Спрос на интеллектуальный труд в Свердловской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 23:51, реферат

Описание работы

Интеллектуальный (умственный) труд-труд, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг, преобладают затраты умственной энергии, продуктом труда -является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.).
В физическом труде в отличие от интеллектуального работающим органом являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда является материальный объект - вещь, энергия и т. д.

Работа содержит 1 файл

Спрос на интеллектуальный труд в Свердловской области.docx

— 21.37 Кб (Скачать)

Спрос на интеллектуальный труд в  Свердловской области

Интеллектуальный (умственный)  труд-труд, при осуществлении  которого рабочим органом, создающим  продукт, является мозг, преобладают  затраты умственной энергии, продуктом  труда -является изложенная на бумаге мысль (идея), для передачи другим или воплощенная в чем-то (на полотне, в мраморе, ноу-хау и т. д.).

В физическом труде в отличие от интеллектуального  работающим органом являются мышцы, преобладает затрата физической (мышечной) энергии, продуктом труда  является материальный объект - вещь, энергия  и т. д.

Главный критерий разделения -рабочий орган, производящий продукт, - мозг или мышцы. Интеллектуальный труд в значительной степени носит творческий характер.Главной тенденцией развития общественного труда на современном этапе является его интеллектуализация, проявляющаяся в повышении удельного веса занятых умственных трудом, повышение значения интеллектуального труда в обществе. Во всех сферах современного производства интеллектуальный труд играет решающую роль. Выполнение функций интеллектуального труда требует от работника соответствующих способностей, определенного уровня интеллекта, высокого уровня профессиональных и общеобразовательных знаний. В соответствии с этим возрастает значение общего и специального образования в формировании соответствующих специалистов интеллектуального труда. В рыночном хозяйстве продукты интеллектуального труда становятся товарами, в силу этого возникает необходимость защиты прав их собственников от посягательств третьих лиц.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ  ПРОДУКТ - продукт, созданный интеллектуальным трудом.

Продукты  умственного, интеллектуального труда  принимают различные формы: мысль (идея), информация, новая технология, открытия, изобретения, алгоритмы и  программы для ЭВМ, ноу-хау в  различных отраслях, произведения искусства, литературы и т. д.

С XV в. в европейских странах стал формироваться институт интеллектуальной собственности, законодательно регулирующий отношения по созданию, обмену и  использованию данных продуктов. Регулирование  обеспечивается определенными нормами  гражданского законодательства: нормами  авторского права, нормами патентного права, нормами гражданского уголовного законодательства и законодательства о пресечении недобросовестной конкуренции. Как товары продукты интеллектуального  труда обладают потребительной стоимостью и стоимостью, они являются объектами  купли-продажи, могут быть вкладами в уставный фонд вновь создаваемых  предприятий, проходят как нематериальные активы по бухгалтерскому учету.

Законодательное регулирование вопросов оценки и  учета результатов интеллектуального  труда на уровне предприятия имеет  существенную специфику по странам. В Италии, Швеции, Японии, например, расходы на исследования и разработки учитывают в качестве нематериальных активов; в Великобритании, Франции, Канаде - расходы только на опытно-конструкторские  работы. В России балансовую стоимость  определяют по фактическим затратам создателя (приобретателя).

Положение на рынке труда в Свердловской области:

Свердловская  область имеет большой рынок  труда (численность ее экономически активного населения превышает 2,3 млн чел.) и отличается повышенным уровнем экономической активности (69% населения в возрасте 15-72 лет), что типично для высокоурбанизированных индустриальных территорий.

За 1990-е  гг. наиболее резко – на треть  – сократилась численность занятых  в промышленности, в то время как  общая численность занятых в  экономике снизилась только на 15%. В целом сдвиги в отраслевой структуре  занятых были такими же, как и  других регионах: на фоне сокращения занятости  в промышленности более чем вдвое выросла доля занятых в торговле, повысилась занятость в бюджетных отраслях. На протяжении 2000-х гг. эти тенденции сохранились, в результате доля занятых в сфере торговли и других рыночных услуг стала сопоставима с долей занятых в промышленности

Несмотря  на трансформации, структура занятости  в Свердловской области остается более индустриальной по сравнению  со среднероссийской, это ее главная  особенность. Различия даже усилились: если в 1990 г. доля занятых в промышленности региона превышала среднероссийскую на треть, то в 2010 г. – на 40%. Это означает, что темпы сокращения занятости в промышленности на сверхиндустриальном Урале были ниже средних по стране.

Сохранившееся преобладание индустриальной занятости  объясняется структурой экономики  и унаследованными особенностями  развития, в частности, принадлежностью  области к числу так называемых старопромышленных регионов, в которых индустриальная экономика сформировалась еще в XIX веке. Промышленный «флюс» отчасти связан с преобладанием монопрофильных городов, где возможностей альтернативной занятости немного, и с привычными моделями поведения на рынке труда – если три-четыре поколения семьи трудились на заводе, то и следующее настроено на такую работу.

Благодаря ускоренному развитию Екатеринбурга  как центра торговли и услуг, занятость  в малом бизнесе во второй половине 2000-х гг. превысила средние показатели по стране. В целом по области  на малых предприятиях (без внешних  совместителей) занято более 18% от всей численности занятых (в РФ – 15%).

