Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:16, реферат
Личность, как и все специфически человеческое в психике формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия с окружающей и предметной средой, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Южно-Уральский Государственный Университет
Факультет «Международный»
Кафедра
«Международный менеджмент»
Реферат
по дисциплине «Психология»
на тему:
«Становление личности»
Выполнил:
Студент группы Мн - 289
Ахатов
Р.Н.
Проверил:
Васильева
Т.И.
Челябинск 2012
ВВЕДЕНИЕ
Личность,
как и все специфически человеческое
в психике формируется и
В разные времена и в разных культурах системы представлений о нормах и ценностях жизни различны, но смысл их от этого не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью.
Личность
чаще всего определяют как человека
в совокупности его социальных, приобретенных
качеств. Во многих определениях личности
подчеркивается, что к числу личностных
не относятся психологические
В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
В первой части своей работы мы рассмотрим понятие личности и освоение ею окружающего мира.
Во второй части – принятые в мировой практике психологии теории личности.
И
в третьей части мы рассмотрим
структуру личности.
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ
1.1. Личность
Личность
– феномен общественного
Личность – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
В широком, традиционном смысле – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. В структуру личности входят и все психологические характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма – вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется сходством с обыденным значением этого слова.
В узком смысле – определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формируемое в совместной деятельности и общении. Согласно Леонтьеву, личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе. Поэтому личностью может быть только человек, и то лишь достигший определенного возраста.
1.2. Человек и окружающий мир
Человек как сверхсложное существо живет в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир, внутренний мир.
Внешний мир – это мир природы, которым человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир познаваемых и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.
Социальный мир – это мир, основным способом включения человека в который является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром – это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики.
Таким
образом, развитие человека как субъекта
индивидуальной предметной деятельности
связано в своем исходном пункте
с процессом присвоения индивидуумом
неиндивидуального, социального опыта.
Человек усваивает и
Когда
мы говорим об отношениях личности
в смысле личностной отнесенности человека
к миру и связанных с этим переживаниях
то мы обращаемся к следующему миру, в
котором живет человек, – это внутренний
мир. В основе этого мира лежат не объект-объектные
отношения, как в мире внешнем, не субъект-объектные
отношения как в мире социальном, а субъект-субъектные
отношения. Чтобы понять другого человека,
мы должны понять этого человека в его
субъектных характеристиках (каковы его
мотивы, намерения и т.д.). Главный критерий
интерсубъективного поведения, когда
завязываются действительно личные, «событийные»
отношения между людьми, – не полезность,
не правильность, а искренность, правдивость,
открытость.
2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
2.1. Развитие личности
Развитие личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в деятельности при посредстве взрослых, поэтому процесс воспитания – ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.
Движущей силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения. Это противоречие снимается в совместной деятельности.
Формирование личности – объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.
По-видимому,
личность, как и все специфически
человеческое в психике формируется
и раскрывается в ходе активного
взаимодействия со средой окружающей
и предметной, путем усвоения или
присвоения индивидом общественно
выработанного опыта. В этом опыте
непосредственно к личности относятся
системы представлений о нормах
и ценностях жизни – об общей
направленности человека, отношениях
к другим, к себе, к обществу и
пр. В разные времена и в разных
культурах эти системы
Развитие
личности – это процесс освоения
специальной сферы
Самые
главные и крупные этапы
2.2. Механизмы формирования личности
Крайне важный для теории личности и для практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.
К стихийным механизмам формирования личности можно отнести общий механизм сдвига мотива на цель, а также более специальные механизм идентификации и механизм принятия и освоения ролей социальных. Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае, сознательно ими не управляет. Они господствуют до подросткового возраста, но и после продолжают участвовать в развития личности вместе с сознательными формами самопостроения.
Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении. Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.
Механизм сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом меняются и усложняются те главные мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, – ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.
Механизм
начинает действовать с малых
лет: дети подражают родителям во
всем - в манерах, речи, одежде, занятиях.
Все это воспроизводится чисто
внешне, но одновременно усваиваются
и внутренние черты родителей. Очень
ярко это проявляется в играх
ролевых, особенно при игре в семью.
Характерная особенность
Механизм
принятия и освоения социальных ролей
тоже действует с раннего, дошкольного
возраста: старший дошкольник мечтает
стать школьником, и пр. Этот механизм
во многом сходен с механизмом идентификации,
но значительно более обобщен. Здесь
часто отсутствует
Освоение социальных ролей имеет самое непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:
1) появляются новые мотивы;
2)
происходит соподчинение
3)
видоизменяются системы
Все
названные механизмы