Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:03, творческая работа
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.
Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра педагогики
Выполнила: Потапова О.Е.
Студентка группы 10/372 з
Преподаватель: Виноградова Н.А.
Контрольная
работа
по дисциплине «История педагогики»
Тема: Сравнительный анализ педагогических
взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского.
А. С. Макаренко
Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских.
Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове
В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.
В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой.
1888 — Антон Семенович
Макаренко родился в г.
1905—1914 — учительствовал в народной школе.
1914—1917 — учился
в Полтавском учительском
1917—1920 — заведующий начальной школой в г. Полтава.
1920—1928 — заведующий «Трудовой колонией им А.М. Горького».
1928—1935 — руководитель коммуны им Ф.Э. Дзержинского.
1935—1939— литературная деятельность, переезд в Москву.
1939 — Антон Семенович
скончался, похоронен на
Основные работы:
1932 — повесть «Марш 30 года».
1933—1935 — «Педагогическая поэма» (переведена на многие языки мира).
1937 — «Книга для родителей».
1938 — повесть «Флаги на башнях». 1957—1958 — Сочинения: В 7 т.
Основные даты жизни и педагогической деятельности:
В 1920 г. Макаренко принял предложение возглавить колонию для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. В первое время кроме Макаренко в колонии были еще два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим Макаренко в «Педагогической поэме». Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил в 1928 г.
Читая длинными осенними вечерами вместе с Макаренко книги AM. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб судьбой писателя. Написали ему письмо, на которое тут же получили ответ и завязалась переписка. По ходатайству колонии ей было присвоено имя Горького и она стала называться так: «Трудовая колония им. A.M. Горького».
Василий Александрович Сухомлинский
Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература.
В Великую
Отечественную войну был тяжело
ранен — осколки снаряда
В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школыЗдесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.
До самой смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».
«Здесь мне хотелось увидеть
свои убеждения в живом творческом
деле». «Уже в первые годы педагогической
работы, — писал В.А. Сухомлинский,
— мне стало ясно, что подлинная
школа — это не только место, где
дети приобретают знания и умения.
Учение — очень важная, но не единственная
сфера духовной жизни ребенка. Чем
ближе я присматривался к тому,
что все мы привыкли называть учебно-воспитательным
процессом, тем больше убеждался, что
подлинная школа — это
Павлышская школа
В школе Сухомлинского
была создана «Комната мысли», где
собраны «самые умные» книги. Она
располагалась в тихом уголке
школьного сада. Здесь учитель
читал детям стихотворения, и
у них возникало желание
Основные даты жизни и педагогической деятельности:
1918 —
Василий Александрович
1939 —
окончил Полтавский
1947—1970 — директор Павлышской школы.
1958 —
защитил кандидатскую
1968 —
избран членом-корреспондентом
1970 —
Василий Александрович
Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. С. 25, 33.
Основные работы:
1956 — «Воспитание коллективизма у учеников».
1961 — «Духовный мир школьника».
1969 — «Сердце отдаю детям».
1969 — «Павлышская средняя школа».
1971 — «Рождение гражданина».
Сухомлинский |
Макаренко |
Трудовое воспитание | |
В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили.Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его. учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному. |
А. С. Макаренко говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели должны научить детей творчески трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление о труде как об обязанности человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших элементов физической культуры, содействует вместе с тем психическому, духовному развитию человека. А. С. Макаренко стремился воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или нет, приятен или неприятен. Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий упражнять их в приобретении организационных навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать ее, воспитывать бережное отношение к затрачиваемому времени, продукту труда.
|
Сухомлинский |
Макаренко |
Оценка учащихся | |
Сухомлинский не представлял себе, как учить детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в себя, волю, трудолюбие. Успех в учении школьника определяет и оценка результатов его труда. «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я ему не ставлю никакой отметки. Ребенок должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский. |
К своим воспитанникам он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы человека, в его возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее. |
Сухомлинский |
Макаренко |
Развитие творческих способностей у детей | |
Дети должны жить в мире творчества. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество ученика.
|
Ребенку нужно подавать идею, а он должен попробовать ее реализовать. Для этого учитель должен заразить ребенка этой идеей. Для Макаренко это была коллективная идея, в которой участвовал каждый воспитанник. В планировании, дальнейшем выполнении и развивались творческие способности детей. В наше время это называется проектной деятельностью. Развитие творческой мысли было просто необходимым для существования детей в то время. Ведь им не выделялось из государства практически ничего, и они строили свой быт сами. |
Сухомлинский |
Макаренко |
Нравственное воспитание | |
Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и т.д. Уважение и почитание матери ставил на первое место в развитии нравственности у детей. |
При разновозрастном
объединении происходит постоянная
передача опыта старшими, младшие
усваивают привычки поведения, приучаются
уважать старших и их авторитет.
У старших появляются забота о
младших и ответственность за
них, великодушие и Личный пример учителя, красота во всем, что окружает ребенка, защищенность в коллективе, одинаковая требовательность к каждому члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении – все это помогает ребенку стать нравственной личностью. |
Сухомлинский |
Макаренко |
Требование к учителю | |
|
|
Сухомлинский |
Макаренко |
Игра | |
Большое
значение игре придавал В.А. Сухомлинский.
Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра - это
огромное светлое окно, через которое
в духовный мир ребенка вливается
живительный поток |
А. С. Макаренко считал, что игра имеет для ребенка такое же значение, как для взрослого “деятельность, работа, служба”. Он говорил о методике игры, о связи между игрой и работой, о формах руководства детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек. Он
предлагал не торопиться “отвлекать
ребенка от игры и переводить на
рабочее усилие и на рабочую заботу”.
Но вместе с тем, говорил он, нельзя
проходить мимо того факта, что бывают
люди, которые приносят “из детства
в серьезную жизнь игровые
установки”. Поэтому нужно так
организовать игру, чтобы в процессе
ее у ребенка воспитывались “ |
Выводы:
Литература:
Информация о работе Сравнительный анализ работ макаренко и сухомлинского