Автор: n**********@gmail.com, 27 Ноября 2011 в 14:36, контрольная работа
Семейное консультирование представляет собой относительно новое по сравнению с семейной психотерапией направление оказания психологической помощи семье. Первоначально всеми основными открытиями и наработками эта область была обязана семейной психотерапии. Наиболее значимыми для развития семейного консультирования факторами стали: переориентация психоанализа на работу с семьей как в форме детско-родительских отношений, так и в форме супружеской терапии
Введение 3
Глава I Основы психологического консультирования семьи 4
1.1 Общее представление о психологическом консультировании 4
1.2 Основные формы семейного консультирования 5
1.3 Основные стадии процесса консультирования 6
Заключение 16
Глоссарий 17
Тест 19
Список использованной литературы
Запрос конкретизирует ожидания клиента в отношении помощи, которую он предполагает получить в консультации. Можно выделить следующие виды запросов клиента о психологической помощи: информационный запрос; запрос о помощи в обучении навыкам общения, взаимодействия, поведения в проблемных ситуациях; о содействии в анализе и интерпретации событий, поведения, особенностей личности; о помощи в выработке позиции в отношении проблемы; об эмоциональной и психологической поддержке; о содействии в анализе проблемы и принятии решения. Все перечисленные виды запросов можно квалифицировать как адекватные. Вместе с тем консультанту в большинстве случаев приходится
сталкиваться с неадекватными ожиданиями клиента. Тогда запросы формулируются по типу манипулятивного запроса или запроса - перекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта. Манипулятивный запрос состоит в просьбе клиента об оказании влияния на члена семьи и его изменении либо в интересах самого члена семьи («муж пьет - повлияйте на него, чтобы не пил»), либо в интересах клиента. В случае перекладывания ответственности за решение проблемы на консультанта клиент исходит из мифа о всемогуществе консультанта и «волшебной палочке», по взмаху которой, все проблемы могут быть разом решены, без какого бы то ни было участия самого клиента. Очевидно, что в случае неадекватного запроса должна быть проведена работа по его переформулированию для заключения договора, или так называемого «терапевтического контракта», на проведение консультативной работы.
Понятие психологического диагноза неоднозначно интерпретируется в разных литературных источниках. Первоначально в практической психологии термин «диагноз» получил распространение в самом широком и неопределенном значении — как констатация количественной или качественной характеристики признака. В зарубежной психологии и психометрии понятие «психологический диагноз» является производным от процедур тестового измерения. Если, вслед за А. Анастази [1982], определять психологическую диагностику семьи как «идентификацию психологических характеристик индивида/семьи с помощью специальных методов», то такое понимание психологического диагноза оказывается непродуктивным для решения задач семейного консультирования. Как указывает Г. В. Бурменская [2003], не случайно в современной зарубежной психологии многие специалисты отвергают термин «диагноз», утверждая, что его следует избегать из-за медицинского, т.е. ориентированного на болезнь, значения.
В любом виде психологического консультирования, а уж тем более в семейном консультировании, главная задача состоит в том, чтобы помочь семье преодолеть трудности ее функционирования и создать оптимальные условия для личностного роста и развития, как каждого ее члена, так и семьи в целом. Психологический диагноз должен иметь собственное содержание, выходящее за рамки описания трудностей семьи как симптомов ее «болезни» и объективно установленных особенностей ее функционирования. Необходимо выявить механизмы генезиса и формирования трудностей функционирования семьи. Таким образом, этиологический диагноз, выступая важным компонентом психологического диагноза, предполагает выделение причинных каузально-динамических связей, выявленных в ходе психологического обследования трудностей функционирования и развития семьи, с источниками и условиями их образования. Составление психологического прогноза - главный результат психологического обследования семьи. Важной его характеристикой является степень достоверности. В настоящее время в практике психологического консультирования используются два достаточно близких на первый взгляд понятия. Это «вероятностный прогноз» и «условно-вариантный прогноз». Однако, считает Бурменская, при обсуждении проблемы диагностики психического развития ребенка понятие вероятностного прогноза представляется неуместным, поскольку в силу открытого характера развития
ребенка в принципе отсутствуют основания для определения вероятности
того или иного его хода в будущем. Продолжая мысль о роли активности
самого субъекта в проектировании и осуществлении своего развития, можно заключить, что делать предсказания относительно вероятности того или иного варианта разрешения семьей своих трудностей и, соответственно, относительно перспектив ее дальнейшего функционирования и развития оказывается задачей не просто неблагодарной, но и практически неразрешимой, здесь используется понятие условно-вариантного прогноза, используемого в рамках возрастно-психологического консультирования развития ребенка. Под условно-вариантным прогнозом следует понимать конструирование основных вариантов развития семьи из множества потенциально возможных. Эти варианты определяются с учетом трех возможностей:
1)неблагоприятные условия, ставшие причиной психологических трудностей,
сохраняются;
2)причины и факторы неблагополучия семьи будут преодолены или существенно ослаблены;
3)причины и факторы дисгармоничности, напротив, усугубятся. Прогноз дальнейшего функционирования и развития семьи должен представлять собой «веер» вариантов в диапазоне указанных возможностей, а не предсказание с определенной вероятностью однозначного исхода.
