Стериотипы

Автор: m********@icloud.com, 25 Ноября 2011 в 15:40, реферат

Описание работы

Хотите пару примеров? Да сколько угодно. Вот живет себе молодая красивая свободная девушка 25 лет. Какой вопрос она слышит чаще всего, встречая знакомых, которых давно не видела, родственников или друзей семьи? «Замуж еще не вышла? Почему? Пора уже!» В лучшем случае, она будет просто думать об этом, ища причину своей свободы в своих же недостатках. В худшем случае выйдет за друга детства, который давным-давно ее любит и будет просто счастлив, взять ее в жены. А что? Он хороший, добрый, ее любит. Что еще надо? А вот будет ли она счастлива, вопрос второстепенный.

Работа содержит 1 файл

Стереотипы.docx

— 27.92 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени А.А. КУЛЕШОВА» 
 
 
 
 

Контрольная работа:

Стереотипы 

            Выполнила : студентка 3 курса

                Факультета  славянской филологии

                Русского  отделения

                Группы  «Б»

                Зайцева А. С. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Могилёв 2011 

      Человек - существо социальное. Всю жизнь его окружают другие люди. Поэтому совершая тот или иной поступок, мы так или иначе оглядываемся на общество, надеясь на их поддержку и опасаясь их осуждения. Тем самым мы устанавливаем для себя рамки, ограничиваем себя.

       Хотите пару примеров? Да сколько угодно. Вот живет себе молодая красивая свободная девушка 25 лет. Какой вопрос она слышит чаще всего, встречая знакомых, которых давно не видела, родственников или друзей семьи? «Замуж еще не вышла? Почему? Пора уже!» В лучшем случае, она будет просто думать об этом, ища причину своей свободы в своих же недостатках. В худшем случае выйдет за друга детства, который давным-давно ее любит и будет просто счастлив, взять ее в жены. А что? Он хороший, добрый, ее любит. Что еще надо? А вот будет ли она счастлива, вопрос второстепенный.

       Или посмотрите на сотни и тысячи женщин, подрывающих свое здоровье диетами в стремлении достичь идеальных пропорций 90-60-90 или считающих, что их личная жизнь не устроена из-за отсутствия груди 3-5 размеров. Существуют стереотипы по различным признакам:

  • по половому: "женщины не умеют нормально водить", "женщины любят сплетни","все мужики - бабники" ;
  • по национальному: "евреи жадные", "русских пьют водку", "немцы ответственные", "кавказцы наглые", "японцы работящие" ;
  • по профессиональному: "медики - циничные","психологи - понимающие", "гаишники - взяточники" и так далее.

       И таких примеров тысячи. Это стереотипы, своеобразная дань обществу. Неписанные законы и правила, которые якобы следует соблюдать. Довольно часто они необоснованны и надуманны. Очень хорошо описано понятие «стереотип» в Большом Энциклопедическом Словаре: «Выражает привычное отношение человека к какому-либо явлению, сложившееся под влиянием социальных условий и предшествующего опыта; составная часть установки. Нередко синоним устаревших и предвзятых представлений, связанных с предрассудками».

       Откуда же они берутся? Согласно определению, стереотипы основаны на пережитом прошлом. Действительно, ты один раз обжигаешься на чем-то и потом начинаешь утверждать, что это плохо, неправильно, что этого допускать нельзя, потому что такое положение дел изначально обречено на провал. Так ты создаешь для себя некий шаблон поведения, свой стереотип. Но как получается так, что этот стереотип становится социальным?! Люди общаются, делятся своим опытом, находят единомышленников, а то, что противоречит их взглядам, гордо называют исключением из правил. Но для того, чтобы шаблон поведения кучки людей стал действительно социальным, всеобщим, нужно время. И оно делает свое дело. Процесс рождения стереотипов - долгий процесс, так же как и процесс их разрушения. Причем, занимательным является то, что создают и уничтожают стереотипы одни и те же факторы - опыт людей и время.

       Самое же интересное в существовании стереотипов - это то, что их содержание не написано в книжках, этому не учат в школах, но тем не менее установки предков прочно сидят в наших головах. Иногда очень глубоко, тогда человек может противостоять обществу, иногда прямо на поверхности, и тогда мы идем на поводу у социума. Получается, что мы опираемся не на свой опыт, а на опыт целых поколений. Что заставляет нас так поступать, брать на веру чужие слова? Ответ прост - страх. Страх совершить ошибку, сделать себе больно, услышать «как ты мог так вляпаться, ты же знал…»

       Конечно, времена меняются, меняются и стереотипы. Люди становятся более открытыми, более смелыми. Но избавиться от такого феномена, как стереотип, полностью не могут. Вспомните, каково было отношение к неравным бракам, в которых один из двоих богатый, а другой бедный. Сейчас отношение к этому гораздо лояльнее, но тем не менее выражения «встречаться с кошельком», «содержанка» по-прежнему существуют.

