Специфика и основные функции морали

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 14:47, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время в российском обществе происходит определённая
«переоценка ценностей». Вместо прежней системы ценностей, развиваемой в социалистическом обществе, утверждается новая система. Однако эти процессы протекают противоречиво, когда вместе с действительными общечеловеческими моральными ценностями начинают насаждаться и ложные «псевдоценности».

Содержание

1.Оглавление ……………………………….. ...1
2.Предисловие………………………….………2
3.Специфика и основные функции морали….3-7
4.Заключение……………………………..…….8
5.Список литературы…………………….…….9

Работа содержит 1 файл

кр по этике тема специфика и основные функции морали.doc

— 81.50 Кб (Скачать)

Оглавление: 
 
 
 

  1.Оглавление ……………………………….. ...1

  2.Предисловие………………………….………2

  3.Специфика и основные функции морали….3-7

  4.Заключение……………………………..…….8

  5.Список литературы…………………….…….9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                           Введение. 
 
        
В  настоящее  время  в  российском  обществе  происходит  определённая 
«переоценка ценностей».  Вместо прежней  системы  ценностей,  развиваемой  в социалистическом обществе, утверждается новая система.  Однако эти  процессы протекают противоречиво, когда вместе  с  действительными  общечеловеческими моральными  ценностями  начинают  насаждаться  и  ложные   «псевдоценности». 
       Наряду  с ростом внимания части населения к  морали  и  религии,  происходит рост  преступности,  нигилизма.    В   обществе   получают   распространения различного   рода   учения,   отстаивающие    культ    силы,    антиценности «сверхчеловека»,  мистику  и   аморализм.    Поэтому   очень   важно   иметь фундаментальные  научные  знания  о  морали  и  религии.   И  это   особенно существенно для молодёжи, не имеющей  должного  жизненного  опыта  и  нужных знаний, чтобы правильно оценить поступающую  информацию. Современная Россия приобщается  к  глобальной  экономике,  вступает  в мировой рынок, где действуют определённые нравственные  нормы  хозяйственной этики. Каждая профессия имеет  свои  нравственные 
особенности,  знание  которых  и  следование  которым   характеризуют   нашу профессиональную культуру и способствуют  нашему  профессиональному  успеху. 
      Мораль (лат. Нравы) – одна из форм общественного сознания социальный институт,  выполняющий функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни. От других форм регулирования массовой деятельности (право, производственно-административный распорядок, государственные декреты, народные традиции и т. П.) мораль отличается способом обоснования и осуществления своих требований. В Морали общественная необходимость, потребности, интересы общества или классов выражаются в виде стихийно сформировавшихся и общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой массового примера, привычки, обычая, общественного мнения. Поэтому требования Морали принимают форму безличного долженствования, равно обращенного ко всем, но ни от кого не исходящего повеления. Эти требования имеют относительно устойчивый характер. Они отличаются от простого обычая или традиции, поддерживаемых силой устоявшегося порядка, тем, что получают идейное обоснование в виде представлений о том, как подобает человеку жить и поступать.
 
   Мораль – понятие историческое. Она относится к числу тех общечеловеческих духовных ценностей, которые определяют содержание социального бытия с самого начала возникновения человеческой цивилизации и останутся важнейшим ее атрибутом пока существует человек и общество.

    Свойства  морали определяют и ее функции,  поскольку функции есть конкретное  проявление свойств. Мораль относится  к числу наиболее значимых  общечеловеческих ценностей. Представляя  собой уникальное собрание и  обобщение человеческой мудрости, она определяет наиболее гуманные и перспективные пути жизнедеятельности и духовного совершенствования человека. Ее роль можно сравнить с компасом, который помогает человеку ориентироваться в житейских бурях, решениях различных социальных проблем, духовных исканиях.

    Сущность, система и структура морали  определяют механизм ее действия ( то, как «работает» мораль). Не  менее важным  является вопрос  о ее предназначении (для чего  она?). Ответить на этот вопрос  поможет нам рассмотрение основных  функций морали. 
 