Внутрирегиональные различия на рынке труда Свердловской области определяют несколько факторов. С одной стороны, в области среди занятых высока доля жителей миллионного областного центра, где рынок труда диверсифицирован.

С другой стороны, в области множество  монопрофильных городов, рынок труда которых сильно уязвим в случае кризисов в отрасли специализации. Крупные компании, которые уже во второй половине 1990-х гг. получили контроль над ведущими предприятиями моногородов, начали модернизацию производства, но политику оптимизации занятости проводили осторожно, понимая, что высвобождаемым работникам просто некуда идти. Можно назвать это социальной ответственностью бизнеса, можно – рациональной политикой смягчения социальной напряженности в месте локализации основного производства.

Как правило, в индустриальных регионах, к числу которых относится  Свердловская область, структура населения  по уровню образования сильнее смещена  в сторону среднего профессионального  при пониженной доле имеющих высшее. В Свердловской области образование занятого населения смещено еще дальше вниз – в сторону начального профессионального образования, т.е. рабочих специальностей, и даже в сторону занятых без специального образования .

Екатеринбург  был и остается ведущим центром  высшей школы на Урале, хотя стандартные  показатели числа студентов вузов  на 10 000 населения в Свердловской области ниже среднероссийских.

Екатеринбург  сохранил статусные позиции ведущего центра высшей школы Урала, но в промышленных городах Свердловской области, особенно средних и малых, сохраняется  худшая доступность высшего образования  и нередко меньший спрос на него, т.к. ценность образования в  семьях, где родители его не имеют, ниже и для детей. В целом профиль  образования молодого поколения  постепенно улучшается, но с разной скоростью в областном центре и других городах.

Существующие  проблемы:

Проблема  не столько в количестве трудовых ресурсов (пока дефицит неквалифицированных кадров восполняют гастарбайтеры), сколько в качестве: эффективность труда уральцев по-прежнему значительно ниже, чем рабочих аналогичных западных производств. По мнению экспертов, проблему породил целый ряд причин - от последствий былой политики уравниловки и обесценивания интеллектуального труда до современного дисбаланса между потребностями рынка и предложениями учреждений образования.

По  данным свердловского правительства, более 70 процентов вакансий сегодня - по рабочим специальностям. Но в  учреждениях начального профессионального  образования обучается лишь 11 процентов  всех студентов области. По прогнозам, в течение ближайшего года потребность  в профессионалах с высшим образованием составит 28 процентов, а с начальным  профессиональным - 50. Реальная картина  обратная: выпускников с вузовским  дипломом будет 58 процентов, тогда как  профучилища окончат только 16.

ВОПРОС ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ БЕЗРАБОТИЦЫ ПОДНИМАЕТСЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЯМИ ПРЕЖДЕ ВСЕГО В КОНТЕКСТЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ.

Наиболее  актуальными являются следующие проблемы:

1. несоответствие  спроса и предложения на рынке  интеллектуального труда; 

2. дифференциация  спроса на интеллектуальный труд  в различных типах населенных  пунктов; 

3. снижение  ценности научной деятельности  у выпускников.

Для каждого  второго работающего, особенно в  негосударственной сфере, актуальна  проблема несоответствия образования  фактической работе. Теоретический  уклон образования, подготовка ВУЗами специалистов, не требующихся на рынке  труда, излишки выпускников определенных специальностей являются причинами  безработицы молодых специалистов. ВУЗам необходимо на ближайшие годы знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатят за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних.

  На данный момент на рынке  труда наблюдается парадоксальная  ситуация – большой спрос на  высококвалифицированных специалистов  существует параллельно с большим  предложением таких специалистов  и с высоким уровнем интеллектуальной  безработицы среди молодежи.

Пути решения: - Необходимо повышение производительности труда путем внедрения наукоемких и ресурсосберегающих технологий, передовой  организации труда, роста профессионального уровня работников. Само государство должно создавать предпосылки для повышения эффективности работы организаций: снижать налоги на экспорт нового оборудования, стимулировать предприятия к созданию и внедрению новых технологий, обеспечить льготы для организаций, вкладывающих средства в образование работников.

Как показывает мировая практика, состояние  научно-технического прогресса любой  страны в условиях глобализации мировой  рыночной экономики во многом зависит  от того, насколько правильно эта  страна выбрала нишу в международном  распределении труда по применению инновационных процессов. Продажа  наукоемкой промышленной продукции  в настоящее время обеспечивает самую высокую норму прибыли  на рынке продукции и товаров.

Сегодня в Свердловской области существует несколько центров трансфера  технологий, созданных при вузах  области и Уральском отделении  Российской академии наук. Такая ситуация не отражает региональных потребностей экономики, так как деятельность этих центров не может охватить все  направления инноваций в регионе. Центр транфера технологий должен быть единым, и регионального уровня (ядро, хребет), будущего промышленного кластера , объединяющем в своей организации несколько принципиально новых, сегодня несуществующих отраслей.


Информация о работе Спрос на интеллектуальный труд в Свердловской области