Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 21:09, реферат
Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.
Введение
Каждому человеку присущ свой целостный
стиль общения, который накладывает
вполне узнаваемый, характерный отпечаток
на его поведение и общение
в любых ситуациях. Причем этот стиль
не может быть выведен только из
каких-то индивидуальных особенностей
и личностных черт людей. Он отражает
именно особенности общения человека,
характеризующие его общий
Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое общение наиболее предпочитаемо в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя то, как человек должен строить и понимать различные ситуации, сам оказывает огромное влияние на его жизнь, формируя его отношение к людям, способы решения проблем и его личность.
Стиль общения существенно определяет поведение человека при взаимодействии с другими людьми.
Стили общения
Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым принято понимать систему принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения индивида. Наиболее ярко стиль общения проявляется в деловой и профессиональной сфере, в отношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше исследована в сфере лидерства - руководства.
Известной является классификация К. Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства):
Согласно указанных стилей лидерства - руководства описываются и стили общения.
Согласно авторитарному стилю лидер все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. Он всегда точно определяет «границы компетентности» каждого, то есть жестко определяет ранг партнеров и подчиненных. При авторитарном стиле общения, решения принятые на верхних этажах иерархии, поступают вниз в виде директив (именно поэтому этот стиль часто называют директивным). При этом лидер (руководитель) не любит, чтобы директивы подлежали обсуждению: их, по его мнению, принадлежит неоспоримо выполнять.
За лидером остается также в роли прерогативы контроль и оценка эффективности деятельности. У руководителей (лидеров) с таким стилем общения, как правило, наблюдается завышенная самооценка, самоуверенность, агрессивность, склонность к стереотипам в общении, черно-белое восприятие подчиненных и их действий. Люди с авторитарным стилем взаимодействия имеют догматические мышления, при котором только один ответ правильный (в основном это - мнение руководителя), а все другие ошибочные. Итак, дискутировать с таким человеком, обсуждать принятые ею решения - это пустая трата времени, ведь инициатива других таким человеком не поощряется.
Что касается демократического стиля общения, то для него свойственны коллегиальное принятие решений, поощрение активности участников коммуникативного процесса, широкая информированность всех, кто участвует в дискуссии о решаемой проблеме, о выполнении намеченных задач и целей.
Все это способствует тому, что каждый из участников общения добровольно берет на себя ответственность за выполнение задания и осознает его значимость в достижении общей цели. При этом участники обсуждения проблемы, в условиях демократического стиля взаимодействия, - это не только исполнители чужих решений, а люди, которые имеют свои ценности и интересы, проявляют собственную инициативу. Именно поэтому названный стиль способствует росту инициативности собеседников, количества творческих нестандартных решений, улучшению морально-психологического климата в группе.
Таким образом, если
для авторитарного стиля
При либеральном стиле общения характерной чертой является незначительная активность руководителя, который может и не быть лидером. Такой человек проблемы обсуждает формально, подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности, а часто и не желает или неспособен принимать любые решения.
Руководитель
с либеральным стилем общения
характеризуется во взаимодействии
с другими перекладыванием
Для описания указанных стилей используются и другие названия:
Как видим, у каждого человека складываются определенные стереотипы взаимодействия с другими, которые и определяют ее стиль общения.
Известно ряд исследований, в которых указывается на определенную связь между стилем общения, типу поведения человека, его отношением к деятельности и социокультурными особенностями взаимодействия:
Относительно последней особенности, то здесь речь идет о связи стиля общения с национальной культурой. Практика межличностного взаимодействия показывает, что стили общения, которые являются эффективными в одной культуре, могут не срабатывать в другой. Особенно это касается деловой сферы. Поэтому при установлении деловых контактов следует учитывать тот факт, что деловые люди, воспитанные в разных национальных традициях и условиях, придерживаются и разных мнений относительно поведения и налаживания социальных контактов.
Стиль общения
имеет как объективную, так и
субъективную основу. С одной стороны,
он зависит от моральных норм, социокультурных,
социально-экономических и
В сфере управления на сегодня действует несколько подходов к анализу стилей руководства, а отсюда - и стилей общения, связанных с определенным соотношением субъективного и объективного в процессе установления деловых контактов.