 
 
 
 
 

                                 Специфика и основные функции морали 
     Понятие "мораль" чрезвычайно многозначно. Существует несколько десятков определенной морали. Чаще всего под моралью понимают один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе, а также особую форму общественного сознания и вид общественных отношений. 
   Трудности изучения морали обусловлены тем, что они связаны с очень "тонкими" психологическими и социальными механизмами. Мораль возникает там, где даны психические отношения между людьми. Но эти отношения сформированы на социальном уровне, там, где психические переживания связаны с представления о добре и зле, справедливости, чести, долге, совести, счастье и т.п. Естественно, что у животных таких представлений в ясно выраженной форме нет и быть не может, ибо моральные отношения - это психические отношения более высокого социального уровня, присущие только человеку. 
  Сложности возникают и тогда, когда мы стремимся локализовать мораль, выделить ее из других связей и отношений. Сделать это не удается. Дело в том, что мораль обладает всепроникающей способностью, а не локализована в какой-то одной области: науке, политике, производстве, семье и т.д. Одно и то же действие может оказаться моральным, аморальным, внеморальным - все зависит от того, выражает ли оно отношение человека к действующей в обществе системе ценностей. Прыжок в воду купальщика ни морален, ни аморален. Но подобный же прыжок, совершенный человек для спасения утопающего, уже моральный поступок, ибо он отражает отношение человека к ценности другой человеческой жизни. Лишать человека жизни вряд ли морально, но если это происходит при выполнении задач вооруженной защиты Отечества, на поле боя, это это во все времена признавалось и моральным, и достойным деянием. Вообще надо сказать, что нравственность, моральность или аморальность не существуют сами по себе, отдельно от поступков и действий человека. Любой человек может на словах наделять себя любыми качествами. Больше того, он может искренне верить в то, о чем он говорит. Однако лишь беспристрастный анализ поступков, дел этого человека может подтвердить или опровергнуть его утверждение. 
    Все это надо учитывать, поскольку не только каждый отдельно взятый человек, но и каждый класс, социальный слой и социальная группа общества всегда пытаются использовать мораль в идеологических целях, приспособить ее к своим интересам, оправдать с ее помощью свой образ жизни. 
    Умные политики всегда использовали и используют нравственность как дополнительный инструмент контроля деятельности человека, как полезное дополнение репрессивного аппарата государства, как специфическую регулирующую силу, опираясь на которую можно быстрее и надежнее решить стоящие перед государством проблемы. Отсюда идут совсем недавно еще господствовавшие в нашем обществе представления о том, что нравственно все, что служит коммунизму. Сейчас же, когда перед государством стоят совершенно другие задачи, связанные с созданием рыночной экономики и развитием свободного предпринимательства, коммунистическая идея рассматривается официальными государственными структурами как неприличное заблуждение и утопия, а моральными признаются действия, направленные на демонтаж административного социализма и создание в стране общества западного типа. Если недавно термин "предприниматель" принадлежал уголовному кодексу и звучал как оскорбление и обвинение, то сейчас быть предпринимателем и престижно, и доходно, и похвально. Нравственный смысл этого термина изменился настолько, что многие склонны считать нравственным все то, что служит развитию предпринимательства. 
    Вообще, надо сказать, что нравственность в качестве идеологии многофункциональна. Она может укреплять общество и разрушать его, сплачивать людей и разобщать их, раскрывать человеку смысл жизни и уводить в царство грез и предрассудков, вызывать у человека радость и удовлетворенность и казнить его беспощадным судом совести, ощущением непоправимой вины. 
    Как особая форма общественного сознания мораль обладает целостностью, устойчивостью, качественным своеобразием. Ее центральными проблемами являются нормы поведения человека, оценочно-императивный способ познания мира с точки зрения добра и зла. Другие задачи стоят перед наукой. Для нее главное - истина, знания, в которых нет пристрастных, зависящих от человека компонентов. Познание объективной истины, служение истине, выявление ее рационального содержания присущи науке. Существенно отлична мораль и от искусства, для которого главным является красота, воплощенная в художественном образе. 
     Сказанное вовсе не говорит о том, что все эти три различных способах освоения действительности: мораль, наука и искусство отличаются руг от друга настолько, что не имеют ничего общего. Думать так было бы опрометчиво. Добро, истина, красота необходимо связаны друг с другом, перекрещиваются, взаимно дополняют и обогащают друг друга. Наука заключает в себе элементы ценностного отношения к миру, мораль познавательна, художественный образ (красота) содержится, как известно, и в науке, и в искусстве. Все эти различные способы освоения людьми действительности обусловлены практикой, которая выступает и критерием объективно истинного знания, образует ценностную связь субъекта и объекта, непосредственно выражает интересы, устремления и надежды человека. Практика позволяет провести деление явлений на полезные и вредные, поступков на добрые и злые, справедливые и несправедливые. 
      Значение морали в жизни человеческого общества огромно. Она выполняет для человека рол своеобразного "компаса" проведения, ориентирует его в общественной жизни, в мире социальных ценностей. Мораль дает представления о значимости для человека окружающего его мира, в особенности мира социальных ценностей в его повседневной деятельности. Сказанное свидетельствует о наличии у морали мировоззренческой функции. Формируя представления о добре и зле, справедливости, чести и достоинстве и т.д., мораль вырабатывает систему ценностных ориентаций, норм, запретов, оценок, идеалов, которые становятся необходимым компонентом общественного сознания, ориентируют индивида, выражают предпочтение тем или иным нормам и повеление действовать в соответствии с ними. При этом мораль поддерживается особыми психологическими механизмами - совестью и долгом. В этом смысле нравственный человек - это человек совести и долга. Совесть требует от человека следовать добру и сопротивляться злу, долг повелевает ему быть честным, выполнять свои обязанности, сохранять свою честь и достоинство. Как особое мировоззрение мораль требует признать человека высшей ценностью. Она требует определить отношение человека к обществу, возлагает на него ответственность за выбор целей и идеалов общественного движения.

