Сравнительный анализ работ макаренко и сухомлинского

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:03, творческая работа

Описание работы

Антон Семенович Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного цеха железнодорожных мастерских. Окончил городское училище в г. Кременчуге, а затем одногодичные педагогические курсы и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного железнодорожного училища в г. Крюкове В 1914 г., имея уже значительный учительский опыт, Макаренко поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает его с золотой медалью.

Работа содержит 1 файл

макаренко-сухомлинский.pptx

— 375.38 Кб (Скачать)

Московский гуманитарный педагогический институт, кафедра педагогики

 Выполнила: Потапова О.Е.

Студентка группы 10/372 з

 Преподаватель:  Виноградова Н.А.      

 

Контрольная работа 
по дисциплине «История педагогики» 
Тема: Сравнительный анализ педагогических взглядов А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского. 

А. С. Макаренко

 

Антон Семенович  Макаренко (1888—1939) родился 13 марта в  г. Белополье Харьковской губернии в семье мастера малярного  цеха железнодорожных мастерских.

Окончил городское  училище в г. Кременчуге, а затем  одногодичные педагогические курсы  и в 1905 г. в 17 лет стал учителем двухклассного  железнодорожного училища в г. Крюкове

В 1914 г., имея уже  значительный учительский опыт, Макаренко  поступает учиться в Полтавский учительский институт и в 1917 г. заканчивает  его с золотой медалью.

В 1917/18 учебном году Макаренко становится заведующим высшим начальным училищем. В 1920 г. Макаренко  принял предложение возглавить колонию  для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой.

 

 

1888 — Антон Семенович  Макаренко родился в г. Белополье  Харьковской губернии.

1905—1914 — учительствовал  в народной школе.

1914—1917 — учился  в Полтавском учительском институте,  который окончил с золотой  медалью.

1917—1920 — заведующий  начальной школой в г. Полтава.

1920—1928 — заведующий  «Трудовой колонией им А.М.  Горького».

1928—1935 — руководитель  коммуны им Ф.Э. Дзержинского.

1935—1939— литературная  деятельность, переезд в Москву.

1939 — Антон Семенович  скончался, похоронен на Новодевичьем  кладбище в г. Москве.

 

Основные  работы:

1932 —  повесть «Марш 30 года».

1933—1935 — «Педагогическая поэма» (переведена  на многие языки мира).

1937 — «Книга для родителей».

1938 — повесть «Флаги на башнях». 1957—1958 — Сочинения: В 7 т.

 

Основные  даты жизни и педагогической деятельности:

В 1920 г. Макаренко  принял предложение возглавить колонию  для беспризорных и малолетних правонарушителей, располагавшуюся под Полтавой. В  первое время кроме Макаренко  в колонии были еще два педагога и завхоз. Этот период педагогической деятельности описан самим Макаренко  в «Педагогической поэме». Педагогическая деятельность Макаренко продолжалась в детской трудовой коммуне им. Ф.Э. Дзержинского, которую он возглавил  в 1928 г.

Читая длинными осенними вечерами вместе с Макаренко книги AM. Горького, колонисты были поражены схожестью своих судеб судьбой  писателя. Написали ему письмо, на которое  тут же получили ответ и завязалась переписка. По ходатайству колонии  ей было присвоено  имя Горького и она стала называться так: «Трудовая  колония им. A.M. Горького».

 

Василий Александрович Сухомлинский

 

Василий Александрович Сухомлинский (1918—1970) родился 28 сентября на Украине, возле  села Павлыш под Кременчугом, в крестьянской семье. После окончания рабфака  был принят в Полтавский педагогический институт, но, проучившись недолго  очно, перешел на заочное отделение и стал учительствовать недалеко от своих мест. В 17 лет он стал учителем начальной школы; в 1939 г. закончил институт по специальности украинский язык и литература. 

В Великую  Отечественную войну был тяжело ранен — осколки снаряда остались у него в груди навсегда.

В 1947 г. вернулся в родные края и стал директором Павлышской средней сельской школыЗдесь Сухомлинским было написано 38 книг и десятки неопубликованный рукописей. Это «школа радости», «остров чудес», «уголок красоты» — так называл ее Сухомлинский.

До самой  смерти (33 года) проработал Сухомлинский директором Павлышской школы и назвал эти годы «большим, ни с чем не сравнимым счастьем».