       Остается только один вопрос: зачем общество создает стереотипы? Ведь каждая ситуация индивидуальна, а каждый человек уникален. Неужели мы так боимся ошибиться? Тогда все встает на свои места. Мы стараемся избегать ошибок, следуя шаблонам. А если все-таки нарушим, то можем запросто оправдать себя тем же самым шаблоном, мол проблема не в тебе, все было известно заранее, это ж всем было ясно.

       Но что, если мы бежим от своего собственного счастья? Что, если мы теряем свой шанс?

       Если брать за основу материалы Джорджа Келли «Личностные конструкты», то можно сказать, что стереотипы – это устойчивые формы поведения (в широком смысле, включая деятельность, общение, реализуемые социальные установки, отношения, ценности и т.д.) , обусловленные природными возможностями человека, позволяющие использовать их (эти самые возможности) оптимально, т.е. с наибольшей эффективностью. В течение жизни мы полноценно усваиваем (и, следовательно, используем как инструментарий для адаптации к социальной среде) лишь те стереотипы, воспринять которые позволяют наши индивидуальные возможности, внутренние условия.

        Наши знания, умения, навыки, взгляды, оценки, пристрастия и т.д. - есть некий набор стереотипов. Мы оформляем свою внешность, укрепляем здоровье, отдаём дань санитарии и гигиене, решаем широчайший круг профессиональных задач, знакомимся с окружающими, принимаем пищу, высказываем своё отношение к глобальным проблемам, признаёмся в любви стереотипно. До нас точно так же поступали многие поколения людей. Они же нас этому и научили. Даже если кто-то пытается оригинальничать или, скажем, бороться против общепринятых стереотипов, он делает это тоже стереотипно. Социум припас на всякий случай стереотипы и оригинального, и протестного, и маргинального, и даже асоциального поведения. По существу, личность во многом складывается из усваиваемых ею в течение всей жизни стереотипов. Точно так мы едим вилкой и ложкой и ходим на 2-х ногах – это стереотипы. И уникально в человеке только набор его стереотипов.

      Джефф Роллс в своей книге «Женщины не умеют парковаться, а мужчины — паковаться! Психология стереотипов» писал, что мы все имеем склонность «с предубеждением» относиться к другим людям и делаем это либо на основе нашего собственного прошлого опыта, либо, если он ограничен, на основе готовых расхожих стереотипов. Мы можем выделять целые группы людей — например, валлийцев, шотландцев, англичан, чернокожих, белых, женщин, мужчин, студентов, блондинок, толстяков и так далее — подобное стереотипирование является вполне очевидным. Эти стереотипы часто встречаются в массмедиа и дают пищу многочисленным шуткам. Стереотипы, имеющие отношение к этнической, расовой и религиозной принадлежности, всесторонне исследованы и вызывают вполне обоснованную критику, так как они порождают предвзятость мнений и дискриминацию — что является одним из проявлений предубеждения.

       Если мы не знакомы с конкретной группой лично или имеем о ней мало достоверной информации, то мы легко можем подсознательно принять стереотипы, которые навязываются нам в повседневной жизни и присутствуют в нашем языке. Большинство из нас легко делает предположения о конкретных группах людей: подростки, болтающиеся без дела по улице, опасны; политики лгут; пожилые люди могут свободно распоряжаться своим временем и т. д. Мы можем считать себя непредубежденными людьми, но на самом деле проявляем предубежденность чаще, чем понимаем или признаем это, — что иллюстрирует следующая загадочная история:

    Однажды, когда отец вез сына в школу, их машина столкнулась с другой машиной. Отец погиб на месте, а мальчика доставили в отделение экстренной хирургии. Когда хирург вошел в операционную, он взглянул на лицо мальчика и воскликнул: «Боже, это мой сын!» Как такое могло произойти?

Когда Джефф Роллс предлагал эту загадку своим студентам, изучающим психологию, то лишь 25% из них давали правильный ответ: хирургом была мать мальчика. Возможно, вы, подобно им, также будете удивлены тем фактом, что именно наше предвзятое мнение мешает нам немедленно найти правильный ответ.