    Безусловно главной основной функцией морали является гуманизирующая функция морали. Суть ее в том , что именно приобщение личности к высоким нравственным принципам и идеалам и следование им в отношениях с людьми «очеловечивает» человека, делает его Человеком, достойным любви и уважения. Эта «генеральная» функция морали реализуется за счет ряда более конкретных функций. Как ручейки сливаются вместе, образуя могучую и полноводную реку, так и эти «частные» функции морали способствуют выполнению ее гуманизирующего предназначения.

    Ведущая  из них – регулятивная: мораль регулирует поведение и отношения людей в обществе. Проявляется эта функция во всех сферах человеческого бытия через противоречия доброго и злого, должного и сущего, справедливого и несправедливого. На собственном опыте каждый из нас знает, что обязательность моральных правил не обеспечивается ни законом, ни принуждением, ни уголовным наказанием, и все-таки мы их соблюдаем. Почему? Чем руководствуется человек при этом?

    Механизм  и специфика моральной регуляции  нагляднее всего видны при сопоставлении ее с правовой регуляцией. Если соблюдение правовых норм поддерживается специальными организациями и различными формами принуждения, то моральная регуляция осуществляется добровольно, на основе свободного выбора человека и самостоятельного принятия им решения. При этом побудительными силами и основными нравственными «регуляторами» являются общественное мнение (внешний регулятор) и совесть ( регулятор внутренний). В связи этим можно утверждать, что регулятивная функция морали обеспечивается, прежде всего, через саморегуляцию и самоуправление личности, что особенно ценно для гуманистической этики.

    Мораль  не только регулирует взаимоотношение  людей, но и участвует в формировании  человеческой личности, ее самосознания. В этом состоит воспитательная функция морали. Господствующие в обществе моральные нормы и принципы в процессе обучения и образования целенаправленно вносятся в сознание человека, прививаются ему. Мораль учит поступать таким образом, чтобы при этом не было плохо другим людям. Она формирует потребность относится к другим как к самому себе, возвышать себя через возвышение других, осознавать последствия своих действий для других.

     Реализуется воспитательная функция морали в процессе освоения личностью нравственного опыта предшествующих поколений, в формировании положительных нравственных чувств, убеждений, привычек. Воспитательное воздействие морали на личность осуществляется с помощью различных приемов – от убеждения и принуждения до самодисциплины и самовоспитания, соответствующих сущности гуманистической этики.

Родители  и школа с детства учат ребенка, «что такое хорошо и что 

такое плохо», учат различать добро и зло. Общество подготавливает

к жизни  тот тип личности, который наилучшим  образом вписывается

в систему  и соответствует ей. Правда, жизнь вносит свои коррективы,

и моральные  взгляды человека на цель и смысл жизни, понимание им

своего  личного достоинства ответственности  перед обществом могут

полностью противоречить ожиданиям последнего (вспомним, например,

историю диссидентства в Советском Союзе). Однако и в том случае,

когда человек  не приемлет господствующих в обществе моральных 

ценностей, все равно он является их продуктом.   

 

   С воспитательной тесно связана познавательная функция морали. Моральное познание как бы предшествует нравственному воспитанию личности. Давая человеку адекватное знание – необходимую информацию о нравственных нормах и ценностях, мораль, по существу, вооружает нас «секретами» человеческого поведения и общения. Вместе с тем познавательную функцию можно рассматривать и как ценностно-ориентирующую, ибо моральные знания, в отличие, например, от естественнонаучных, не бесстрастны, а всегда наполнены некоторым оценочным смыслом, нацеливающим личность на определенные смысложизненные ценности.

    И, наконец, еще одна – коммуникативная функция морали. Суть ее в том, что мораль выступает необходимым условием, фактором, формообразующим элементом и результатом человеческого общения, которое, таким образом, попросту невозможно без морали и вне морали. Эта функция настолько важна и значима, что нельзя  не остановиться на ней особо. 

Действительно, с самого первого момента общения  между

людьми  как бы устанавливается негласная  договоренность:

вести общение  на определенных условиях. Ими как  раз и 

являются моральные нормы, которые у общающихся людей

или совпадают, или вступают во взаимное противоречие.

Эти нормы  нащупываются исподволь или декларируются

сразу же, но в любом случае в процессе дальнейшего

общения из условий они превращаются в  действенные

факторы общения, обеспечивая или дружелюбие (в случае

совпадения  этих норм), или враждебность ( в случае их

рассогласованности). Соответственно складываются и 

формы общения: от диалогического до антагонистических

конфликтов. 

     Стремление  к взаимопониманию органично присуще людям, они тянутся к нему и боятся непонимания. Людям легко договориться друг с другом, если они стоят на одинаковых (или близких) позициях по вопросам о том, что есть добро и зло, долг и совесть, счастье и любовь. Но если их моральные представления об этих и других ценностях не совпадают, то общение между ними существенно затруднено, ибо это мешает им понять и принять позицию другого. А ведь не случайно французская поговорка гласит: «Понять – значит простить».

     Коммуникативная  функция морали проявляется также и в том, что в процессе общения не только используются, применяются «готовые» нормы и принципы поведения, но и вырабатываются новые, отбрасываются устаревшие, проверяются в действии альтернативные. Таким образом, формируясь в процессе общения людей – от зарождения человеческого общества до наших дней, мораль выступает результатом общения, копилкой и кладовой бесценного опыта человеческого общежития.

     К  основным функциям морали также  хочется добавить и такие функции  как:

  1) мировоззренческая (которая определяет мораль как основную часть обобщенных и определенным образом субординированных взглядов личности, социальной общности, общества в целом на содержание и характер нравственных отношений. В реализации этой функции морали важное значение принадлежит таким ее понятиям, как гуманизм, патриотизм, требовательность к себе и другим, сознательность, ответственность, долг и др.)

