Стили общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его поведение и общение в любых ситуациях. Причем этот стиль не может быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения человека, характеризующие его общий подход к построению взаимодействия с другими людьми.

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ ПО СТИЛЯМ ОБЩЕНИЯ!!.docx

— 19.93 Кб (Скачать)
 
 

Стили общения

  1. Введение

Каждому человеку присущ свой целостный стиль общения, который накладывает вполне узнаваемый, характерный отпечаток на его  поведение и общение в любых  ситуациях. Причем этот стиль не может  быть выведен только из каких-то индивидуальных особенностей и личностных черт людей. Он отражает именно особенности общения  человека, характеризующие его общий  подход к построению взаимодействия с другими людьми.

Стиль общения, который присущ каждому человеку, по-видимому, зависит от очень разных моментов – от истории жизни, от отношения к людям, от того, какое  общение наиболее предпочитаемо  в обществе, в котором они живут. Вместе с тем стиль общения, определяя  то, как человек должен строить  и понимать различные ситуации, сам  оказывает огромное влияние на его  жизнь, формируя его отношение к  людям, способы решения проблем  и его личность.

Стиль общения  существенно определяет поведение  человека при взаимодействии с другими  людьми.

  1. Стиль как характеристика общения

Общение человека всегда разворачивается в конкретной деятельности и обусловлено ее целями и содержанием. Теплоты и понимания  между людьми было бы гораздо больше, не будь они обременены внешне устанавливаемыми требованиями что-то делать и добиваться практических результатов. Поэтому недостаточно говорить об отношениях или деятельности.

В общении всегда присутствуют два компонента: содержание и стиль. Содержание определяет, вокруг чего или по поводу чего развертывается то или иное общение. Стиль указывает  на то, как человек взаимодействует  с окружающими.

Способ, с помощью  которого человек строит свои отношения  с другими в той или иной деятельности. У каждого человека свой, характерный только для него стиль общения с людьми. Он несколько  изменяется в зависимости от партнера и характера деятельности, но в  то же время сохраняет свои сущностные черты, отражающие неповторимость и  уникальность личности. При этом стиль  отражает специфику взаимоотношений  между людьми, которые, в свою очередь, выражают многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включенных в общение.

Понятие стиля  общения довольно близко по своей  сути понятию характера. Ученые постоянно  проявляли интерес к этому  явлению, пытаясь создать классификацию  или типологию характеров..

Современные ученые, разрабатывая типологии темпераментов, характеров или стилей пытаются найти собственное решение, которое удовлетворяло бы запросам науки. И первый вопрос, встающий перед любым исследователем, - критерии стиля, или признаки, по которым можно было бы отнести ту или иную устойчивую форму общения к определенному стилю. Примеры : Гиппократа

Астрологи использовали простой критерий – объективно заданное положение звезд при рождении.Сегодняшняя физиологическая типизация использует критерий четырех старых физиологических темпераментов – внешний вид и поведение индивида.

Начало научного исследования стиля общения связано  с именем немецкого психолога  Курта Левина. Заслуга К. Левина и его сотрудников состояла в том , что они положили начало углубленному исследованию проблемы стиля общения, разработали социально-психологическое понятие «стиль лидерства».

Лидерство рассматривается  в социальной психологии как феномен, характеризующий динамические процессы в группе, связанные с отношениями  доминирования и подчинения. Начиная  с 30-х гг. социальные психологи активно  исследуют проблему лидерства, формулируют  различные теории лидерства. Наиболее известными из них являются теории лидерских ролей, теория черт, интерактивная  теория, ситуационная теория и «синтетическая»  теория.

В рамках исследуемой  проблемы выделяют и понятие «стили лидерства», обозначающее «совокупность  приемов и методов, применяемых  лидером и руководителем с  целью оказания воздействия на зависящих  от него или находящихся в его  подчинении людей».

К. Левиным и  его последователями были выделены и описаны три стиля лидерства: авторитарный, демократический и  анархичный. В более поздних классификациях стали использоваться и другие, синонимичные обозначения, например: «директивный», «коллегиальный», «либеральный», или «властный», «коллективный», «попустительский».

«Авторитарным» (директивным, властным) называют стиль  лидерства, при котором лидер  действует властно, директивно, жестко распределяя роли между членами  группы, сосредоточивает основные функции  управления у себя в руках.

«Демократический» (коллегиальный, коллективный) лидер  стремится управлять группой  совместно с подчиненными, давая  им достаточную свободу действий.

