Становление отечественной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

Становление отечественной психологии
Введение в общую психологию Психология в структуре современных наук Становление отечественной психологии

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать историю отечественной психологии, но не можем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, поскольку

Работа содержит 1 файл

Становление отечественной психологии.docx

— 29.94 Кб (Скачать)

Становление отечественной  психологии

Введение в общую психологию Психология в структуре современных  наук Становление отечественной  психологии

 

 

Возникновение и развитие психологии рассматривается в рамках такого предмета как история психологии. Рассматривая основные тенденции становления  и развития психологической науки, мы не будем подробно рассматривать  историю отечественной психологии, но не можем не осветить наиболее значимые этапы ее развития, поскольку психологические  школы России давно снискали заслуженную  славу во всем мире.

 Особое место в развитии  психологической мысли в России  занимают труды М. В. Ломоносова. В своих работах по риторике  и физике Ломоносов развивает  материалистическое понимание ощущений  и идей, говорит о первичности  материи. Особенно ярко эта  идея была отражена в его  теории света, которая впоследствии  была дополнена и развита Г.  Гельмгольцем. По мнению Ломоносова, необходимо различать познавательные (умственные) процессы и умственные  качества человека. Последние возникаю! из соотношения умственных способное гей и страстей. В свою очередь, источником страстей он считает действия и страдания человека. Таким образом, уже в середине XVIII в. были заложены материалистические основы отечественной психологии.

 Становление отечественной  психологии происходило под влиянием  французских просветителей и  материалистов XVIII в. Это влияние  отчетливо заметно в работах  Я. П. Козельского и психологической концепции А. Н. Радищева. Говоря о научных работах Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

 У нас в стране  психология как самостоятельная  паука начала развиваться в  XIX в. Большую роль в ее развитии  на данном этане сыграли труды  А. И. Герцена, который говорил  о «деянии» как существенном  факторе духовного развития человека. Следует отметить, что психологические  воззрения отечественных ученых  во второй половине XIX в. в значительной  степени противоречили религиозной  точке зрения на психические  явления. Одной из наиболее  ярких работ того времени явилась  работа И. М. Сеченова «Рефлексы  головного мозга». Эта работа  внесла значительный вклад в  развитие психофизиологии, нейропсихологии,  физиологии высшей нервной деятельности. Следует отметить, что Сеченов  был не только физиологом, чьи  труды создали естественнонаучную  основу для современной психологии. Сеченов с ранней молодости  увлекался психологией и, по  мнению С. Л. Рубинштейна, был  крупнейшим русским психологом  того времени. Сеченов-психолог  не только выдвинул психологическую  концепцию, в которой определил  предмет научного познания психологии  — психические процессы, но и  оказал серьезное влияние на  становление в России экспериментальной  психологии. Но, пожалуй, наибольшее  значение его научной деятельности  заключается в том, что она  оказала влияние на исследования  В. М. Бехтерева и И. П. Павлова.

 Труды Павлова имели  огромное значение для мировой  психологической науки. Благодаря  открытию механизма образования  условного рефлекса были сформированы  многие психологические концепции  и даже направления, в том  числе бихевиоризм.

 Позднее, на рубеже  веков, экспериментальные исследования  были продолжены такими учеными,  как А. Ф. Лазурский, Н. Н.  Ланге, Г. И. Челпанов.

 А. Ф. Лазурский много  занимался вопросами личности, особенно  изучением характера человека. Кроме  того, он известен своими экспериментальными  работами, в том числе предложенным  им методом естественного эксперимента.

 Начав разговор об  эксперименте, мы не можем не  назвать имя Н. Н. Ланге — одного из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

 Одновременно с экспериментальной  психологией в России в конце  XIX — начале XX в. развиваются и  другие научные психологические  направления, в том числе общая  психология, зоопсихология, психология  ребенка. Психологические знания  стали активно использоваться  в клинике С. С. Корсаковым, И. Р. Тархановым, В. М. Бехтеревым. Психология стала проникать в  педагогический процесс. В частности,  широкую известность получили  работы П. Ф. Лесгафта, посвященные  типологии детей.

 Особенно заметную  роль в истории отечественной  дореволюционной психологии сыграл  Г. И. Челпанов, который был  основателем первого и старейшего  в нашей стране Психологического  института. Проповедуя позиции  идеализма в психологии, Челпанов  не мог заниматься научными  исследованиями после Октябрьской  революции. Однако на смену  основателям отечественной психологической  науки пришли новые талантливые  ученые. Это С. Л. Рубинштейн, Л.  С. Выготский, А. Р. Лурия, которые не только продолжили исследования своих предшественников, но и вырастили не менее знаменитое поколение ученых. К их числу относятся Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин. Основные труды этой группы ученых относятся к периоду 30-60-х годов XX в.

 В этот период возникло  несколько научных школ и направлений.  Так, в Грузии сформировалась  известная психологическая школа  Д. Н. Узнадзе. Представители  этого направления взяли на  вооружение понятие установки  и широко использовали его  для анализа многих психологических  явлений.

 Другое научное направление  связано с именем Л. С. Выготского, создателя культурно-исторической  теории развития психики человека. К этому направлению в основном  относились ученые, работавшие в  МГУ. Сферу их научных интересов  составляли вопросы общей и  педагогической психологии.