  2) оценочно – императивная;

  3) ориентирующая;

  4)прогностическая;

  5) мотивационная и др.

   Нетрудно  заметить,  что все перечисленные  функции морали взаимно перекрещиваются:  регулятивная  функция  включает  в  себя  оценочно- императивную, ориентирующую, отчасти коммуникационную (упорядочивая  общение людей);  воспитательная  функция   содержит   в   себе   отчасти   оценочно - императивную,  мотивационную; познавательная – ориентирующую и прогностическую и т.д. 
 
    Поскольку  функция  регуляции  поведения  осуществляется  не  только  с 
помощью требований морали, но и норм права,  административных  установлений, технических,  социально-гигиенических  правил  и  т.п.,   следует отличать нравственную регуляцию от всякой иной, и, прежде всего от правовой. 
   Поскольку  особенностью  морального   регулирования   поведения   людей 
является  его  оценочно-императивное  содержание,   специфической   функцией морали можно, вероятно, считать  оценочно-императивную,  которая  отличается нравственную  регуляцию  от  всякой  иной,  внеморальной.   В  нравственном освоении  человеком  действительности   органически   сливаются   оценка   и повеление (императив). В этом смысле  мораль  представляет  собой  оценочно-императивный способ освоения человеком  действительности,  осуществляемый  с помощью  членения  окружающих  социальных  явлений  на  «добро»   и   «зло». 
     Повелевая,  мораль  оценивает,  оценивая,  –  познает.  Вот   то   необычное 
распределение функций, которое ее  отличает,  та  особая  последовательность работы психологических механизмов, которая присуща нравственному сознанию. 
     Познавательная функция нравственности подчинена  функции  регулирования поведения, точнее, оценочно-императивной функции. Мораль  интересует  знание не само по  себе  (как  науку),  а  знание,  преломленное  в  ценностях  или освещающее условия морального выбора. Эта  функция  морали  не  тождественна научному познанию. Она дает индивиду не просто  знание   объектов  самих  по себе,  а  ориентирует  его   в   мире   окружающих   культурных   ценностей, предопределяет предпочтения тех из них, которые отвечают его потребностям  и интересам. 
     Наконец,  мораль  выступает  и  как   особая   форма   общения   людей, 
заключающего в себе ценное отношение к социальной среде,  обществу  и  миру. Нравственный контакт людей  неизмеримо  обогащает  опыт  их  жизни  за  счет моральных исканий других людей. 
     Общение людей друг с другом оказалось  бы  крайне  неполноценным,  даже 
ущербным, если бы оно было лишено эмоционально-нравственных моментов. Роли морали в жизни общества и отдельной личности многочисленны. Трудно объяснить,  почему  существует  нравственность,  зато  ясно,  для  чего  она существует. Если для прочих земных тварей образ жизни  и  судьба  предписаны от природы, то человек - существо  историческое  -  составляет  свою  судьбу сам. Для него нет раз и  навсегда  написанного  закона.  Что  есть  человек, никогда не может быть решено окончательно, ибо ни история,  ни  наша  личная судьба еще не завершены. Каждый час мы становимся другими,  совершенствуемся по программе, которой еще нет, которую мы сами себе пишем. Дело  не  в  том, чтобы придумать модель будущего и решить, как мы  собираемся  жить.  Гораздо важнее решить, какими будем  мы  сами,  что  будет  считаться  человечным  и подобающим человеку. Каковы будут не только наши права,  но  и  обязанности? Кем мы должны стать, чтобы в полной мере называться людьми?   
     Человек  всегда на пути этого  поиска,  такой  истинно  человеческий  путь  и  есть  мораль. Суждение мудрецов о том, что человечество движется  в  направлении  добра  - это не иллюзия или благое пожелание, это сущность  морали.  Коль  скоро  она есть, мы движемся по ней неотвратимо. В поле этого стремления и  реализуются функции морали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Специфика и основные функции морали