«Либеральный» (анархический, попустительский) стиль  лидерства – форма руководства, при которой лидер отстраняется от активного управления группой, позволяя членам группы делать все, что им захочется. Экспериментальные исследования, осуществляемые отечественными психологами, показывает, эффективность стиля лидерства  зависит от не только от качеств руководителя, но и от уровня развития группы. Рассмотрим критерии стилей, предлагаемые К. Левиным.

Формальную сторону  составляют следующие характеристики:

интонации голоса руководителя (неприветливая – в авторитарном, товарищеская – в демократическом, конвенциальная – в попустительском стиле).

Распоряжения  руководителя (деловые, краткие –  в авторитарном, с дискуссиями  – в демократическом, непоследовательные – в попустительском стиле).

Запреты руководителя (без снисхождения, с угрозой –  в авторитарном, с дискуссиями  – в демократическом, без запретов – в попустительском стиле).

Похвала и порицания  руководителя (субъективные – в  авторитарном, с советами – в  демократическом, без похвалы и  порицаний – в попустительском  стиле).

Позиция, занимаемая руководителем (над группой –  в авторитарном, внутри группы –  в демократическом, в стороне  от группы – в попустительском  стиле).

Содержательную  сторону составляют:

характер планирования дел в группе (заранее – авторитарном, совместно в группе – в демократическом, не планируются – в попустительском  стиле).

Характер целей (непосредственные, близкие – в авторитарном, близкие и дальние – в демократическом, отсутствие целей – в попустительском стиле).

Ответственность за реализацию дел в группе несут: руководитель – в авторитарном, все члены группы – в демократическом, никто – в попустительском  стиле.

Эти критерии стилей руководства используются в современной  психологии управления. Весьма значимой для решения проблемы психокоррекции стиля общения представляется характеристика позиции, занимаемой руководителем (над группой – в авторитарном, внутри группы – в демократическом, в стороне от группы – в попустительском стиле). Именно этот критерий стоит во главе угла любого общения и определяет его характер.

Исследование  К. Левина и его сотрудников положило начало углубленному психологическому изучению проблемы стиля общения, которое  получило широкое распространение  во всем мире и продолжается вот  уже несколько десятков лет.

В социальной психологии наряду с термином «стиль лидерства» используются понятия «стиль общения», «индивидуальный стиль деятельности», «стиль отношений», «межличностный стиль  общения», «способ общения людей  друг с другом», межличностный образ  действий», «ориентация межличностного общения», «стратегия», «тактика», «тенденция действий» и др.

Коммуникативные стили общения

это способы  взаимодействия с другими людьми в процессе общения Обычно выделяют 10 таких стилей:

1) доминантный (стратегия, направленная на снижение роли других в коммуникации);

2) драматический (преувеличение и эмоциональная окраска содержания сообщения);

3) спорный (агрессивный  или доказывающий);

4) успокаивающий (расслабляющая манера общения, имеющая целью снижение тревожности собеседника);

5) впечатляющий (стратегия, ориентированная на то, чтобы произвести впечатление);

6) точный (нацеленный на точность и аккуратность сообщения);

7) внимательный (выказывание интереса к тому, что говорят другие);

8) воодушевленный (частое использование невербального  поведения — контакт глаз, жестикуляция, движение тела и т.д.);

9) дружеский (тенденция открытого поощрения других и заинтересованность в их вкладе в общение);

10) открытый (представляющий  стремление безбоязненно выражать  свое мнение, чувства, эмоции, личностные  аспекты своего Я). 

Манера общения  определяется:

- тоном общения  (спокойным, властным, вкрадчивым, взволнованным);

- поведением  в общении (сдержанностью, беспокойством,  неуверенностью,

скованностью);

- дистанцией  в общении (интимной, личной, социальной, публичной).

Дистанция в  общении определяет характер отношения  партнёров. Интимная и личная дистанции  свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная – на интеллектуально-демонстрационный характер общения. Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьёзной, озлобленной или доброжелательной манере.

В стиле общения  находят выражение:

- особенности  коммуникативных возможностей человека;

- сложившийся  характер отношений с конкретными  людьми или коллективами;

- психологическая  или социальная индивидуальность  человека;

- особенности  партнёра по общению.

Фундамент стиля  общения личности составляет её нравственно-этические

установки и  оценки социально-этических установок  общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

творчески-продуктивный,

дружеский,

дистанционный,

подавляющий,

популистский,

заигрывающий,

требовательный,

деловой,

позиционный.

Стиль общения  непосредственно влияет на эмоциональную  атмосферу

взаимодействия  и выбор его средств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Список  литературы
 
 

1) Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. .—— СПб.: Питер Ком, 1999.

2) Ночевник М.Н. Человеческое общение [текст]: учеб. пособие / М.Н. Ночевник М.: ТЕРА, 1988. 


Информация о работе Стили общения