Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различие в этих явлениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 10:58, контрольная работа

Описание работы

Высокий уровень развития способностей называют талантом. Для проявления таланта требуется развить не одну способность, а самые разные стороны личности: длительное, упорное учение, трудолюбие, трудоспособность, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость, высокая идейность, принципиальность, самокритичность, требовательность к себе, любознательность.
Каждый ребенок рождается с задатками. Раскроется ли этот ребенок? Станет ли он талантливым ребенком – зависит от нас. Всестороннее развитие способностей детей – одна из важных целей обучения и воспитания. Но чтобы развить способности, мы более подробно рассмотрим понятия «способности», «одаренность», «талант».

Содержание

1. введение
2. способности
3. одаренность
4. талант
5. взаимосвязь и различие в этих явлениях
6. заключение
7. список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

к.р по психологии.doc

— 92.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Альметьевский государственный нефтяной институт

Кафедра Экономики Предприятия 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По курсу  «Психология»

На тему «Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различие в этих явлениях». 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                     Выполнила студентка группы 41-72          

                                                                     Ибрагимова Регина Рустамовна                                               

                                                                 Проверила Кандидат психологических       

             наук

                                                                     Бикмухаметова Назия Закиевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Альметьевск 2011

    Содержание.

    1. введение
    2. способности
    3. одаренность
    4. талант
    5. взаимосвязь и различие в этих явлениях
    6. заключение
    7. список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение.

          Встречаясь в жизни с различными  людьми, наблюдая за ними в  работе, сопоставляя их достижения, сравнивая темпы их духовного роста, мы постоянно убеждаемся в том, что люди заметно отличаются друг от друга по своим способностям.

          Способности формируются, а следовательно,  и обнаруживаются только в  процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. Нельзя говорить о способностях к музыке, если ребенок еще не занимался хотя бы элементарными формами музыкальной деятельности, если его еще не обучали музыке. Только в процессе этого обучения (причем правильного обучения) выяснится, каковы его способности, быстро и легко или медленно и с трудом будут формироваться у него чувство ритма, музыкальная память.

          Человек не рождается способным  к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Предпосылками развития способностей являются задатки. При наличии благоприятных задатков и при оптимальных условиях жизни и деятельности способности у ребенка могут формироваться очень рано и развиваться весьма быстро. 

    Способности не просто сосуществуют рядом друг с другом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей. Сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности является одаренностью. Одаренность бывает различной: общая и специальная одаренность, явная и «скрытая», актуальная и потенциональная одаренность.

          Высокий уровень развития способностей  называют талантом. Для проявления  таланта требуется развить не  одну способность, а самые разные стороны личности: длительное, упорное учение, трудолюбие, трудоспособность, организованность, сосредоточенность, целеустремленность, настойчивость, высокая идейность, принципиальность, самокритичность, требовательность к себе, любознательность.

          Каждый ребенок  рождается  с задатками. Раскроется ли  этот ребенок? Станет ли он  талантливым ребенком – зависит  от нас. Всестороннее развитие  способностей детей – одна  из важных целей обучения и  воспитания. Но чтобы  развить  способности, мы более подробно рассмотрим понятия «способности», «одаренность», «талант». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Способности.

    Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, обстоятельствами жизни  поставленные в одинаковые или примерно одинаковые условия, достигают разных успехов, мы обращаемся к понятию способности, полагая, что разницу в успехах можно вполне удовлетворительно объяснить ими. Это же понятие используется нами тогда, когда нужно осознать, в силу чего одни люди быстрее и лучше, чем другие, усваивают знания, умения и навыки. Что же такое способности?

    Термин  «способности», несмотря на его давнее и широкое применение в психологии, наличие в литературе многих его  определений, неоднозначен. Если суммировать  его дефиниции и попытаться их представить в компактной классификации, то она будет выглядеть следующим образом:

  • Способности — свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии.
  • Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII — XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время.
  • Способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это определение принято сейчас и наиболее распространено. Оно вместе с тем является наиболее узким и наиболее точным из всех трех.

    Значительный  вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный  ученый Б.М.Теплов. В понятии «способности», по его мысли, заключены три идеи. «Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека»  .

    Способности, считал Б.М.Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т.п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.

    Успешность  выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, — писал Б.М.Теплов, — является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека» .

    Рассмотрим  вопрос о классификации способностей человека. Их довольно много. В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности (в  основе своей биологически обусловленные) и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение.

    Многие  из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например — у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. В остальном по своим способностям, по их набору и механизмам формирования человек и животные принципиально отличаются друг от друга. У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

    Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. 

    Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

    Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые — к конкретным, практическим действиям. Такие способности в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

    Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые — создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом — индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

    Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности — в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

    Примеры способностей предметно-познавательного плана хорошо известны. Они традиционно изучаются в общей и дифференциальной психологии и именуются способностями к различным видам теоретической и практической деятельности.

    В становлении способностей к общению  можно, вероятно, выделить свои этапы формирования, свои специфические задатки. Одним из них, вероятно, является врожденная способность детей реагировать на лицо и голос матери. Она обусловливает первичную форму общения в виде комплекса оживления. В дальнейшем к способности эмоционально общаться добавляется, развиваясь на ее базе, способность понимать состояния, угадывать намерения и приспосабливать свое поведение к настроению других людей, усваивать и следовать в общении с ними определенным социальным нормам.

Одаренность.

    Одаренность – это своего рода мера генетически и опытно предопределенных возможностей человека адаптироваться к жизни.

    Специальная одаренность характеризуется наличием у субъекта четко проецируемых вовне (проявляющихся в деятельности) возможностей - мнений, навыков, быстро и конкретно реализуемых знаний, проявляющихся через функционирование стратегий планирования и решения проблем. В целом же можно представить одаренность как систему, включающую следующие компоненты:

  • биофизиологические, анатомо-физиологические задатки;
  • сенсорно-перцептивные блоки, характеризуемые повышенной чувствительностью;
  • интеллектуальные и мыслительные возможности, позволяющие оценивать новые ситуации и решать новые проблемы;
  • эмоционально-волевые структуры, предопределяющие длительные доминантные ориентации и их искусственное поддерживание;
  • высокий уровень продуцирования новых образов, фантазия, воображение и целый ряд других. А. М. Матюшкин выдвинул следующую синтетическую структуру творческой одаренности. Он включил в нее:
  • доминирующую роль познавательной мотивации;
  • исследовательскую творческую активность, выражающуюся в обнаружении нового, в постановке и решении проблемы;
  • возможности достижения оригинальных решений;
  • возможности прогнозирования и предвосхищения;
  • способности к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие этические, нравственные, интеллектуальные оценки.

Информация о работе Способности, одаренность и талант. Взаимосвязь и различие в этих явлениях