Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:50, реферат
Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:
1) по размеру: группы большие, малые, микрогруппы (диады, триады);
2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
1. Что такое группа?
2. Что такое коллектив?
3. Что такое сплочённость?
4. Групповая сплочённость
5. Сплочённость в коллективе
Макеевский экономико-гуманитарный институт
Кафедра
психологии
Реферат
по социальной психологии
на тему:
«Сплочённость
в группах и
коллективах»
Макеевка 2009г
План
1. Что такое группа?
2. Что такое коллектив?
3. Что такое сплочённость?
4. Групповая сплочённость
5. Сплочённость в коллективе
1. Что такое группа?
Группа- это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выделяемая из социального целого по определенным признакам: характеру деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуре, композиции, уровню развития и пр. Самые распространенные классификации групп:
1)
по размеру: группы большие,
малые, микрогруппы (диады,
2) по общественному статусу: группы формальные (официальные) и неформальные (неофициальные);
3)
по непосредственности
4) по уровню развития: а) группы низкого уровня развития: ассоциации, корпорации, группы диффузные; b) группы высокого уровня развития - коллективы;
5)
по значимости: группы референтные
и группы членства. Величина, структура
и состав группы определяются
целями и задачами
Группа:
эффективность (эффективность деятельности
группы). Отношение (по некоему критерию)
достигнутого результата к максимально
достижимому или заранее
1)
продуктивность - чаще всего экономическая,
выражаемая в единицах
2)
удовлетворенность (трудом, принадлежностью
к группе и пр.), понимаемая
как психологическое состояние,
3)
всестороннее развитие
4) бескорыстное и добросовестное отношение к труду;
5)
общественно-политическая
6)
сплоченность и уровень
7) ориентации ценностные и нормы ценностные;
8) величина и состав группы;
9)
климат психологический в
1)
позитивная динамика
2) коммуникативная готовность и стремление к взаимодействию;
3)
доброжелательность и взаимный
интерес к нуждам, желаниям и
эмоциональным состояниям друг
друга. Исследования
2.
Что такое коллектив?
Коллектив-это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе деятельности совместной высокого уровня развития (развитие групповое: уровень). В коллективе формируется особый тип отношений межличностных, для коих характерны:
1)
высокая сплоченность (
2)
самоопределение коллективное - в
противовес конформности или
нонконформности, проявляемых
3) идентификация коллективная;
4)
социально ценный характер
5) высокая референтность членов коллектива по отношению друг к другу;
6) объективность в возложении и принятии ответственности за результаты совместной деятельности. Подобные отношения способствуют воспитанию коллективистских качеств, создают условия для всестороннего и гармоничного развития каждого члена коллектива, способствуют появлению коллективизма как особого качества развития группы. В коллективе проявляется ряд социально - психологических закономерностей, качественно отличающихся от закономерностей в группах низкого уровня развития. Так, с увеличением коллектива:
1)
не уменьшается вклад,
2)
не снижается уровень
3)
не ослабевает мотивация
4)
отсутствуют резкие
5) имеется положительная связь между эффективностью совместной деятельности и благоприятным климатом психологическим;
6)
создаются наилучшие
1)
первый уровень (страта) структуры
коллектива образуют отношения
его членов к содержанию и
ценностям коллективной
2) второй уровень - отношения межличностные, опосредованные деятельностью совместной;
3)
третий уровень - отношения межличностные,
опосредованные ценностными
3.
Что такое сплочённость
Сплочённость-(
4.
Групповая сплоченность
Рассматривая закономерности развития малой группы как определенное сочетание процессов групповой дифференциации и интеграции, в качестве одного из основных параметров развития малой группы большинство психологов выделяют групповую сплоченность или единство группы. Понятие «сплоченность» используется для обозначения таких социально-психологических характеристик малой группы, как степень психологической общности, единства членов группы, теснота и устойчивость межличностных взаимоотношений и взаимодействия, степень эмоциональной привлекательности группы для ее членов. Первые эмпирические исследования групповой сплоченности начались в западной социальной психологии в школе групповой динамики. Л.Фестингер (1950) определял групповую сплоченность как результат влияния всех сил, действующих на членов группы, с тем, чтобы удерживать их в ней. В качестве сил, удерживающих индивида в группе, при этом подходе рассматривались эмоциональная привлекательность группы для ее членов, полезность группы для индивида и связанная с этим удовлетворенность индивидов своим членством в данной группе (Д. Картрайт, А. Зандер, 1968). Уровень сплоченности малой группы определяется частотой и устойчивостью непосредственных межличностных (прежде всего — эмоциональных) контактов в ней. Поэтому изучение групповой сплоченности и влияние на нее, исходя из развиваемых Л. Фестингером представлений, должно осуществляться через изучение коммуникативных взаимодействий между членами группы и влияние на коммуникации в группе.
В качестве основных методических подходов к оценке групповой сплоченности в эмпирических исследованиях малых групп использовалась эмоциональная оценка группы со стороны ее членов с точки зрения ее привлекательности и удовлетворенности членством в группе. Несколько иной методический подход к оценке групповой сплоченности сложился в рамках социометрического направления. Здесь уровень групповой сплоченности связывается с уровнем взаимной эмоциональной привлекательности членов группы и определяется относительным числом (долей) взаимных положительных выборов или позитивных эмоциональных оценок индивидов в группе. Основным методом развития групповой сплоченности, в соответствии со взглядами Д. Морено, является приведение в соответствие «макроструктуры» отношений, то есть пространственно-временных, коммуникативных и функциональных связей в группе, с «микроструктурой», определяемой результатами социометрического исследования.
Другой теоретический подход к проблеме групповой сплоченности был предложен Т Ньюкомом, который связал определение групповой сплоченности с понятием «групповое согласие» (1965). Последнее Т. Ньюком определял как сходство, совпадение взглядов (мнений, представлений и оценок) членов группы по отношению к значимым для них явлениям, событиям, людям. Основным механизмом формирования групповой сплоченности в соответствии с этим подходом является достижение согласия членов группы, сближение их социальных установок, мнений и т.д., которое происходит в процессе непосредственного взаимодействия между индивидами. Близким к данному подходу представляется понимание сплоченности как ценностно-ориентационного единства группы, предложенное А.В.Петровским и В.В.Шпалинским (1978), под которым понимается сходство, совпадение отношений членов группы к основным ценностям, связанным с совместной деятельностью. В исследовании А.И. Донцова (1984) в качестве основного показателя сплоченности рассматривалось совпадение ценностей, касающихся предмета совместной деятельности, ее целей и мотивов. Результаты исследования показали, что интеграция группы по этому параметру осуществляется прежде всего в процессе совместной трудовой деятельности.
Феномен
совместной трудовой деятельности исследуется
в лаборатории социальной и экономической
психологии Института психологии РАН.
В результате исследований была разработана
модель группы как субъекта совместной
деятельности. Основными параметрами,
характеризующими уровень целостности
(интегрированности) группы выступают
плотность функциональных связей между
ее членами, уровень функциональной взаимосвязанности
и тип целостности коллективного субъекта,
который проявляется в характере доминирующих
связей между членами группы. В рамках
системного подхода в исследовании психологии
трудового коллектива (АЛ. Журавлев и др.,
1988) сформулировано положение о множественности
(или многообразии) связей и отношений
в трудовом коллективе, который должен
рассматриваться одновременно как субъект
совместной деятельности, общения и межличностных
отношений. С этих позиций процесс психологической
интеграции трудового коллектива может
осуществляться по различным основаниям.
Развитие коллектива представляет собой
определенное соотношение (сочетание)
процессов дифференциации и интеграции,
причем один из этих процессов является
ведущим на каждой конкретной стадии развития
коллектива. В процессе развития коллектива
происходит последовательная смена оснований
процессов дифференциации и интеграции,
которая определяет, как правило, и смену
стадии развития коллектива