 

«Здесь мне хотелось увидеть  свои убеждения в живом творческом деле». «Уже в первые годы педагогической работы, — писал В.А. Сухомлинский, — мне стало ясно, что подлинная  школа — это не только место, где  дети приобретают знания и умения. Учение — очень важная, но не единственная сфера духовной жизни ребенка. Чем  ближе я присматривался к тому, что все мы привыкли называть учебно-воспитательным процессом, тем больше убеждался, что  подлинная школа — это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник  объединены множеством интересов и  увлечений».

 

 

Павлышская школа

В школе Сухомлинского  была создана «Комната мысли», где  собраны «самые умные» книги. Она  располагалась в тихом уголке школьного сада. Здесь учитель  читал детям стихотворения, и  у них возникало желание выучить  их и самим, в результате школьники  знали их много. В «Уголке мечты» читали «с продолжением» — любимый  вид чтения для подростков. Несколько  недель читали «Приключения Тома Сойера» Марка Твена, «Малахитовую шкатулку» Бажова и другие книги. Среди подростков появилось много поэтов, это стало возможным потому, что педагог открыл перед детьми красоту окружающего мира и красоту слова.

 

Основные  даты жизни и педагогической деятельности:

 

1918 —  Василий Александрович Сухомлинский  родился.

1939 —  окончил Полтавский педагогический  институт.

1947—1970 — директор Павлышской школы.

1958 —  защитил кандидатскую диссертацию.

1968 —  избран членом-корреспондентом Академии  педагогических наук СССР.

1970 —  Василий Александрович Сухомлинский  скончался.

Сухомлинский  В.А. Павлышская средняя школа. С. 25, 33.

 

Основные  работы:

1956 —  «Воспитание коллективизма у  учеников».

1961 —  «Духовный мир школьника».

1969 —  «Сердце отдаю детям».

1969 —  «Павлышская средняя школа».

1971 —  «Рождение гражданина».

Сухомлинский

Макаренко

Трудовое  воспитание

В Павлышской школе учебный труд подкреплялся внеучебными занятиями в кружках (их число достигало 80), в них изучались химия, металлургия, электротехника, автоматика и др., а возникающий интерес, увлечение школьника переключалось и на учебные занятия. Ребята в этой школе постоянно строили и мастерили.Многое в школе было создано руками школьников — от зданий мастерской до станков и инструментов. Здесь было соединение физического и умственного труда, работая в кружках, школьник испытывал радость успеха, что сказывалось и на его. учебе. Сухомлинский при этом вел своих учеников не к мелкому, а к почти невозможному.

А. С. Макаренко  говорил, что правильное воспитание не может быть нетрудовым. И воспитатели  должны научить детей творчески  трудиться. Этого можно достичь, только воспитав у них представление  о труде как об обязанности  человека. Трудовое воспитание, считал Макаренко, являясь одним из важнейших  элементов физической культуры, содействует  вместе с тем психическому, духовному  развитию человека. А. С. Макаренко стремился  воспитать в своих колонистах умение заниматься любым видом труда, независимо от того, нравится он или  нет, приятен или неприятен. Говоря о постановке трудового воспитания в школе и семье, А. С. Макаренко  считал, что следует в процессе выполнения детьми трудовых заданий  упражнять их в приобретении организационных  навыков, развивать у них умение ориентироваться в работе, планировать  ее, воспитывать бережное отношение  к затрачиваемому времени, продукту труда.

 


Сухомлинский

Макаренко

Оценка  учащихся

Сухомлинский  не представлял себе, как учить  детей, не воспитывая их характер, их убеждение, их чувство собственного достоинства, их коллективистские чувства, веру в  себя, волю, трудолюбие.

Успех в учении школьника определяет и  оценка результатов его труда. «Я оценивал умственный труд лишь тогда, когда он приносил ребенку положительные  результаты. Если ученик еще не достиг тех результатов, к которым он стремится в процессе труда, я  ему не ставлю никакой отметки. Ребенок  должен подумать, собраться с мыслями, еще раз переделать свою работу», — писал Сухомлинский.

К своим воспитанникам  он подходил с горьковским призывом “Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требования к нему”. К распространенному  в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко  добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна  “требовательная любовь”, говорил  он. А. С. Макаренко глубоко верил  в творческие силы человека, в его  возможности. Он стремился “проектировать в человеке лучшее.


Сухомлинский

Макаренко

Развитие  творческих способностей у детей

Дети  должны жить в мире творчества. «Духовная  жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества». Без  этого он, по выражению Сухомлинского, — «засушенный цветок». «Учитель в ходе изложения должен быть щедрым, на факты и скупым на обобщения». Излагая факты, учитель предлагает мысленно проанализировать их, а ученик приходит сам к обобщающим выводам, и этот процесс — победа и торжество  ученика.