Таким образом, условно-вариантный прогноз становится основой для разработки стратегии и тактики «самопомощи» семьи в разрешении возникшей проблемы или кризисной ситуации [3, 296 - 300].
Три основных компонента психологического консультирования (по Е. Г. Силяевой ):
На основе совместного исследования психолог и клиент определяют ориентиры совместной работы (цели и задачи), распределяют ответственность, выявляют пределы необходимой поддержки. При работе с каждой семьей цели и задачи уникальны, как и ее жизненная ситуация, но если говорить об общей задаче консультирования семьи — то это вовсе не «обеспечение психологического комфорта» и «избавление от страданий»; главное в кризисной ситуации — помочь принять жизнь во всех ее проявлениях (не исключая страдания), пройти через жизненные трудности и, переосмыслив свои отношения с собой, другими, миром в целом, принять ответственность за свою жизнь и жизнь своих близких и продуктивно преобразовать жизненную ситуацию.
Консультант осуществляет необходимую поддержку клиента, гибко изменяя ее форму и меру в соответствии с его состоянием и перспективой ближайшего развития. Семья сама и только сама может пережить события, обстоятельства и изменения своей жизни, породившие семейное неблагополучие. И никто не может сделать этого за членов семьи, как не может самый лучший учитель понять за своего ученика объясняемый материал. Консультант может лишь создать условия для изменений и стимулировать этот процесс: организовывать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы он вел к совершенствованию семьи или, по крайней мере, не шел патологическим либо социально неприемлемым путем (алкоголизм, невротизация, психопатизация, самоубийство, преступление и т.п.). Таким образом, цель максимально учитывает особенности клиента и его жизненной ситуации.
На этом этапе консультант осмысливает результаты диагностики (совместного исследования, отслеживания) и на их основе продумывает, какие условия необходимы для благоприятного развития семьи и личности, обретения членами семьи положительных отношений к себе, другим, миру в целом и гибкости, способности успешно контактировать между собой и с социумом, адаптироваться в нем. Затем он разрабатывает и реализует гибкие индивидуальные и групповые программы социально-психологической поддержки семьи, ее развития, ориентированные на конкретную семью и конкретных детей и взрослых и учитывающие их особенности и потребности. Предусматривается также создание специальных социально-психологических условий для оказания помощи взрослым и детям, имеющим особенно сложные проблемы.
Выделение
этапов позволяет структурировать
процесс семейного
Заключение
Подводя итоги, следует вспомнить, что на особенности консультирования влияют теоретические предпочтения, научный подход или школа, к которой принадлежит консультант. При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование представляет собой профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом, направленное на решение проблемы последнего.
Психологическое консультирование – пролонгированный, многостадийный процесс. Его процессуальный анализ предполагает выделение динамики, которая состоит из стадий, ступеней и шагов.
Есть разные модели психологического консультирования. Все они отражают основные стадии консультирования. Однако, для практической деятельности, семейный психолог должен иметь высокую квалификацию и глубокие знания не только в области общей психологии: ему необходимо пройти специальный углубленный курс «психология семьи». Семейному психологу едва ли не больше чем коллегам с иной специализацией нужен такт, стремление к пониманию других людей и искреннее желание им помочь. Чтобы разобраться в области психология семьи, семейному психологу приходится распутывать сложный клубок отношений. Ему нужно уметь получать в ходе беседы необходимую информацию, которая поможет правильно выявить проблемы и найти оптимальные пути их решения.
Конечно, на начальном этапе освоения профессии консультанту необходимы в качестве ориентира более простые схемы. По содержанию возможно выделить три общие стадии процесса сопровождения:
Глоссарий
Консультирование психологическое – форма оказания практической психологической помощи в виде советов и рекомендаций – на базе предварительного изучения проблем, беспокоящих клиентов, а также изучения самих клиентов и их взаимоотношений с окружающими людьми.
Семейное консультирование является разновидностью семейной психотерапии, имеющей свои отличительные признаки, границы и объем интервенции. Семейное консультирование развивалось параллельно с семейной психотерапией, и они взаимно обогащали друг друга.
Семейное
консультирование ставит своей целью
совместное с консультантом изучение
запроса (проблемы) члена (членов) семьи
для изменения ролевого взаимодействия
в ней и обеспечения
Ми́месис, или мимезис, (др. греч. - подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности.