Способности человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Проблема развития способностей имеет достаточно сложную судьбу в истории психологической науки.
В настоящее время понятие"способности" является одним из наиболее широко используемых психологических понятий в сфере образования.Именно способности стали рассматриваться в качестве одной из основных единиц развития.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………………….3
Общая характеристика способностей человека……………………………………….4
Уровни развития способностей и индивидуальные различия…………………11
Развитие способностей……………………………………………………………………………..2
Заключение………………………………………………………………………………………………..26
Список литературы…………………………………………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

педагогич психология.docx

— 51.98 Кб (Скачать)

Следует подчеркнуть,что наличие определенных задатков у человека не означает, что у него будут развиваться те или иные способности.Например,существенной предпосылкой для развития музыкальных способностей является тонкий слух. Но строение периферического(слухового) и центрального нервного аппарата является лишь предпосылкой к развитию музыкальных способностей.Строение мозга не предусматривает,какие профессии и специальности,связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек и какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков.Следовательно,в какой степени будут развиты задатки человека,зависит от условий его индивидуального развития.

Таким образом,развитие задатков— это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества.Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии,если в обществе возникла потребность в тех или иных профессиях,в частности,где нужен именно тонкий музыкальный слух. Вторым существенным фактором развития задатков являются особенности воспитания.

Задатки неспецифичны.Наличие у человека задатков определенного вида не означает,что на их базе в благоприятных условиях обязательно должна развиться какая-то конкретная способность.На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности в зависимости от характера требований,предъявляемых деятельностью.Так, человек,обладающий хорошим слухом и чувством ритма, может стать музыкальным исполнителем,дирижером,танцором, певцом,музыкальным критиком, педагогом,композитором и т. д. Вместе с тем нельзя считать, что задатки не влияют на характер будущих способностей.Так, особенности слухового анализатора скажутся именно на тех способностях,которые требуют особого уровня развития данного анализатора.

Исходя  из этого, можно сделать вывод  о том, что способности в значительной степени социальны и формируются  в процессе конкретной деятельности человека. В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия  для развития способностей,они могут быть потенциальными и актуальными.

Под потенциальными способностями понимаются те, которые  не реализуются в конкретном виде деятельности,но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий. К актуальным способностям,как правило,относят те,которые необходимы именно в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.Потенциальные и актуальные способности выступают косвенным показателем характера социальных условий, в которых развиваются способности человека. Именно характер социальных условий препятствует или способствует развитию потенциальных способностей,обеспечивает или не обеспечивает превращение их в актуальные.

Под способностями  понимаются такие индивидуальные особенности,которые имеют отношение к успешности выполнения каких-либо видов деятельности.Поэтому способности рассматриваются в качестве основных свойств личности. Однако никакая отдельная способность не может сама по себе обеспечить успешное выполнение деятельности.Успешность выполнения любой деятельности всегда зависит от ряда способностей.Одной лишь наблюдательности,как бы она ни была совершенна,недостаточно,чтобы стать хорошим писателем.Для писателя первостепенное значение имеют наблюдательность,образная память,ряд качеств мышления,способности,связанные с письменной речью, способность к сосредоточению внимания и ряд других способностей.

С другой стороны, структура любой конкретной способности включает в себя универсальные  или общие качества,отвечающие требованиям различных видов деятельности,и специальные качества,обеспечивающие успех только в одном виде деятельности.Например, изучая математические способности,В. А. Крутецкий установил, что для успешного выполнения математической деятельности необходимо:

1) активное,положительное отношение к предмету, склонность заниматься им, переходящая на высоком уровне развития в страстную увлеченность;

2) ряд  черт характера,прежде всего трудолюбие,организованность,самостоятельность,целеустремленность,настойчивость,а также устойчивые интеллектуальные чувства;

3) наличие  во время деятельности благоприятных  для ее выполнения психических  состояний; 

4) определенный  фонд знаний,умений и навыков в соответствующей области;

5) отвечающие  требованиям данной деятельности  индивидуально-психологические особенности  в сенсорной и умственной сферах.

При этом первые четыре категории перечисленных  свойств следует рассматривать  как общие свойства,необходимые для всякой деятельности,а не считать их компонентами способностей,так как иначе компонентами способностей должны считаться интересы и склонности,черты характера,психические состояния, а также умения и навыки.

Последняя группа качеств является специфической,определяющей успешность только в конкретном виде деятельности.Это объясняется тем, что эти качества,прежде всего проявляются в специфической сфере и не связаны с проявлением способностей в других областях.Например, судя по биографическим данным А. С. Пушкин много слез пролил в лицее над математикой,но заметных успехов не показал; Д. И.Менделеев в школе отличался большими успехами в области математики и физики, а по языковым предметам имел твердую«единицу».

К специальным  способностям необходимо отнести также  музыкальные,литературные,сценические и т. п.

Следующим уровнем развития способностей является одаренность.Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей,которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности.

В этом определении  необходимо подчеркнуть то, что от одаренности зависит не успешное выполнение деятельности,а только возможность такого успешного выполнения.Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только наличие соответствующего сочетания способностей,по и овладение необходимыми знаниями и навыками. Какую бы феноменальную математическую одаренность ни имел человек,но если он никогда не учился математике,он не сможет успешно выполнять функции самого заурядного специалиста в этой области.Одаренность определяет только возможность достижения успеха в той или иной деятельности,реализация же этой возможности определяется тем, в какой мере будут развиты соответствующие способности и какие будут приобретены знания и навыки.

Индивидуальные  различия одаренных людей обнаруживаются главным образом в направленности интересов. Одни люди, например,останавливаются на математике,другие — на истории, третьи— на общественной работе. Дальнейшее развитие способностей происходит в конкретной деятельности.

Следует отметить, что в структуре способностей можно выделить две группы компонентов.Одни занимают ведущее положение,а другие являются вспомогательными.Так, в структуре изобразительных способностей ведущими свойствами будут высокая природная чувствительность зрительного анализатора— чувство линии,пропорции,формы, светотени,колорита, ритма,а также сенсомоторные качества руки художника,высокоразвитая образная память и т. д. К вспомогательным же качествам можно отнести свойства художественного воображения,эмоциональную настроенность,эмоциональное отношение к изображаемому и т. д.

Ведущие и вспомогательные компоненты способностей образуют единство,обеспечивающее успешность деятельности.Однако структура способностей— это весьма гибкое образование.Соотношение ведущих и вспомогательных качеств в конкретной способности у разных людей неодинаково.В зависимости от того, какое качество у человека является ведущим, происходит формирование вспомогательных качеств, необходимых для выполнения деятельности.Более того,даже в рамках одной и той же деятельности люди могут обладать различным сочетанием качеств, которые позволят им одинаково успешно выполнять данную деятельность,компенсируя недостатки.

Следует отметить, что отсутствие способностей еще не означает непригодности человека к выполнению той или иной деятельности,поскольку существуют психологические механизмы компенсации отсутствующих способностей.Часто заниматься деятельностью приходится не только тем,кто имеет к ней способности,но и тем, кто их не имеет.Если человек вынужден продолжать занятия этой деятельностью,он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей,опираясь на сильные стороны своей личности.По мнению Е. П.Ильина, компенсация может осуществляться через приобретаемые знания или умения, либо через формирование индивидуально-типического стиля деятельности,либо через другую, более развитую способность.Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности,наиболее тесно связанной с этой способностью.Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека.Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Проявление  способностей всегда строго индивидуально  и чаще всего неповторимо.Поэтому свести одаренность людей, даже занимающихся одной и той же деятельностью,к набору конкретных показателей представляется невозможным.С помощью различных психодиагностических методик можно лишь установить Наличие тех или иных способностей и определить относительный уровень их развития. Почему относительный?Потому что никто не знает абсолютных порогов, или уровней развития,той или иной способности.Как правило,суждение выносится для конкретного человека путем сопоставления его результатов со средними результатами той или иной выборки обследуемых.Такой подход к оценке способностей основывается на применении количественных методов.

Характеризуя  способности человека, часто выделяют такой уровень их развития, как  мастерство,т. е. совершенство в конкретном виде деятельности.Когда говорят о мастерстве человека, в первую очередь имеют в виду его способность успешно заниматься производительной деятельностью.Однако отсюда не следует, что мастерство выражается в соответствующей сумме готовых умений и навыков.Мастерство в любой профессии предполагает психологическую готовность к творческим решениям возникающих проблем. Недаром говорят: «Мастерство— это когда"что" и "как"приходят одновременно»,— подчеркивая,что для мастера нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения.

Следующий уровень развития способностей человека —талант.Так же как и способности,талант проявляется и развивается в деятельности.Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной,оригинальностью подхода.

Пробуждение таланта, так же как и способностей вообще, общественно обусловлено.То, какие дарования получат наиболее благоприятные условия для полноценного развития, зависит от потребностей эпохи и особенностей конкретных задач, которые стоят перед данным обществом.

Следует отметить, что талант — это определенное сочетание способностей,их совокупность.Отдельная изолированная способность,даже очень высокоразвитая,не может быть названа талантом.Например, среди выдающихся талантов можно найти много людей, как с хорошей, так и с плохой памятью.Это связано с тем,что в творческой деятельности человека память— это лишь один из факторов,от которых зависит ее успешность.Но результаты не будут достигнуты без гибкости ума, богатой фантазии, сильной воли, глубокой заинтересованности.

Высший  уровень развития способностей называют гениальностью.О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества,в развитии культуры. Гениальных людей очень мало. Принято считать, что за всю пятитысячную историю цивилизации их было не более400 человек. Высокий уровень одаренности,который характеризует гения, неизбежно связан с незаурядностью в различных областях деятельности.Среди гениев,добившихся подобного универсализма,можно назвать Аристотеля,Леонардо да Винчи, Р. Декарта,Г. В. Лейбница,М. В. Ломоносова.Например, М. В.Ломоносов достиг выдающихся результатов в различных областях знаний:химии, астрономии,математике и в то же время был художником,литератором,языковедом,превосходно знал поэзию.Однако это не означает, что все индивидуальные качества гения развиты в одинаковой степени. Гениальность,как правило,имеет свой«профиль»,какая-то сторона в ней доминирует,какие-то способности проявляются ярче.

 

3. Развитие способностей

 

Любые задатки,прежде чем превратиться в способности,должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и,если он продолжает заниматься теми видами деятельности,в которых соответствующие способности развиваются,не прекращается до конца жизни.

В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек  в своем развитии проходит периоды  повышенной чувствительности к тем  или иным воздействиям,к освоению того или иного вида деятельности.Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь,в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то,что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено,а то и вовсе невозможно.Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности.Нельзя думать,что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности  связан с созреванием необходимых  для нее органических структур или  с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это  происходит в период от рождения до шести-семи лет.На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов,развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей,определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это  же время начинается становление  и развитие специальных способностей.Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах.Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Игры  детей выполняют особую функцию.Они являются эффективным средством формирования личности ребенка,его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Советский педагог В. А.Сухомлинский подчеркивал,что «игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений,понятий об окружающем мире. Игра —это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Информация о работе Способности человека