Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:50, реферат
Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема. Хотя способности, как и личность в целом, изучаются и философией, социологией, медициной и другими науками, ни одна из них не изучает их так глубоко и разносторонне, как психология. Оценка способностей , по существу, завершает их психологическое изучение, а формирование их личности, в частности морально-психологическая подготовка, своей основной целью ставит формирование профессиональных способностей.
Введение…………………………………………………………………… 3
1. Понятие способностей в психологии……………………………… 4
2. Определение состава управленческих способностей…………….. 7
2.1. Менеджерские характеристики……………………………….. 10
2.2.Общие и специальные способности в управленческой
деятельности………………………………………………………… 17
Заключение………………………………………………………………. .. 21
Список литературы………………………………………………………. .. 22
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.1. Менеджерские характеристики……………………………….. 10
2.2.Общие и специальные способности в управленческой
деятельности…………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Проблема
способностей человека - одна из основных
теоретических проблем психологии и важнейшая
практическая проблема. Хотя способности,
как и личность в целом, изучаются и философией,
социологией, медициной и другими науками,
ни одна из них не изучает их так глубоко
и разносторонне, как психология. Оценка
способностей , по существу, завершает
их психологическое изучение, а формирование
их личности, в частности морально-психологическая
подготовка, своей основной целью ставит
формирование профессиональных способностей.[5,c.
13] В отличие от характера и всех других
свойств личности способность - это качество
личности, существующее только относительно
той или иной, но обязательно определенной
деятельности. Способности существуют
только к известной деятельности, и потому,
пока неясно, какой деятельностью будет
заниматься человек, нельзя ничего сказать
о его способностях к этой деятельности.
Менялась производственная техника - менялся
и характер деятельности рабочего, а вместе
с этим изменялись и требования к его способностям:
от косаря требовались одни способности,
от комбайнера -совсем другие.[1,c. 525] Пока
человек не начал определенной деятельности,
у него существуют только потенциальные
способности к ее выполнению, но как только
он начинает эту деятельность, его потенциальные
способности становятся актуальными способностями,
не только проявляющимися, но и формирующимися
в этой деятельности. [4,c.75] За последнее
десятилетие в нашей стране произошли
радикальные социально-экономические
изменения, которые резко повысили актуальность
подготовки высококвалифицированных
управленческих кадров.
1. Понятие способностей в психологии.
Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.[1,c. 525]
Вместе
с тем в основном из-за сложности
управленческой деятельности эта проблема
остается в настоящее время все
еще недостаточно изученной, а вопрос
о составе и структуре
Трудности изучения управленческих способностей связаны еще и с тем, что сама категория способностей является одной из наиболее сложных в психологии, раскрыта все еще не в полной мере. Она постоянно как бы «ускользает» от раскрытия ее сущности и растворяется в других психологических понятиях - знаний, умений, интеллекта, личностных качеств, психических процессов и др. Тем не менее к настоящему времени сложилась некоторая их общепсихологическая характеристика; ее основные положения состоят в следующем.[1,c. 526]
Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой-либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений:способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; это — только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.[6,c. 531]
Способности
характеризуются двумя
В структуре способностей принято разделять две их основные категории — общие и специальные способности. Первые определяют успешность выполнения не одной (или даже нескольких), а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторые являются деятельностно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. Способности формируются и развиваются в деятельности на основе задатков. Это — морфологические и функциональные особенности нервной системы и организма в целом, которые выступают в качестве природных — биологически обусловленных, врожденных предпосылок для развития способностей.[6,c. 532]
Еще
одним отправным и общим
уровней их представленности
— собственно способностей, одаренности
(таланта) и гениальности. В теории способностей
очень важен, но все еще не решен вопрос
о степени наследуемости, врожденности
способностей. Хотя, безусловно, способности
развиваются в онтогенезе — прежде всего,
под влиянием освоения деятельности, под
влиянием факторов внешней среды, они
имеют и очень сильную наследственную
детерминацию. Чем более общей является
способность, тем более она генетически
детерминирована и наоборот . Чем выше
уровень наследуемой способности, тем
с большей вероятностью она проявится
и тем в большей мере разовьется не «благодаря»
последующим жизненным условиям, а «вопреки»
им. Наконец, способности — это не изолированные
образования, а неотъемлемые свойства
личности, взаимодействующие со всеми
иными личностными качествами и определяемые
ими. Развитие способностей поэтому неотделимо
от развития личности в целом. Они, влияя
на характер формирования личностных
качеств и личности в целом, сами испытывают
на себе воздействия со стороны формирующейся
личности. Развитие способностей и личности
— двуединый процесс. Тем самым понятие
способностей обретает свое место в общей
структуре психологических понятий. Это
— как бы «промежуточное» звено между
двумя основополагающими психологическими
категориями — деятельностью и личностью.[6,c.
