Становление личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 20:16, реферат

Описание работы

Личность, как и все специфически человеческое в психике формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия с окружающей и предметной средой, путем усвоения или присвоения индивидом общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно к личности относятся системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и пр.

Работа содержит 1 файл

МН - 289 АХАТОВ (ЛИЧНОСТЬ).docx

— 27.84 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Южно-Уральский  Государственный Университет

Факультет «Международный»

Кафедра «Международный менеджмент» 
 
 
 
 

Реферат

по дисциплине «Психология»

на тему: «Становление личности» 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент группы Мн - 289

                  Ахатов  Р.Н. 

                  Проверил:

                  Васильева Т.И. 
                   
                   
                   

Челябинск 2012

ВВЕДЕНИЕ

    Личность, как и все специфически человеческое в психике формируется и раскрывается в ходе активного взаимодействия с окружающей и предметной средой, путем усвоения или присвоения индивидом  общественно выработанного опыта. В этом опыте непосредственно  к личности относятся системы  представлений о нормах и ценностях  жизни – об общей направленности человека, отношениях к другим, к  себе, к обществу и пр.

    В разные времена и в разных культурах  системы представлений о нормах и ценностях жизни различны, но смысл их от этого не меняется и может выражаться посредством понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью.

    Личность  чаще всего определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных  качеств. Во многих определениях личности подчеркивается, что к числу личностных не относятся психологические качества человека, характеризующие его познавательные процессы или индивидуальный стиль  деятельности, за исключением тех, которые  проявляются в отношениях к людям, в обществе.

    В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми  и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.

    В первой части своей работы мы рассмотрим понятие личности и освоение ею окружающего  мира.

    Во  второй части – принятые в мировой  практике психологии теории личности.

    И в третьей части мы рассмотрим структуру личности. 
 
 
 

    1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ

    1.1. Личность

    Личность  – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Личность – одна из базовых категорий психологической  науки.

    Личность  – саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

    В широком, традиционном смысле – индивид  как субъект социальных отношений  и сознательной деятельности. В структуру  личности входят и все психологические  характеристики человека, и все морфофизиологические особенности его организма –  вплоть до особенностей обмена веществ. Популярность и стойкость такого расширенного понимания в литературе, видимо, объясняется  сходством с обыденным значением этого слова.

    В узком смысле – определяемое включенностью  в общественные отношения системное  качество индивида, формируемое в  совместной деятельности и общении. Согласно Леонтьеву, личность – качественно  новое образование. Оно формируется  благодаря жизни в обществе. Поэтому  личностью может быть только человек, и то лишь достигший определенного  возраста.

    1.2. Человек и окружающий мир

    Человек как сверхсложное существо живет  в бесконечно сложном мире, точнее во множестве миров, из которых Юрген Хабермас, выдающийся социальный философ, в качестве основных предложил выделить три мира: внешний мир, социальный мир, внутренний мир.

    Внешний мир – это мир природы, которым  человек овладевает, познавая законы природы и используя эти законы для преобразования природы в  своих целях. Это мир науки, техники, практики. Это мир познаваемых  и используемых законов природы, где присутствие человека ничего не меняет в самих законах: сила тяготения  будет действовать на предмет, независимо от того, наблюдаем мы это или  нет, это мир объектных отношений, в которых нет ничего личного, мир инструментального разума.

    Социальный  мир – это мир, основным способом включения человека в который  является предметная деятельность. Основная единица предметной деятельности – целесообразное действие, основанное на истинных представлениях, осуществимое и утилитарно полезное с точки зрения цели и результата. Таким образом, взаимодействие человека с «внешним» миром – это становление деятельности и развитие человека как субъекта предметной деятельности. В процессе этого развития складываются основные операционные механизмы психики.

    Таким образом, развитие человека как субъекта индивидуальной предметной деятельности связано в своем исходном пункте с процессом присвоения индивидуумом неиндивидуального, социального опыта. Человек усваивает и присваивает   способы действий, принадлежащих первоначально другим людям, переводя образцы действия из внешнего плана во внутренний план психической деятельности.

    Когда мы говорим об отношениях личности в смысле личностной отнесенности человека к миру и связанных с этим переживаниях то мы обращаемся к следующему миру,  в  котором  живет человек, –  это внутренний мир. В основе этого мира лежат не объект-объектные отношения, как в мире внешнем, не субъект-объектные отношения как в мире социальном, а субъект-субъектные отношения. Чтобы понять другого человека, мы должны понять этого человека в его субъектных характеристиках (каковы его мотивы, намерения и т.д.). Главный критерий интерсубъективного поведения, когда завязываются действительно личные, «событийные» отношения между людьми, – не полезность, не правильность, а искренность, правдивость, открытость. 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

    2.1. Развитие личности

    Развитие  личности – процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками  к становлению личности, в ходе социализации ребенок вступает во взаимодействие с миром, овладевая достижениями человечества. Формирующиеся в этом процессе способности и функции  воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в деятельности при посредстве взрослых,  поэтому процесс воспитания – ведущий в развитии личности. Опираясь на то, чему ребенок уже научился, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности, новыми формами и особенностями поведения.

    Движущей  силой развития служит внутреннее противоречие между растущими потребностями  и реальными возможностями их удовлетворения. Это противоречие снимается  в совместной деятельности.

    Формирование  личности –  объективный и закономерный процесс, в ходе коего человек выступает не только как объект воздействия, но и как субъект деятельности и общения.

