Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2010 в 14:45, реферат
Психика – общее понятие, объединяющее многие субъективные явления, изучаемые психологией как наукой. Есть два различных философских понимания природы и проявления психики : материалистическое и идеалистическое. Согласно первому пониманию психические явления представляют собой свойство высокоорганизованной живой материи самоуправления развитием и самопознания (рефлексия).
В соответствии с идеалистическим пониманием психики в мире существует ни одно, а два начала : материальное и идеальное. Они независимы, вечны, не сводимы и не выводимы друг из друга. Взаимодействуя в развитии, они тем не менее развиваются по своим законам. На всех ступенях своего развития идеальное отождествляется с психическим.
I.Введение: понятие психики; истоки психики живых существ.5
II.Основная часть: сравнение психики животных и человека:……...6
1.Познавательные процессы………………………………8
2.Научение, мышление, интеллект……………………….12
3.Мотивация и эмоции……………………………………14
III.Заключение…………………………………………….…….…17
IV.Список использованной литературы……………………………….20
Почти у всех видов животных имеются способы
передачи информации, с помощью которых
каждая особь может сообщать
другим представителям своего вида об
опасности, привлекать
внимание потенциального брачного партнера
или запрещать проникновение на свою
территорию. Эти сигналы, однако,
всегда связаны с той или иной сиюминутной
ситуацией. По-видимому, ни одно животное,
кроме человека,
не способно передавать информацию, не
относящуюся к данному моменту. Только
человеческие существа могут при помощи
слов возвращаться в прошлое, делая
доступным познание давних событий, а
также сообщать
заранее о некоторых событиях
или действиях, предстоящих в будущем,
или необходимых шагах для
их осуществления.
Исследователи еще не пришли
к единому мнению о том,
в какой именно момент возник
язык. Некоторые авторы считают, что это
произошло очень давно,
возможно 2 млн. лет назад, в эпоху,
когда Нотo habilis изготовлял свои первые
орудия. Разнообразие этих орудий
и передача соответствующих
навыков были бы
невозможны без языка.
Особенности взаимоотношений
2. Научение, мышление, интеллект.
Не менее важные различия
Только высшие животные, вероятно,
могут оперировать образами, причем
это до сих пор в науке
остается спорным. У человека
данная способность
Ученых также давно волновал
вопрос, способны ли животные
чему-нибудь научиться. В 1912 году
Йеркс пытался выяснить, на какой ступени
эволюции животного мира появляется эта
споcобность чему-то научаться. Ее зачатки
с несомненностью обнаруживались уже
у дождевого червя. Действительно, Йеркс
сумел научить некоторых особей поворачивать
направо в Т-образном лабиринте. Чтобы
достичь такого результата, потребовалось
больше 150 проб, в которых червь, если
он поворачивал налево, натыкался на сетку,
находившуюся под током.
Тем не менее, было доказано, что простая
нервная система этих животных
может накапливать информацию, способную
изменять их поведение.
У высших млекопитающих,
Очевидно, наиболее далеко продвинувшиеся в процессе эволюции обезьяны и, разумеется, человек смогли выработать эту способность улавливать связь между различными элементами ситуации и выводить из нее правильное решение путем умозаключений, не прибегая к пробным действиям, производимым наудачу,
Умозаключения
используются в самых разнообразных
ситуациях повседневной жизни, идет
ли речь о выполнении какой-нибудь
задачи, о перемещении из одного места
в другое или о получении и осмысливании
информации, исходящей от среды, в которой
живет индивидуум.
У позвоночных, стоящих на
Таким образом, на высших
— ориентировочно
исследовательскую
— формирование пластически изменчивых программ поведения, направленных к достижению цели;
— сличение выполненных действий с исходным намерением. Характерным для такого строения сложной деятельности является ее саморегулирующийся характер: если действие приводит к нужному эффекту, оно прекращается, если оно не приводит к нужному эффекту — в мозг животного поступают соответствующие сигналы и попытки решить задачу начинаются снова.
Систематические исследования
Обезьяна должна была либо
использовать обходной путь, чтобы
получить приманку, либо использовать
для этой цели специальные
орудия. Так, например,
обезьяну помещали в большую клетку,
рядом с которой клали
приманку на таком расстоянии, чтобы обезьяна
не могла до нее дотянуться. Достать ее
она могла, лишь
использовав обходной путь через дверь,
расположенную в задней стене клетки.
Исследования, проведенные Келлером,
позволяли наблюдать следующую
картину. Сначала обезьяна
Очень сложно объяснить, как
животное приходит к
Итак, интеллектуальное поведение,
которое свойственно высшим
3.
Мотивация и эмоции.
Более сложным является вопрос
о сравнении проявления эмоций
у животных и человека. Трудность
его решения состоит в том, что первичные
эмоции, имеющиеся у человека и животных,
носят врожденный характер. Оба вида живых
существ, по-видимому, их одинаково ощущают,
однообразно ведут себя в соответствующих
эмоциогенных ситуациях. У высших животных
— антропоидов — и человека имеется много
общего и во внешних способах выражения
эмоций. У них же можно наблюдать что-то
подобное настроениям человека, его аффектам
и стрессам.
Вот один довольно забавный
пример. Демонстрация оскала - широчайше
распространенная у позвоночных инстинктивная
программа. Ее цель - предупредить при
встрече с кем-либо, что вы вооружены и
готовы за себя постоять. Приматы очень
широко пользуются ею при контактах.
Человек тоже скалит зубы при
сильном страхе или гневе. Оказаться
адресатом такой демонстрации неприятно
и совсем не хочется. Но у программы показа
зубов есть еще два куда более мягких варианта.
Первый - заискивающая улыбка. Так улыбается
человек, вступая в контакт с тем, кого
побаивается. Второй - это широкая улыбка.
Так улыбается другому спокойный, уверенный
в себе человек. В сущности, он тоже показывает
вам, что вооружен и готов за себя постоять
и в вашем снисхождении не нуждается. Но
эта форма демонстрации настолько мягкая,
что не только не вызывает у вас страха,
а напротив, действует приветливо и умиротворяюще.
Мы чувствуем: "Вот, по-видимому, хороший
человек, ему от меня ничего не надо, мне
от него тоже, но если бы он мне понадобился,
мы бы легко вступили в контакт". Давно
замечено: когда человек, всю жизнь проживший
при тоталитарном режиме, попадает в страну,
где люди чувствуют себя свободно, его
поначалу удивляет, почему окружающие
все время улыбаются друг другу и ему тоже.
Путешественник, привыкший, что вокруг
никто не улыбается, а если и улыбается,
то заискивающе, в первые дни думает, что
от него чего-то хотят.
Вы замечали, наверное, не раз,
как склонный к авторитарности
начальник, видя в зале
Вместе с тем у человека
есть высшие нравственные
Много усилий и времени
ученые затратили на то, чтобы разобраться
в вопросе об общности
и различиях в мотивации
поведения людей и животных. У тех и других,
без сомнения, есть немало общих, чисто
органических потребностей, и в этом отношении
трудно обнаружить
сколько-нибудь заметные мотивационные
различия между животным и человеком.
Есть также ряд потребностей,
в отношении которых
вопрос о принципиальных различиях
между человеком и животными
представляется однозначно и определенно
нерешаемым, т.е. спорным.
Это — потребности в общении (контактах
c себе подобными
и другими живыми существами), альтруизме,
доминировании (мотив власти), агрессивности.
Их элементарные признаки можно наблюдать
у животных, и окончательно до сих
пор неизвестно, передаются
они человеку по наследству
или приобретаются им в результате социализации.