Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:01, контрольная работа

Описание работы

Мы все живем в мире стереотипов. Чаще всего именно стереотипы определяют моральные нормы, формируют политические, религиозные и мировоззренческие концепции. А также определяют наше поведение, наши суждения и отношение к окружающему миру. Благодаря сформировавшимся стереотипам мы четко знаем, как себя вести в том, или ином случае; что плохо и что хорошо; кто прав, а кто не прав. Но зачастую это не значит, что так и есть в действительности. Стереотипы, на которых основаны наши суждения, могут быть сформированы на ошибочных предпосылках или условностях принятых в обществе. Соответственно могут быть как истинными, так и ложными.

Содержание

Введение 2
Понятие стереотипа, виды, функции 3
Значение стереотипов в профессиональной деятельности 4
Профессиональная деформация 5
Причины возникновения профессиональной деформации личности и их профилактика 8
Заключение 10
Список используемой литературы 11

Работа содержит 1 файл

Эссе по теме Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

     На стадии профессионализации  по многим видам профессий происходит развитие профессиональных деструкции. Так называемых изменений сложившейся структуры деятельности и личности, отрицательно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками трудового процесса.  Доктор психологических наук, профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГС, академик Международной Академии акмеологических наук Аэлита Капитоновна Маркова в своей работе «Психология профессионализма», на основе исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие тенденции профессиональных деструкции: 

  • отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; 
  • распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; 
  • низкую профессиональную мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптацию; 
  • рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает (например, мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие целостного профессионального сознания); 
  • ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, профессиональных способностей, профессионального мышления; 
  • искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; 
  • появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профессиональной позиции);
  • прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности.

    Все это приводит к профессиональной деформации личности и как следствие нарушает целостность личности, снижает ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. 

       Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, связанные со старением, профессиональные деформации, профессиональную усталость, монотонность работы, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда, а также кризисы профессионального развития.

      Наиболее подвержены профдеформации лица, работающие с людьми, например: работники правоохранительных органов, руководители, депутатысоциальные работникипедагоги, медики, продавцы, сами психологи. Для них профдеформация может выражаться в формальном, функциональном отношении к людям. Как в сфере социономических профессий, так и в технических профессиях профдеформации по-разному выражаются в зависимости от конкретной профессии: у учителей — в авторитарности и категоричности суждений; у психологов, психотерапевтов — в стремлении манипулировать другим человеком, навязывать определенную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека; у программистов — в тенденции искать ошибки в различных жизненных ситуациях, склонности к алгоритмизации и т.д. У управленцев профессиональная деформация может проявляться как рост агрессивности, неадекватности в восприятии людей и ситуаций, приводя к падению (или утрате) способности к эффективному общению, самосовершенствованию, развитию, вплоть до потери вкуса к жизни.

      При этом следует отметить, что наблюдается деформация не только психики, но и тела работника (искривление позвоночника,  нарушение зрения и др.)

      Выделяют несколько способов систематизации проявлений деформации психики личности:

  1. Первая систематизация
  2. Должностная деформация — руководитель не ограничивает свои властные полномочия, у него появляется стремление к подавлению другого человека, нетерпимость к иному мнению, исчезает умение видеть свои ошибки, самокритичность, возникает уверенность, что собственное мнение единственно правильное. Встречается чаще всего.
  3. Адаптивная деформация — пассивное приспособление личности к конкретным условиям деятельности, в результате чего у человека формируется высокий уровень конформизма. Сотрудник перенимает безоговорочно принятые в организации модели поведения. При более глубоком уровне деформации у сотрудника появляются значительные и иногда носящие ярко выраженный негативный характер изменения личностных качеств, в том числе властность, низкая эмоциональность, жесткость.
  4. Профессиональная деградация — крайняя степень профессиональной деформации, когда личность меняет нравственные ценностные ориентиры, становится профессионально несостоятельной.
  5. Систематизация Эвальда Фридриховича Зеера:
    1. Общепрофессиональные деформации — деформации, типичные для работников определенной профессии. Например, для работников правоохранительных органов — синдром «асоциальной перцепции» (каждый воспринимается как потенциальный нарушитель).
    2. Специальные профессиональные деформации — деформации, возникающие в процессе специализации. Например, в юридических и правозащитных профессиях: у следователя — правовая подозрительность;  у оперативного работника — актуальная агрессивность; у адвоката — профессиональная изворотливость; у прокурора — обвинительность.
    3. Профессионально-типологические деформации — деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деятельности. В результате — складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: пессимизм, скептическое отношение к нововведениям, искажение мотивов деятельности, чувство превосходства, завышенный уровень притязаний, нарциссизми др.
    4. Индивидуальные деформации — деформации, обусловленные особенностями работников самых разных  профессий, когда отдельные профессионально важные качества и нежелательные качества,  развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или  акцентуаций  характера личности (сверхответственность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм и др.).

    Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. Образование стереотипов становится неизбежным атрибутом для осуществления профессиональных функций, действий, операций. Стереотипы упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкции личности.  Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И обязательно наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. 

       Также необходимо отметить, что  со временем  профессиональная  деформация оказывает огромное  влияние на поведение людей в частной жизни. Происходит некий перенос специфически профессиональных стереотипов и установок на поведение вне работы. 

    1. Причины возникновения профессиональной деформации личности и их профилактика.

 
     Одна из самых частых причин профессиональной деформации- это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности. Другая не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач совершенствует не только профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения. На развитие деформаций специалиста большое влияние оказывает снижение уровня его интеллекта. С ростом стажа работы он снижается. Существует такое понятие, как профессиональное старение, которое характеризуется невосприимчивостью к нововведениям, повторение индивидуального опыта и опыта своего поколения, трудностями освоения новых средств труда и производственных технологий, снижением темпа выполнения профессиональных функций и др.  Физическое и психологическое старение деформирует профессиональный профиль человека, отрицательно сказывается на достижении вершин профессионального мастерства.  Многие виды труда не требуют от работников решения профессиональных задач, планирования процесса труда, анализа производственных ситуаций. Невостребованные, интеллектуальные способности постепенно угасают. Однако интеллект работников, занятых теми видами труда, выполнение которых связано с решением профессиональных проблем, поддерживается на высоком уровне до конца их профессиональной жизни.

       Профилактика профессиональной деформации представляет собой комплекс мероприятий, ориентированных на снижение вероятности развития предпосылок и проявлений профессиональной деформации. Необходимо осваивать техники управления сознанием, развивать умение переключаться с одного вида деятельности на другой, укреплять силу воли, а главное, не зацикливаться на стереотипах, стандартах, шаблонах и действовать по ситуации, в реальном времени, исходя из настоящих условий.         В зависимости от специфики трудовой деятельности и социальной сферы индивида определяют возможный путь профессиональной реабилитации:

  • повышение социально-психологической компетентности и аутокомпетентностй путем получения качественного профессионального образования; 
  • диагностику профессиональных деформаций и разработку индивидуальных стратегий их преодоления; 
  • прохождение тренингов личностного и профессионального роста; 
  • рефлексия профессиональной биографии и разработка плана, стратегии  дальнейшего личностного и профессионального роста; 
  • профилактика профессиональной дезадаптации начинающего специалиста; 
  • овладение приемами, способами саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самокоррекции профессиональных деформаций; 
  • повышение квалификации и переход в новую квалификационную категорию или на новую должность, смена трудовой деятельности.

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение.

       Любая профессия есть набор стереотипов, навязанных нам опытом прежних поколений и своим собственным, способствует  образованию профессиональных деформаций личности. А именно, изменению физиологических, психологических и поведенческих характеристик индивида. Форма, степень выраженности профессиональных деформаций зависят от характера, содержания деятельности, престижа профессии, стажа работы и индивидуально-психологических особенностей личности. 

      Стереотипы помогают нам ориентироваться в простых ситуациях не тратя время на раздумья, а в сложных ситуациях, требующих творческого подхода - они нас ограничивают. Поэтому стереотипы как явление будут с нами всегда, но по своему содержанию могут меняться по мере нашего развития.

     В настоящее время в крупных  компаниях руководители все больше  задумываются о развитии профессиональных  компетенций сотрудников, формируют  кадровый резерв для повышения  эффективности труда, используют  различные методы повышения мотивации к трудовой деятельности, оказывая тем самым огромную пользу личности,  продлевая психическое, физическое и профессиональное здоровье.

      Мы большую часть своей жизни  проводим на работе, конечно, работа  влияет на нас. Важно не пропустить  тот момент, когда влияние профессии становится доминирующим и ведет к отрицательным последствиям для личности. Умение отдыхать после работы, не переносить рабочие ситуации на личную жизнь, безусловно, помогут избежать деформации и деструктивных изменений личности.

      От стереотипов необходимо избавляться. И чем быстрее (и скорее) это произойдет — тем больше личность, освобожденная от влияния навязываемых обществом «штампов», сможет раскрыть потенциал. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  используемой литературы

  1. Психология профессионализма // Маркова А. К., М. «Знание», 1996;
  2. Профессиональная деформация личности // Безносов С. П. СПб. Речь, 2004; 
  3. Психология профессий.// Зеер Э. Ф. - Екатеринбург, 1997

 
 

 
  

 
 

Информация о работе Стереотипы и их значение в профессиональной деятельности