Средства и методы педагогического воздействия на личность

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Специалист в области менеджмента должен иметь представление о природе психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать, в каких формах происходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту и в организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательной ситуации, определения и решения педагогических задач как в семье, так и в трудовом коллективе.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Предмет педагогики …………………………………………………………...5
2. Разнообразие методов воспитательного процесса …………………………..6
3. Убеждение ……………………………………………………………………...7
4. Упражнение и приучение ……………………………………………………10
5. Обучение …………………………………………………………………...…13
6. Методы стимулирования …………………………………………………….17

Заключение……………………………………………………………….………19

Список использованной литературы……………………………

Работа содержит 1 файл

1.doc

— 98.50 Кб (Скачать)

Нельзя воспитать  мужественного человека, если не поставить  его в такие условия, когда  б он мог проявить мужество, — все равно в чем, — в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости». В практике воспитательной работы применяются в основном три типа убеждений:

упражнения в полезной деятельности;

режимные упражнения;

специальные упражнения.

Упражнения  в разнообразной полезной деятельности имеют целью выработать привычки в труде, в общении воспитанников  со старшими и друг с другом. Главное  в этом виде упражнений состоит в  том, чтобы его польза осознавалась воспитанником, чтобы он, испытывая радость и удовлетворение от результата, привыкал самоутверждаться в труде и через труд.

Режимные упражнения — это такие упражнения, главный педагогический эффект от применения которых дает не результат, а хорошо организованный процесс — режим. Соблюдение оптимального режима приводит к синхронизации психофизиологических реакции-организма с внешними требованиями, что благотворно сказывается на здоровье, физических и интеллектуальных возможностях воспитанника и, как следствие, на результатах его деятельности.

Специальные упражнения — это упражнения тренировочного характера, имеющие целью выработку и закрепление умения и навыков.

В учебном процессе все упражнения — специальные, а  в воспитательной работе — это приучение к выполнению элементарных правил поведения, связанных с внешней культурой. Так, молодых солдат тренируют правильно наматывать портянки, заправлять постель по установленным правилам, приветствовать старших по званию и т. п.

Специальные упражнения применяются и с целью преодоления недостатков. Так, нарушителя дисциплины делают ответственным за порядок, а самого эгоистичного просят от имени всех навестить больного товарища.

Таким образом, упражнения направлены прежде всего  на организацию и руководство  деятельностью и поведением воспитанников. Упражнение лишь на самых ранних стадиях  можно рассматривать как простое  повторение. В дальнейшем упражнение — это совершенствование, которое идет нарастающим итогом. Так же, как репетиция спектакля не есть его простое повторение, а этап все большего приближения к тому состоянию, которое материализирует режиссерский замысел, этап совершенствования на пути к эталону.

Вот почему нельзя признать удачным перевод латинской пословицы «repetito est mater stadirum», как, «повторенье — мать ученья». Латинское слово repetito — репетиция означает не повторения, а тренировку, упражнение. Поэтому известная всем пословица должна звучать по-русски так: «Упражнение — мать учения». Хочешь научиться — упражняйся! Не бездумно повторяй, а именно упражняйся, тренируйся, стараясь в каждый раз сделать лучше, чем в предыдущий.

 

 

5. Обучение

Номенклатура  и классификация методов обучения характеризуются большим разнообразием в зависимости от того, какое основание избирается для их разработки. Из самой сути методов следует, что они должны отвечать на вопрос «как?».

Наиболее оптимальной  представляется классификация методов  обучении, предложенная И. Я. Лернером и М. Н. Скаткиным, в которой за основу берется характер учебно-познавательной деятельности (или способ усвоения) обучаемых в усвоении ими изучаемого материала. Эта классификация включает в себя пять методов:

объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ, работа с литературой и т. п.);

репродуктивный  метод;

метод проблемного  изложения;

частично-поисковый (или эвристический) метод;

исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы:

- репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности;

- продуктивную (4 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

Проблемное  изложение занимает промежуточное положение, так как оно в равной мере предполагает как усвоение готовой информации, так и элементы творческой деятельности, но ближе к продуктивным методам.

Репродуктивные  методы обучения - это объяснительно-иллюстративный метод. Его иначе можно назвать и информационно-рецептивным. Он состоит в том, что обучающий сообщает готовую информацию разными средствами, а обучаемые воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации педагог осуществляет с помощью устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, дополнительные пособия), наглядных средств (картины, схемы, кино и диафильмы, натуральные объекты), практического показа способов деятельности (показ способа решения задачи, способов составления плана, аннотации и т. д.). Обучаемые слушают, смотрят, манипулируют предметами и знаниями, читают, наблюдают, соотносят новую информацию с ранее усвоенной и запоминают.

Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных  способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Эффективность этого метода проверена многолетней практикой, и он завоевал себе прочное место на всех ступенях обучения. Без этого метода нельзя обеспечить ни одного их целенаправленного действия. Такое действие всегда опирается на какой-то минимум его знаний о целях, порядке и объекте действия.

Репродуктивный  метод. Для приобретения навыков  и умений через систему заданий  организуется деятельность обучаемых  по неоднократному воспроизведению  сообщенных им знаний и показанных способов деятельности. Воспроизведение и повторение способа деятельности по образцу являются главным признаком репродуктивного метода. Педагог пользуется устным и печатным словом, наглядностью разного вида, а обучаемые выполняют задания, имея готовый образец.

Оба охарактеризованных метода обогащают учащихся знаниями, навыками и умениями, формируют у  них основные мыслительные операции (анализ, синтез, абстрагирование и  т. д.), но не гарантируют развития творческих способностей, не позволяют планомерно и целенаправленно их формировать. Эта цель достигается продуктивными методами.