       Одна из причин, по которым стереотипы вызывают неблагоприятное отношение, заключается в том, что большинство из них являются негативными: блондинки глупы, студенты ленивы и т. д. Однако существуют также и позитивные стереотипы: например, левши креативны, а верующие люди добры. Несмотря на то, что и позитивные и негативные стереотипы могут быть как правильными, так и неправильными, большинство психологических исследований сконцентрировано на изучении негативных стереотипов — причем часто именно тех, которые ассоциируются с определенными нациями или этническими группами.

       Стереотипы — это обобщения, помогающие нам в нашей повседневной жизни. Они представляют собой быстрые рациональные суждения, которые мы иногда используем для придания смысла наблюдаемым событиям, так как попытка понять сложности нашего мира «с нуля» оказывается довольно длительным процессом. Даже если стереотипы ложны, они все равно выполняют «функцию реальности». Когда мы видим ротвейлера, мы стараемся обойти его стороной. Имеется ввиду стереотипное представление о ротвейлерах как об опасных собаках: в результате, мы имеем предубеждение против них и боимся их. В действительности же большинство ротвейлеров не опасны. Мы располагаем ограниченным знанием об этой породе собак и поэтому полагаемся на обобщенное мнение. Но, возможно, оно помогает нам избежать неприятностей.

       Силу стереотипа наглядно показал знаменитый эксперимент, проведенный в конце 1960-х гг. Джейн Эллиот, школьной учительницей из штата Айова. Напуганная широким распространением расизма, приведшим к убийству Мартина Лютера Кинга, Эллиот принесла в школу книгу, написанную якобы одним выдающимся ученым. Она рассказала своим восьми - девятилетним ученикам, что в соответствии с результатами исследования, проведенного автором книги, голубоглазые люди лучше кареглазых. Когда ее кареглазые ученики стали чувствовать себя неловко, она заявила, что именно такого поведения она от них и ожидала. Она велела каждому ребенку носить до конца дня специальный ярлык с указанием принадлежности либо к породе голубоглазых, либо породе кареглазых людей.

      В течение дня изменения в поведении детей стали совершенно очевидны. Голубоглазые дети стали получать более высокие оценки по математике и родному языку, чем получали прежде, и начали читать приблизительно так, как читают дети, которые были старше них на два года. В то же время кареглазые ученики стали заниматься намного хуже и получать более низкие оценки, чем получали неделю тому назад. Их самоуважению был нанесен серьезный удар, и в результате они стали более угрюмыми и замкнутыми. При этом их голубоглазые одноклассники наслаждались своим неожиданно обретенным превосходством и проявляли возросший энтузиазм в учебе. Кроме того, они начали демонстрировать пренебрежительное отношение к «низшим» кареглазым детям.   

       Однако на следующий день Эллиот объяснила детям, что допустила ошибку — в действительности исследование показало, что «высшими» являются кареглазые дети. Она быстро обнаружила, что и школьные успехи, и поведение двух групп опять изменились.

       Эллиот объявила о допустимости оценки человека на основе цвета глаз, но она не велела детям притеснять представителей «низшей» группы; их инстинкт к такому поведению, скорее всего, был врожденным. По-видимому, в случае стереотипирования детей — неважно, позитивного или негативного — они будут вести себя соответствующим образом, и восприниматься другими в соответствии с навешенными на них ярлыками.

       Таким образом, можно сделать вывод о том, что расширение знаний о стереотипах может заставить нас подвергнуть их обоснованность сомнению и открыть нам глаза на индивидуальные различия, заметные в каждой стереотипируемой группе, — если мы только берем на себя труд присмотреться к ним внимательнее. Мы можем продолжать использовать стереотипы, которые помогают нам в повседневной жизни, и в то же время исследовать, обсуждать и оспаривать их влияние: возможно, это повысит нашу осведомленность об опасностях искажения наших представлений о группах, которое может породить предубеждения и дискриминацию. Оспаривайте каждый встречающийся вам стереотип. Помните о том, что стереотипирование может породить предубеждения и дискриминацию. Смотрите на людей, а не на навешенные на них ярлыки, и тогда вы сможете открыть множество удивительных фактов, скрытых в джунглях предубеждений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тесты на стереотипы мышления.

1)Загадайте любое число от 2 до 9.

2) Умножьте  это число на 9.

3) Сложите  все цифры получившегося двузначного  числа. 

4) На  первую букву вновь получившегося  числа загадайте страну в

Европе.

5) На 3ю  букву названия этой страны  загадайте животное.

Всё загадали?

Ответ: ну и с чего вы взяли, что в Дании водятся носороги?

* * *

Информация о работе Стериотипы