Сравнительный анализ основных типологий темперамента

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2010 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

Я выбрала эту тему для моего реферата, потому что считаю ее интересной и познавательной.
Проблема взаимоотношений друг с другом интересовала людей с древних времен. Люди пытались понять, почему они такие разные. Разобраться в себе. Одним из первых, кто попытался как-то классифицировать людей по типам и объяснить их поведение в зависимости от этого типа, был Гиппократ. Уже тогда (и еще раньше) человечество задумывалось о причинах ссор и разногласий. А в последнее время изучение темперамента и его свойств стало еще более популярным среди людей всех возрастов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
1. Понятие «темперамент»………………………………………………………….5
2. Гуморальные теории……………………………………………………………...7
3. Морфологические теории……………….………………………………………..9
а) типологическая модель Э. Кречмера…………………………………………….9
б) типологическая модель У. Шелдона…..…………………………………………18
4. Нейродинамические теории……………..………………………………………22
а) учение И.П. Павлова……………………………………………………………….22
б) исследования В.Д. Небылицына………………………………………………….24
5. Факторные теории темперамента………………………………………………25
6. Сравнительный анализ теорий темперамента………………………………..28
7. Темперамент и деятельность…………………………………………………….29
8. Темперамент и характер…………………………………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………...32
СЛОВАРЬ……………………………………………………………………………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………34

Работа содержит 1 файл

Курсовая Темперамент.doc

— 261.00 Кб (Скачать)

Перед сангвиником следует непрерывно ставить новые, по возможности интересные задачи, требующие от него сосредоточенности и напряжения. Необходимо постоянно включать его активную деятельность и систематически поощрять его усилия.

Флегматика  нужно вовлечь в активную деятельность и заинтересовать. Он требует к  себе систематического внимания. Его  нельзя переключать с одной задачи на другую. В отношении меланхолика недопустимы не только резкость, грубость, но и просто повышенный тон, ирония.  Он требует особого внимания, следует вовремя хвалить его за проявленные успехи, решительность и вол. Отрицательную оценку следует использовать как можно  осторожнее, всячески смягчая ее негативное действие. Меланхолик - самый чувствительный и ранимый тип с ним надо быть предельно мягким и доброжелательным.

От темперамента зависит, каким способом человек  реализует свои действия, но при  этом не зависит их содержательная сторона. Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов. Влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

 
 
 
 
 

8. Темперамент и характер

 

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент  ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.

Хотя  темперамент, не может определять отношений  личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства  содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой  и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека. а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.

Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют  преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.

Темперамент не определяет путь развития специфических  особенностей характера, темперамент  сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера  и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессом.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Процесс изучения этой темы был очень интересен  для меня. Было увлекательно тестировать  людей. Особенно интересно было, когда  я тестировала знакомого мне  человека. Я знала все его привычки и повадки и уже сама давала ему определенный темперамент; и при тестировании темперамент оказывался таким же! Изучив материал, я уже могу, в общем, по внешнему виду человека определить его темперамент, конечно же, не всегда точно. А знание темперамента человека дает мне возможность правильно общаться с ним. Например, если это холерик, то он - суетливый человек, не любит медлительность, его привлекает все новое, он не может усидеть на одном месте. Я тоже холерик, и уже буду знать, что мне с таким человеком будет легко общаться, мы поймем друг друга с полуслова. А если мой собеседник или партнер флегматик, то я уже знаю, что его не следует торопить, перебивать; это обстоятельный человек, он не любит спешки и суеты. И не действуя ему на нервы, я смогу установить с ним контакт. Меланхолики же очень нежные и ранимые натуры, любое грубое или сказанное не к месту слово может их легко обидеть и задеть. С такими людьми надо обходиться очень бережно и осторожно.

Значит, если, изучив тему, я ее освоила и поняла, я могу передать свой опыт другим и научить их тем самым проще общаться с людьми, найти новых друзей и не потерять старых. То же самое применимо и ко мне. Также я могу постараться уладить конфликт между людьми, определив их темперамент и объяснив, почему они себя так ведут. Я могу посоветовать им обратить внимание на особенности друг друга и считаться с ними, а не отбрасывать их в сторону. Мы живем в обществе и зависим от него, поэтому нам следует учиться понимать друг друга, прислушиваться не только к себе, но и к окружающим, тогда будет меньше ссор и конфликтов и мы будем меньше тратить свое здоровье и свои нервы.

Таким образом, знание изученного материала  дает возможность легче устанавливать  социальные контакты и проще улаживать  конфликты. Вообще, эта тема мне очень понравилась и мне было интересно работать над ней.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
---
 
 
 
 
 
 

СЛОВАРЬ

 

АУТИЗМ - уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.

ВИСЦЕРОТОНИЯ (по Шелдону) - функциональное преобладание органов пищеварения.

ГЕТЕРОГЕННЫЙ - разнородный.

ГИПОМАНИАКАЛЬНЫЙ - не резко выраженный маньяк.

ГИПОПЛАЗИЯ - уменьшение.

ГИПОПЛАСТИЧЕСКИИ - не обладающий пластичностью.

ДИФФУЗНО – равномерно.

КИФОЗ - заболевание позвоночника.

КОРРЕЛЯЦИЯ   -   математическое   понятие,   указывающее   на

статистическую   связь,   существующую   между   изучаемыми

явлениями.

ЛАБИЛЬНОСТЬ    - свойство нервных процессов (нервной системы), проявляющееся в способности проводить определенное количество нервных импульсов за единицу времени; характеризует скорость возникновения и прекращения нервного процесса.

МОТОРИКА - движение

НИВЕЛИРУЕТСЯ - сглаживается.

ПАСТОЗНЫЙ - рыхлый.

ПРОРАНЖИРОВАТЬ - расположить по рангу.

ПСИХОДИНАМИЧЕСКИЙ – развивающийся.

СОМАТОТОНИЯ (по Шелдону) - функциональное и анатомическое преобладание двигательного аппарата.

ЦЕРЕБРОТОНИК  (по Шелдону) - преобладание деятельности высших нервных центров.

ЭКЗОГЕННЫЙ – внешний.

ЭМПИРИЧЕСКИ - опытным путем.

ЭНДОГЕННЫЙ - внутренний, врожденный.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Р.С. Немов. Психология. Книга 1. М, 1998.
  2. И. Кант. О темпераменте//Психология индивидуальных различий. Тексты. М.,1982.
  3. В.С. Мерлин. Очерк теории темперамента. М.,1964.
  4. Д.Я. Райгородский (редактор составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. С.Д997.
  5. Э.Кречмер. Строение тела и характер. М.,1995
  6. У.Шелдон. Психология индивидуальных различий. Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,1982.
  7. В.В.Петухов (редактор). Общая психология. Сборник текстов. Выпуск2 «Субъект деятельности». М.1998.
  8. В.Д.Небылицын.  Темперамент. Психология индивидуальных различий.            Тексты/Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. М.,1982.
  9. И.П.Павлов. Полное собрание сочинений. Изд. 2-е.Т. 3-4. М.,1951.
  10. Цуканов Б.И. Фактор времени и природа темперамента //Вопросы психологии, 1988, № 4, с. 129-136.

Информация о работе Сравнительный анализ основных типологий темперамента