533]
2. Определение
состава управленческих
Предельно
общий статус понятия способностей,
их нерасторжимая связь как с
деятельностью, так и с личностью
обусловливают и трудности
Кроме того, согласование этих трех «измерений» в процессе управления требует наличия еще одной категории способностей — координационного, общеорганизационного плана, которые опять-таки связаны с ведущими личностными качествами. В силу этого содержание, состав управленческих способностей очень широк. Ими являются не только свойства, которые имеют профессиональную специфику, но и многие иные — собственно личностные качества руководителя. Поэтому вопрос об управленческих способностях часто обсуждается в связи с проблемой общей структуры личности руководителя, а иногда — и подменяется ею. Понятие собственно способностей отождествляется при этом с понятием личностных качеств руководителя. Это — наиболее характерная особенность современных взглядов на управленческие способности.[1,c. 527] В результате такого подхода перечни управленческих способностей оказываются весьма обширными; они включают очень разные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности.
Такой подход имеет право на существование; он отражает реальную сложность управленческой деятельности, многообразие требований, предъявляемых ею к личности. В зарубежной психологии он оформился в «теории черт», содержащей обширные перечни такого рода способностей, а также в ряде иных направлений. Вместе с тем данный подход обозначается как «коллекци-онистский». Он не дает ответа на вопрос о том, какова структура управленческих способностей, как они взаимосвязаны и каковы особенности их организации. Чтобы лучше разобраться в этом действительно сложном вопросе, отметим ряд категорий управленческих качеств, которые обычно выделяются из их общей совокупности. Они либо являются управленческими способностями в собственном смысле, либо способствуют эффективному выполнению управленческой деятельности, т.е. выступают в функции способностей.[1,c. 527]
Во-первых, это категория основных характеристик личности управленца, которая обозначается понятием менеджерских характеристик. Все они либо необходимы для управленческой деятельности, либо желательны для нее, поскольку обусловливают — при прочих равных условиях — высокий уровень ее успешности. Кроме того, они являются и фактором, обусловливающим предпочтение личностью выбора управленческой деятельности, склонность к ней. Эти характеристики подразделяются на две группы. Первая — это общесоциальные, так называемые биографические характеристики, свойственные «эффективному менеджеру» (социально-статусные, культурно-образовательные, половозрастные и др.). Вторая — это собственно личностные качества «эффективного менеджера».[1,c.528]
Во-вторых, это категория собственно управленческих способностей. Она включает только те свойства, которые непосредственно и наиболее значимо влияют на управленческую деятельность, определяются ее содержанием и требованиями. Данная категория чаще всего рассматривается как управленческие способности «в узком смысле». Она также подразделяется на две группы. Первая — это общеуправленческие (или общеорганизационные) способности. Они определяют эффективность данного типа деятельности в целом, а не успешность какой-либо входящей в ее состав функции (функций). Вторая — это частные управленческие способности, которые обеспечивают эффективное выполнение ее отдельных функций; решение частных, хотя и важных, задач управления.[1,c. 528]
Две
указанные категории выделяются
по так называемому деятельноапно-
Информация о работе Способности в управленческой деятельности