично никогда не добивался детской
любви и считаю, что эта любовь, организуемая
педагогом для собственного удовольствия,
является преступлением...
Это кокетничанье, эта погоня за любовью,
эта хвастливость любовью приносит большой
вред воспитателю и воспитанию. Я убедил
себя и своих товарищей, что этого привеска...
не должно быть в нашей жизни...
Пусть любовь придет незаметно, без ваших
усилий. Но если человек видит цель в любви,
то это только вред...”
Общение-заигрывание, как показывают наблюдения,
возникает в результате: а) непонимания
педагогом стоящих перед ним ответственных
педагогических задач; б) отсутствия навыков
общения; в) боязни общения с классом и
одновременно желания наладить контакт
с учениками.
В чистом
виде стили не существуют. Да и перечисленные
варианты не исчерпывают все богатство
самопроизвольно выработанных в длительной
практике стилей общения. В его спектре
возможны самые различные нюансы, дающие
неожиданные эффекты, устанавливающие
или разрушающие взаимодействие партнеров.
Как правило, они находятся эмпирическим
путем. При этом найденный и приемлемый
стиль общения одного педагога оказывается
совершенно непригодным для другого. В
стиле общения ярко проявляется индивидуальность
личности.
Значение индивидуального стиля общения и средства повышения коммуникативности педагога.
От
стиля зависит психологическая
атмосфера, эмоциональное
Наиболее плодотворный процесс
воспитания и обучения обеспечивается
именно надежно выстроенной системой
взаимоотношений. Такая система должна
характеризоваться:
В результате многочисленных
исследований и экспериментов
психологи и педагоги советуют
учителям для развития
Если педагог будет следовать
этим советам, то избежит
Сознательное формирование своего стиля ПО возможно при определенном уровне развития способности к самоанализу профессиональной деятельности. Педагоги в этом случае в ходе профессионального взаимодействия с детьми целенаправленно ищут, отбирают и накапливают средства и способы общения, которые обеспечивают оптимальную результативность во взаимодействии с детьми и соответствуют их индивидуальности. Это в свою очередь приносит эмоциональное удовлетворение, приводит к переживанию психологического комфорта.
Постепенно происходит стабилизация состава средств и способов осуществления коммуникативной деятельности, складывается определенная устойчивая целостная структура, а именно — индивидуальный стиль педагогического общения. В ходе стихийной выработки стиля педагог также использует известные средства и способы общения, которые кажутся ему наиболее эффективными, индивидуально удобными.
В
дальнейшем происходит стабилизация этих
средств и способов общения, стихийно
складывается индивидуальный стиль общения,
субъективно удобный, но не всегда профессионально
оптимальный, так как воспитатель не уделяет
должного внимания анализу целесообразности
используемых средств и способов деятельности
с точки зрения требований деятельности.
Чем раньше педагог осознает необходимость
формирования своего стиля, тем больше
окажется возможностей для формирования
позитивного стиля, тем эффективнее будет
протекать процесс становления его как
профессионала.
Литература:
Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная психология. Санкт-Петербург,
1999.
Радугина А.А. Психология и педагогика. М., 2000.
Немов Р.С.
Психология образования.
М., 1995.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2000.
Научный
журнал. Вопросы
психологии. М.,5-2000.