 Третью школу создал  С. Л. Рубинштейн, руководивший  в свое время научными исследованиями  на кафедре психологии в МГУ  и в Институте общей и педагогической  психологии. С. Л. Рубинштейну  принадлежит заслуга написания  первого в нашей стране фундаментального  психологического труда «Основы  общей психологии».

 В это же время  жили и трудились такие известные  всему миру психологи, как Б.  М. Теплов и А. А. Смирнов.  Последний известен своими трудами  в психологии памяти, а Б. М.  Теплов заложил научные основы  изучения темперамента и психологии  творческой деятельности.

 В более поздние  годы сформировались основные  современные психологические школы.  Это школы Ленинградского (Санкт-Петербургского) государственного университета  и Московского государственного университета. Создание первой школы связано с именем Б. Г. Ананьева, который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

 Аналогичную организаторскую  роль при создании факультета  психологии в МГУ сыграл А.  Н. Леонтьев, автор психологической  теории деятельности. Кроме того, заслугой Леонтьева явилась разработка  многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития  психики.

 А. В. Запорожец совместно  с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов Запорожца - организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.

 Значителен вклад в  развитие педагогической психологии  П. Я. Гальперина, создателя теории  планомерного (поэтапного) формирования  умственных действий.

 Благодаря исследованиям  А. Р. Лурии отечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления. Труды Лурии заложили научно-психологическую базу для современной медицинской психологии. Результаты его исследований до сих пор широко применяются в диагностических и терапевтических целях в медицинской практике.

 Мировую известность  получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова, который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

 Не менее известные  психологи работают у нас в  стране и в настоящее время,  продолжая исследования и дела  своих предшественников. Их труды  вносят достойный вклад в развитие  современной психологической науки.

 Завершая данный раздел, необходимо отметить, что психология  прошла длительный путь становления.  Вероятно, мы не ошибемся, если  скажем, что первые психологические  воззрения появились вместе с  самим человечеством. На протяжении  всего развития психологической  науки в ней параллельно развивались  идеалистические и материалистические  направления. Учения, основанные  на материалистических взглядах, прежде всего способствовали развитию естественнонаучного понимания природы психических явлений и становлению экспериментальной психологии. В свою очередь, учения, опирающиеся на идеалистические философские воззрения, привнесли в психологию этические аспекты психического. Благодаря этому в современной психологии рассматриваются такие проблемы, как личностные ценности, идеалы, нравственность.

 Отечественная психология  изначально развивалась как материалистическая, поэтому в ней получили широкое  распространение экспериментальные  методы.

На сколько Вы удовлетворены ответом на Ваш вопрос?

 

 

Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной  и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с  биологией человека, строением и  функционированием центральной  нервной системы, Взаимосвязь психических  явлений и работы ЦНС рассматривается  физиологией высшей нервной деятельности. Психология также тесно связана  с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек  — биосоциальное существо; его  психика формируется только в  рамках общества. Соответственно специфика  того социума, в котором пребывает  человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию  психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким  образом у индивида формируются  психические свойства социально  ориентированного поведения.

 

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются  в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с  педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как  особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое  «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального  и общественного), о природе человеческого  познания и деятельности.

В этой главе мы не будем  рассматривать историю психологии. Существует целый учебный курс, посвященный  столь сложной и интересной проблеме. Наша задача заключается в том, чтобы  показать, как изменялось представление человека о психических явлениях в процессе исторического развития и как вместе с тем менялся предмет исследований психологической науки. С этой точки зрения в истории психологии можно условно выделить четыре этапа. На первом этапе психология существовала как наука о душе, на втором — как наука о сознании, на третьем — как наука о поведении, а на четвертом — как наука о психике (рис. 2.1). Рассмотрим более подробно каждый из них.

 

Особенностью психологии как научной дисциплины является то, что с проявлениями психики  человек сталкивается с тех пор, как начал осознавать себя человеком. Однако психические явления длительное время оставались для него непостижимой загадкой. Например, в народе глубоко  укоренилось представление о  душе как особой субстанции, отдельной  от тела. Такое мнение сформировалось у людей из-за страха смерти, поскольку  еще первобытный человек знал, что люди и животные умирают. При  этом человеческий ум не в состоянии  был объяснить, что же происходит с человеком, когда он умирает. В  то же время уже первобытные люди знали, что когда человек спит, т. е. не вступает в контакт с внешним  миром, то видит сны — непонятные образы несуществующей реальности. Вероятно, стремление объяснить соотношение  жизни и смерти, взаимодействие тела и некоего неизвестного неосязаемого мира и привело к возникновению  верования о том, что человек  состоит из двух частей: осязаемой, т. е. тела, и неосязаемой, т. е. души. С этой точки зрения жизнь и  смерть можно было объяснить состоянием единства души и тела. Пока человек жив, его душа находится в теле, а когда она покидает тело, человек умирает. Когда же человек спит, душа покидает тело на время и переносится в какое-либо другое место. Таким образом, задолго до того, как психические процессы, свойства, состояния стали предметом научного анализа, человек пытался объяснить их происхождение и содержание в доступной для себя форме.

Информация о работе Становление отечественной психологии