Средства, виды общения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 22:54, реферат

Описание работы

Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка, если я говорю слово «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

Работа содержит 1 файл

общение.docx

— 27.17 Кб (Скачать)

     К средствам общения  относятся:

     1. Язык — система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение при помощи языка, если я говорю слово «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я — это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл — поэтому не всегда мы правильно понимаем друг друга.

  1. Интонация, эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.
  2. Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать дополнять или опровергать смысл фразы.
  3. Жесты как средства общения могут быть как об , т. е. иметь закрепленные за ними значения экспрессивными, т. е. служить для большей вырази речи.
  4. Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

     В процедуре общения  выделяют следующие  этапы:

  1. Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) по человека вступить в контакт с другими людьми.
  2. Ориентировка в целях общения, в ситуации общения.
  3. Ориентировка в личности собеседника.
  4. Планирование содержания своего общения, человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.
  5. Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства, речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает как говорить, как себя вести.
  6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, эффективности общения на основе установления обратной связи.
  7. Корректировка направления, стиля, методов общения.

     Если  какое-либо из звеньев акта общения  нарушено, то говорящему не удается  добиться ожидаемых результатов  общения — оно окажется неэффективным. Эти умения называют «социальным  интеллектом», «практически-психологическим  умом», «коммуникативной компетентностью», «коммуникабельностью». 

 

    КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ. СТРАТЕГИИ, ТАКТИКИ, ВИДЫ ОБЩЕНИЯ 

     Коммуникация — процесс двустороннего обмена информацией, ведущей ко взаимному пониманию. Коммуникация — в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

     Коммуникативная компетентность — способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

     Причинами плохой коммуникации могут быть:

     а) стереотипы — упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, в  результате нет объективного анализа  и понимания людей, ситуаций, проблем;

     б) «предвзятые представления» — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему хотим  верить»). Мы редко осознаем, что  толкование событий другим человеком  столь же законно, как и наше собственное;

     в) плохие отношения между людьми, поскольку  если отношение человека враждебное, что трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;

     г) отсутствие внимания и интереса собеседника, а возникает, когда человек осознает значение ин для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;

     д) пренебрежение фактами, т. е. привычка делать заключения при отсутствии достаточного числа;

     е) ошибки в построении высказываний: неправильный слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т. п.

     ж) неверный выбор стратегии и тактики  общения. Стратегии общения:

     1) открытое — закрытое общение;

     2) монологическое-диалогическое; 

     3) ролевое (исходя из социальной  роли) — личностное (общение «по  душам»). Открытое общение — желание  и умение выразить полно свою  точку зрения и готовность  учесть позиции других. Закрытое  общение — нежелание либо неумение  выразить понятно свою точку  зрения, свое отношение, имеющуюся  информацию.

     Использование закрытых коммуникаций оправдано в  случаях:

     1) если есть значительная разница  в степени предметной компетентности  и бессмысленно тратить время  и силы на поднятие компетентности  «низкой стороны»;

     2) в конфликтных ситуациях открытие  своих чувств, планов противнику  нецелесообразно. Открытые коммуникации  эффективны, если есть сопоставимость,

      но не тождественность  предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). «Одностороннее выспрашивание» — полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека, и в то же время не раскрывает своей позиции. «Истерическое предъявление проблемы» — человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

     Выделяют  следующие виды общения:

     1) «Контакт масок»  — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В городе контакт масок даже необходим в некоторых ситуациях, чтобы люди «не задевали» друг друга без надобности, чтобы «отгородиться» от собеседника.

  1. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, —то активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интереса к нему и не скрывают этого.
  2. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
  3. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
  4. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов, друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, может предвидеть его реакции, интересы, убеждения, отношение.
  5. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, де доброты и т. п.) в зависимости от особенностей личности собеседника.
  6. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или

     иной  вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

     Кодекс  светского общения: 1) вежливость, такт — «соблюдай интересы другого»; 2) одобрение, согласие — «не порицай другого», «избегай возражений»; 3) симпатии — «будь доброжелателен, приветлив».

     Кодекс  делового общения  иной:

     1) принцип кооперативности — «твой  вклад должен быть таким, какого  требует совместно принятое направление  разговора»;

     2) принцип достаточности информации  — «говори не больше и не  меньше, чем требуется в данный  момент»; 

     3) принцип качества информации  — «не ври»;

     4) принцип целесообразности — «не  отклоняйся от темы, сумей найти  решение»;

      5) «выражай мысль ясно и убедительно  для собеседника

     6) «умей слушать и понять нужную  мысль

     7) «умей учесть индивидуальные  особенности собеседника ради  интересов дела».

     Если  один собеседник ориентируется на принцип  «вежливости», а другой — на принцип  кооперативное™, они могут попасть  в нелепую, неэффективную коммуникацию. Следовательно, правила общения  должны быть согласованы и соблюдаться  обоими участниками.

     Тактика общения — реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения — совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать. 

Информация о работе Средства, виды общения