 

Ребенку нужно  подавать идею, а он должен попробовать  ее реализовать. Для этого учитель  должен заразить ребенка этой идеей. Для Макаренко  это была коллективная идея, в которой участвовал каждый воспитанник. В планировании, дальнейшем выполнении и развивались творческие способности детей. В наше время это называется проектной деятельностью. Развитие творческой мысли было просто необходимым для существования детей в то время. Ведь им не выделялось из государства практически ничего, и они строили свой быт сами.


Сухомлинский

Макаренко

Нравственное  воспитание

Иметь чистую совесть; педагогу — оберегать  детей от лицемерия и подлости. Не быть равнодушным, не причинять своим  поведением оскорбления и боли другим людям, уметь понимать душу другого  человека. Быть совестливым, стыдливым, ответственным, скромным. Быть щедрым и бескорыстным. Быть терпимым к  человеческим слабостям и непримиримым к злу, уметь чувствовать ранимость  души человека. Соблюдать законы дружбы: не оставлять друга в беде, отдавать другу душевные силы и заботу и  т.д.  Уважение и почитание матери ставил на первое место в развитии нравственности у детей.

При разновозрастном  объединении происходит постоянная передача опыта старшими, младшие  усваивают привычки поведения, приучаются уважать старших и их авторитет. У старших появляются забота о  младших и ответственность за них, великодушие и требовательность, развиваются качества будущего семьянина.

Личный  пример учителя, красота во всем, что  окружает ребенка, защищенность в коллективе, одинаковая требовательность к каждому члену коллектива, воспитание сдержанности в поведении – все это помогает ребенку стать нравственной личностью.


Сухомлинский

Макаренко

Требование  к учителю

  • любовь к детям
  • дружеские, доверительные отношения с детьми
  • образованность учителя
  • знание педагогики и психологии
  • имеет хобби в какой то другой деятельности, мастер своего дела
  • постоянное совершенствование педагогического мастерства
  • воспитание детей не только на уроках , но и любой другой деятельности
  • сотрудничество и помощь другим педагогам
  •  любовь к детям
  • высокая квалификация учителя
  • уверенность и четкое знание своего дела
  • постоянная готовность к работе
  • активность
  • постоянное общение с воспитанниками в разных формах(  труд, досуги, походы, совместное чтение ит.д.)
  • совместный труд в коллективе воспитанников.

 

 

 


Сухомлинский

Макаренко

Игра

Большое значение игре придавал В.А. Сухомлинский. Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это  огромное светлое окно, через которое  в духовный мир ребенка вливается  живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –  это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

А. С. Макаренко  считал, что игра имеет для ребенка  такое же значение, как для взрослого  “деятельность, работа, служба”. Он говорил  о методике игры, о связи между  игрой и работой, о формах руководства  детской игрой со стороны взрослых, дал классификацию игрушек.

Он  предлагал не торопиться “отвлекать ребенка от игры и переводить на рабочее усилие и на рабочую заботу”. Но вместе с тем, говорил он, нельзя проходить мимо того факта, что бывают люди, которые приносят “из детства  в серьезную жизнь игровые  установки”. Поэтому нужно так  организовать игру, чтобы в процессе ее у ребенка воспитывались “качества  будущего работника и гражданина”.


Выводы:

 

    • Итак , сравнивая основные педагогические взгляды этих двух великих педагогов, можно сделать некоторые выводы. Каждый из них  выработал свою теорию воспитания, которая работала и приносила положительные результаты в реальной жизни. На многое  их взгляды совпадали. Даже организация воспитательной работы была очень схожей. И Макаренко и Сухомлинский воспитывали своих воспитанников в коллективе, стремились к творческому развитию детей, считали игру приоритетной деятельностью дошкольников и младших школьников, оба ставили цели работы, рассчитанные на далекую перспективу, организовывали собственное сельское хозяйство и трудовую деятельность в кружках, считали первостепенным нравственное воспитание детей в семье и коллективе. По - моему  различие в их теориях было только в отношении к  личности ребенка. Для Сухомлинского – это было личноориентированное  отношение к каждому ребенку в коллективе, с системой только положительных оценок. Для Макаренко – отношение к ребенку как части коллектива, где личное совпадает с общим. Он считал, что каждый человек в коллективе может оценить другого и должен быть сам готов отвечать перед коллективом и получить свою оценку, как положительную , так и отрицательную. Сухомлинский был против отрицательных оценок.

Литература:

Информация о работе Сравнительный анализ работ макаренко и сухомлинского