    По-видимому, личность, как и все специфически человеческое в психике формируется  и раскрывается в ходе активного  взаимодействия со средой окружающей и предметной, путем усвоения или  присвоения индивидом общественно  выработанного опыта. В этом опыте  непосредственно к личности относятся  системы представлений о нормах и ценностях жизни – об общей  направленности человека, отношениях к другим, к себе, к обществу и  пр. В разные времена и в разных культурах эти системы различны, но смысл их от этого не меняется и может выражаться посредством  понятий «объективного предбытия» или «социальных планов (программ)» личности. Общество организует специальную активность, направленную на реализацию этих планов. Но каждый индивид тоже активен, и активность общества встречается с его активностью. Процессы, которые при этом разыгрываются, и составляют самые главные, порой, драматичные события, в ходе формирования и жизни личности.

    Развитие  личности – это процесс освоения специальной сферы общественного  опыта, но совершенно особый, отличный от освоения знаний, умений и пр. Ведь в результате этого освоения происходит формирование новых мотивов и потребностей, их преобразование и соподчинение. Достичь этого простым усвоением невозможно – это были бы мотивы знаемые, но не реально действующие. Новые потребности и мотивы, их соподчинение возникают не при усвоении, а при переживании или проживании; этот процесс происходит только в реальной жизни, – всегда эмоционально насыщенный, часто – субъективно творческий.

    Самые главные и крупные этапы формирования личности таковы. По Леонтьеву, в русле  теории деятельности, личность «рождается»  дважды. Первое ее «рождение» – в  дошкольном возрасте, когда устанавливается  иерархия мотивов, первое соотнесение  непосредственных побуждений с социальными  критериями – возникает возможность  действовать вопреки непосредственному  побуждению, соответственно социальным мотивам. Оно знаменуется установлением  первых иерархических отношений  мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам. Итак, здесь  зарождается то, что отражено в  первом критерии личности. «Второе  ее рождение» - в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов  своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается в появлении  стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности. Ее обязательность зафиксирована и в юридическом понятии уголовной ответственности.

    2.2. Механизмы формирования личности

    Крайне  важный для теории личности и для  практики воспитания вопрос о механизмах формирования личности разработан далеко не достаточно.

    К стихийным механизмам формирования личности можно отнести общий  механизм сдвига мотива на цель, а также  более специальные механизм идентификации  и механизм принятия и освоения ролей  социальных. Это - механизмы стихийные, ибо субъект, подвергаясь их действию, не осознает их в полной мере, и уж во всяком случае, сознательно ими  не управляет. Они господствуют до подросткового  возраста, но и после продолжают участвовать в развития личности вместе с сознательными формами  самопостроения.

    Названные механизмы в той мере, в коей касаются развития личности, действуют  в русле общего, генерального процесса опредмечения потребности в общении. Этой потребности придается в психологии все большее значение. По фундаментальности она приравнивается к органическим потребностям: она столь же витальна, ибо ее неудовлетворение приводит к ухудшению физического состояния младенцев и детенышей высших животных, и даже к их гибели. Она оказывается главной движущей силой формирования и развития личности.

    Механизм  сдвига мотива действует на всех этапах развития личности, только с возрастом  меняются и усложняются те главные  мотивы общения, кои направляют этот сдвиг на осваиваемые действия, –  ведь по мере роста все шире становится круг социальных контактов и связей.

    Механизм  начинает действовать с малых  лет: дети подражают родителям во всем - в манерах, речи, одежде, занятиях. Все это воспроизводится чисто  внешне, но одновременно усваиваются  и внутренние черты родителей. Очень  ярко это проявляется в играх  ролевых, особенно при игре в семью. Характерная особенность идентификации  – в том, что она проходит, особенно на первых порах, независимо от сознания ребенка, и не контролируется полностью  родителями. Это накладывает на воспитателей особую ответственность - за качество собственной личности. На более поздних  возрастных стадиях чрезвычайно  расширяется круг лиц, из коих выбирается образец - объект идентификации. Среди  таковых могут быть не только реальные люди, знакомые или незнакомые, но и  литературные герои. Но обычно Наступает время, когда “образец” теряет притягательность и субъективную значимость, и это естественно: личность восприняла от образца нечто важное и нужное, но у нее - свой путь. Дезактуализация образца знаменует завершение определенного этапа в развитии личности, ее подъем на новую ступень: оказывается, что сложились новые отношения, появились новые мотивы, и это заставляет ставить новые цели и искать новые идеалы.

    Механизм  принятия и освоения социальных ролей  тоже действует с раннего, дошкольного  возраста: старший дошкольник мечтает  стать школьником, и пр. Этот механизм во многом сходен с механизмом идентификации, но значительно более обобщен. Здесь  часто отсутствует персонализация осваиваемого эталона – социальной роли или социальной позиции. На более продвинутой фазе индивид нередко срастается с ролью, она становится частью его личности, и потеря привычной роли переживается как утрата части личности.

    Освоение  социальных ролей имеет самое  непосредственное отношение к формированию и жизни личности, ибо в ходе его:

    1) появляются новые мотивы;

    2) происходит соподчинение мотивов;

    3) видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и  отношений.

    Все названные механизмы формирования личности могут принимать и осознанные формы, но осознание не необходимо для  их действия, а часто и невозможно. Как правило, все эти механизмы  действуют совместно, переплетаясь и взаимно усиливаясь, и лишь умственное абстрагирование позволяет рассматривать  их в отдельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Становление личности