Относительно
первого подхода, то он опирается
преимущественно на структуру личностно-деловых
качеств руководителя. То есть каждый
руководитель представляет собой индивидуальность
в том смысле, что имеет неповторимое
сочетание проявления отдельных
структурных компонентов
В соответствии с данным подходом созданы две классификации: на основе первой выделяют структуры «руководитель - политический лидер», «специалист», «организатор», «наставник», «товарищ», которые в идеальной системе управления гармонично сочетаются, а на основе второго - в процессе управления применяются авторитарный, коллегиальный и либеральный стили руководства.
Нужного эффекта
можно достичь в том случае,
если руководитель умеет применять
стиль, адекватный ситуации. Что касается
второго подхода, то он опирается
на объективные факторы в
В зависимости от направленности личности стили общения делятся на: исполнительный (ориентация человека на официальную субординацию и межличностные контакты) и инициативный (ориентация человека на дело и на себя).
Когда собеседник стремится достичь успеха в общении и деятельности, контролируя других, его стиль называют агрессивным. Если в разговоре человек сохраняет эмоциональную дистанцию, независимость в общении, ее стиль характеризуют как отчужденный.
Выделяют также альтруистически
В условиях, когда партнер по общению проявляет внимание к другому партнеру, его стиль считают внимательным. Внимательный стиль общения может иметь следующие признаки: высказывания благодарности другому в тактичный форме, проявление внимания к личностных проблем собеседника, умение выслушать партнера и посочувствовать ему, готовность прийти на помощь и т.д.
В современной деловой сфере общения получил распространение так называемый трансформационный стиль. Деловые люди, исповедующие этот стиль, обращаются к высоким идеалам и моральным ценностям собеседников, стимулируя их изменять предварительные цели, потребности и старание.
Способы общения и поведение деловых людей строятся таким образом, чтобы продемонстрировать свою уверенность в разговоре, быть примером для подчиненных, вдохновить их на достижение поставленных целей. В целом стиль общения обычно остается постоянным при определенных ситуациях, но если меняются обстоятельства, то возможны адаптация, переход до другого стиля или комбинации стилей.
Большинство людей имеют доминирующий стиль, а также один или несколько запасных, которые проявляются тогда, когда невозможно применить основной. Вместе с тем ни один из названных здесь стилей общения не является универсальным. В одних случаях эффективным может быть альтруизм, консультирование или манипулирование, при иных обстоятельствах - делегирование, отчуждение или авторитаризм.
Мужской и женский стили общения
В Древней Греции огромное значение придавали мужским и женским манерам общения. Проявление прямой агрессии в отстаивании своих взглядов оказалось свойственно не только мужчинам, как и нежность, заботливость не всегда свойственна женщинам. Мужчинам Древней Греции полагалось держать голову высоко поднятой, что бы не быть принятым за гомосексуалиста, за то женщинам, наоборот, не разрешалось смотреть в глаза собеседнику. Женщина обязана была при разговоре смотреть в сторону, что свидетельствовало о скромности, покорности и стыдливости?!
стили общенияВ наше время стили общения, как и манеры, стали, слишком свободные, что в некоторых ситуациях спутало распределение социальных ролей. Принято считать, что авторитарный стиль общения укрепляет мужской авторитет в обществе, поэтому мужчинам намного легче использовать директивный, доминирующий стиль руководства. Женщины более демократичны и эмоциональны, поэтому им по душе стиль социального лидера объединяющего коллектив.
Мужская психология сформирована таким образом, что они в большей степени придают значение превосходству над другими. Выбираемый ими стиль общения говорит об абсолютной независимости, они слишком самоуверенны, говорят с нажимом, перебивают, дотрагиваются до собеседника руками, смотрят прямо в глаза, редко улыбаются тем самым демонстрируя важность своей персоны. Мужской и женский стили общения меняются в зависимости от социального контекста. Авторитарный стиль общения, признаки которого принято приписывать мужчинам, может подойти для любого человека, выступающего с позиции силы. Например, некоторые женщины ведут переговоры напористо и прямолинейно, а некоторые мужчины - неуверенно и осторожно.