Стадии психосексуального развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 09:50, контрольная работа

Описание работы

В основу теории общего психического развития легла концепция о стадиях детской сексуальности. На ее базе З.Фрейд описал генетические типы характера, представления о регрессе к точкам фиксации, которыми являются стадии развития сексуальности, и учение о сублимации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….. 3
1. Структура личности в теории З.Фрейда …………………………. 4
2. Инстинкты как движущая сила поведения личности …………… 8
3. Стадии психосексуального развития …………………………….. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …

Работа содержит 1 файл

Психоанализ.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

     После З.Фрейда основное внимание психоанализа было направлено на изучение того, как человек входит в мир как отдельная личность, обладающий самосознанием и чувством положительного самоуважения. В современных моделях психоанализ также имеет дело с агрессией, ранними взаимоотношениями «мать-ребенок», социальными отношениями, семейной динамикой и психосоматическими проблемами. Ранний психоанализ приемлем только для лечения проблем пациентов-невротиков, корни проблем которых в раннем детстве.

     Таким образом, психоанализ – не только вид психотерапевтической и клинической практики. Одновременно он является философским учением о человеке, целой социальной философией. В этом смысле психоанализ стал неотъемлемой частью западной культуры, поэтому я считаю его изучение очень важным в контексте интегрального, целостного образования психолога-консультанта наших дней.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В данной работе рассмотрены представления  о личности с точки зрения классического психоанализа. Классический психоанализ – это разработанное 3.Фрейдом метод лечения учение о бессознательных психических процессах.

     Структура личности, по З.Фрейду, состоит из трех компонентов – Ид (Оно), Эго («Я») и Супер-эго (Сверх-Я). Ид функционирует целиком в бессознательном и фактически является энергетической основой личности. В нем содержатся врожденные бессознательные инстинкты, которые стремятся к своему удовлетворению, разрядке и облегчению болезненного напряжения любой ценой.

     Эго следует принципу реальности и действует посредством вторичного процесса. Цель принципа реальности – предотвращать разрядку напряжения до тех пор, пока не будет обнаружен подходящий объект. Важнейшей функцией Эго З.Фрейд считал самосохранение, а также приобретение средств, которые позволяли бы осуществлять одновременную адаптацию к воздействиям со стороны Ид и к требованиям окружающей реальности.

     Супер-эго включает моральные запреты, нормы, традиционные ценности и идеалы общества. Складывается в результате действия механизма идентификации с близким взрослым своего пола. Если сфера Ид полностью неосознаваема, то Эго и Супер-эго действуют на всех трех уровнях сознания.

     З.Фрейд  подчеркивал, что между тремя  компонентами личности существует неустойчивое равновесие, т.к. не только содержание, но и направление их развития противоположны друг другу. Инстинкты, содержащиеся в Ид, диктуют человеку желания, которые входят в противоречия с содержанием Супер-эго, вызывая внутренний конфликт и трудно переносимое личностью состояние тревоги. Конфликт между несовместимыми требованиями Ид и Супер-эго разрешается инстанцией Эго, которая с этой целью использует различные механизмы, в первую очередь, механизмы психологической защиты (вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, сублимацию и т.п.).

     По  мнению З.Фрейда, существуют два основных врожденных бессознательных инстинкта – инстинкт жизни и инстинкт смерти. Они являются каналами, по которым проходит энергия, формирующая поведение человека. Специфическую энергию, связанную с инстинктом жизни, З.Фрейд назвал либидо. Это также основа развития личности, характера. В процессе жизни человек проходит несколько этапов, отличающихся друг от друга способом фиксации либидо. В связи с этим выделяются пять последовательных стадий психосексуального развития: оральная, анальная, фаллическая, латентная и генитальная. Либидозную энергию З.Фрейд считал основой развития не только индивида, но и человеческого общества.

 

      Однако, теория З.Фрейда сводит все богатство человеческой личности к психосексуальному развитию. Занимая важное место в человеческой жизни, психосексуальное развитие не может служить единственным стержнем личностного становления. Более того, представляя развитие личности как развертывание некой биологически заданной энергии, З.Фрейд по сути отказывает человеку в возможности собственного выбора, самосовершенствования. Особенно энергичную критику вызывает утверждение З.Фрейда о большем личностном совершенстве мужчин по сравнению с женщинами.

     По  мысли З.Фрейда, началом и основой  психической жизни человека являются различные инстинкты, влечения и  желания, изначально присущие человеческое организму.

     Недооценивая  сознание и социальное окружение  в процессе формирования и бытия  человека, З.Фрейд утверждал, что  ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. В частности, он полагал, что в каждом человеке от рождения заложены влечения инцеста (кровосмешения), каннибализма и жажда убийства, которые оказывают большое влияние на всю психическую деятельность человека и его поведение. З.Фрейд настаивал на том, что духовное развитие индивидуума вкратце повторив т ход развития человечества в силу того, что в своих психических структурах каждый человек несет бремя переживаний отдаленных предков. 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

  1. Блюм, Г. Психоаналитические теории личности /  Г.Блюм. – М.: «КСП», 1996.
  2. Куттер, П. Современный психоанализ. Психоаналитическая теория личности / П.Куттер. – СПб., 1997.
  3. Лосева, В.К. Психосексуальное развитие ребенка /  В.К.Лосева, А.И.Луньков. – М, 1995.
  4. Фрейд, З. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. – М, 1989.
  5. Хьелл, Л. Теории личности. Основные положения, исследования и применение / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер-пресс, 1997.

Информация о работе Стадии психосексуального развития