Продуктивные  методы обучения.

 Непременное условие научно-технического и социального прогресса—формирование качеств творческой личности. Анализ основных видов творческой деятельности показывает, что при ее систематическом осуществлении у человека формируются такие качества как быстрота ориентировки в изменяющихся условиях, умение видеть проблему и не бояться ее новизны, оригинальность и продуктивность мышления, изобретательность, интуиция и т. п., т. е. такие качества, спрос на которые очень высок в настоящем и несомненно будет возрастать в будущем.

Условием функционирования продуктивных методов является наличие  проблемы. Проблемная ситуация—это психическое состояние интеллектуального затруднения, вызванное, с одной стороны, острым желанием решить проблему, а с другой — невозможностью это сделать при помощи наличного запаса знаний или с помощью знакомых способов действия, и создающее потребность в приобретении новых знаний или поиске новых способов действий.

Проблемные ситуации классифицируют по самым разным основаниям. Например, по направленности на поиск недостающего компонента (новых знаний, новых способов действия, новой области применения и т. д.); по области, из которой взята проблема (экономическое, математическое, исторические и т, д.); по уровню проблемности (противоречия выражены слабо, остро, очень остро). Однако наиболее употребительной в педагогической практике считается классификация по характеру и содержанию противоречия в проблеме:

несоответствие  между имеющимися знаниями и новой  информацией;

многообразие  выбора единственно правильного  или оптимального варианта решения;

новые практические условия использования уже имеющихся  знаний;

противоречие  между теоретически возможным путем решения задачи и его практической неосуществимостью или целесообразностью;

отсутствие  теоретического обоснования практически  достигнутого результата.

Анализ проблемной ситуации — важный этап самостоятельной  познавательной деятельности. На этом этапе определяется то, что дано и что неизвестно, взаимосвязь между ними, характер неизвестного и его отношение к данному, известному. Все это позволяет сформулировать проблему и представить ее в виде цепочки проблемных задач (или одной задачи). Проблемная задача отличается от проблемы четкой определенностью и ограниченностью того, что дано и что следует определить.

Правильная  формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Недаром говорят: «Правильно сформулировать проблему - значит наполовину её решить». Далее необходимо последовательно работать с каждой проблемной задачей отдельно. Выдвигаются предположения и догадки о возможном решении проблемной задачи. Из большого, как правило, количества догадок и предположений выдвигаются несколько гипотез, т. е. достаточно обоснованных предположений. Затем проблемные задачи решаются путем последовательной проверки выдвинутых гипотез.

Проверка правильности решения проблемы включает в себя сопоставление цели, условий задачи и полученного результата. Большое значение имеет анализ всего пути проблемного поиска. Необходимо как бы вернуться назад и еще раз посмотреть, нет ли других более четких и ясных формулировок проблемы, более рациональных способов ее решения. Особенно важно провести анализ ошибок и уяснить суть и причины неправильных предположений и гипотез. Все это позволяет не только проверить правильность решения конкретной проблемы, но и получить ценный осмысленный опыт и знания, которые и есть главное приобретение обучаемого.

 

 

 

6. Методы стимулирования.

Стимулировать — значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству и действию. Определенное стимулирующее действие уже заложено внутри каждого метода. Но есть методы, главное назначение которых — оказывать дополнительное стимулирующее влияние и как бы усиливать действие других методов, которые по отношению к стимулирующим (дополнительным) принято называть основными.

Соревнование. Стремление к первенству, приоритету, самоутверждение свойственно всем людям. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие инициативы и ответственности.

Поощрение. Поощрение — это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия" и того отношения к действию, которые избраны и реализуются. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения — возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытывать это состояние психического комфорта как можно чаще. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения — принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Наказание.

Наказание —  это самоутверждение наоборот, которое  порождает потребность изменить свое поведение, а при планировании будущей деятельности — чувство опасения пережить еще раз комплекс неприятных чувств. Главное чувство наказанного - чувство переживания, отчужденности, отстраненности от других, от коллектива. А. С. Макаренко называл это состояние «выталкиванием из общих рядов». Вот почему не рекомендуются коллективные наказания.

Педагогические  требования к применению мер наказания  суть следующие:

нельзя наказывать за неумышленные поступки;

нельзя наказывать наспех, без достаточных оснований, по подозрению: лучше простить десять виновных, чем наказать одного невинного;

сочетать наказание  с убеждением и другими методами воспитания;

строго соблюдать  педагогический такт;

опора на понимание  и поддержку общественного мнения;

учет возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Целью настоящей  работы являлось изучение темы «Средства и методы педагогического воздействия на личность» в рамках учебной дисциплине «Психология и педагогика».

Для этого были рассмотрены следующие вопросы:

Предмет педагогики;

Разнообразие методов воспитательного процесса;

Убеждение;

Упражнение  и приучение;

Обучение;

Методы стимулирования.

В результате изучения курса «Психология и педагогика» будущий специалист в области менеджмента должен получить представление о природе психики человека, знать ocновные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики знать, в каких формах происходит освоение человеком действительности, осознавать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности человека, формировании его личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, ее темперамента, способностей, характера; интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции, осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач как в трудовом коллективе.

Таким образом, в работе мной рассмотрена тема «Средства и методы педагогического воздействия на личность» в рамках учебной дисциплины «Психология и педагогика», является необходимой для специалиста в области менеджмента.

Информация о работе Средства и методы педагогического воздействия на личность