Сознательное и бессознательное в психики человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 12:32, реферат

Описание работы

Актуальность и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В.П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.
Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов человеческой психики, их формирование, проявление и значение.

Содержание

Введение
Глава 1. Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности
Определение сознания
Функции сознания
Структура сознания
Концепция сознания в современной западной психологии
Глава 2. Бессознательное проявление в психике и поведении человека
2.1. Становление проблемы бессознательного в процессе изучения человеческой психики
2.2. Определение и типы проявлений бессознательного в психике человека
2.3. Классификация бессознательных психических процессов
3. Глава 3. Подсознание в работах З. Фрейда.
3.1. Учение З. Фрейда о структуре психики человека: сознание, подсознание и бессознательное
4. Глава 4. Сон и сновидения как проявление бессознательного в психике человека
4.1. Сон и бодрствование
4.2. Фазы сна
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Реферат по психологии.doc

— 107.00 Кб (Скачать)
 

      Содержание

Введение

  1. Глава 1. Сознание, как высший уровень психического отражения объективной реальности

Определение сознания

Функции сознания

    1. Структура сознания
    2. Концепция сознания в современной западной психологии  
  1. Глава 2. Бессознательное проявление в психике и поведении человека

2.1. Становление  проблемы бессознательного в  процессе изучения человеческой  психики

2.2. Определение  и типы проявлений бессознательного  в психике человека

2.3. Классификация  бессознательных психических процессов

3. Глава 3. Подсознание в работах З. Фрейда.

3.1. Учение  З. Фрейда о структуре психики  человека: сознание, подсознание и  бессознательное

4. Глава 4. Сон и сновидения как проявление бессознательного в психике человека

4.1. Сон  и бодрствование

4.2. Фазы  сна

Заключение

Список использованных источников  
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             ВВЕДЕНИЕ

       Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

       Из  данного определения следует  ряд основополагающих суждений о  природе и механизмах проявлений психики.

       Во-первых, психика - это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

       Во-вторых, главная особенность психики  заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

       В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

       Высшим  уровнем психической активности человека как социального существа является сознание. Представление о сознании возникло в философии и является одним из ее основных понятий. По замечанию Д. Деннетта, человеческое сознание - одна из последних тайн.

       В рамках понимающей психологии сознание рассматривается как феноменальная данность, как понимаемая в переживании внутренняя реальность, подразделяемая на представления, образы и волевые действия. Их целостность обусловлена имманентно присущими сознанию и непосредственно переживаемыми связями между разрозненными впечатлениями.

       Существенное  отличие человека от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивать его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя планы и программы. Все это связано со сферой человеческого сознания.

       Сознание  далеко не всегда контролирует поступки и чувства, определяет направление наших мыслей. Существует еще и бессознательное. Нередко именно оно является движущей силой и определяет стиль поведения человека. Мотивы и потребности, недостаточно осознанные человеком по разным причинам могут существенно воздействовать на сознательные мотивационные установки. Важно иметь в виду, что значимые, влияющие на наше будущее решения могут возникнуть и формироваться на неосознаваемом уровне.

       Актуальность  и значимость проблемы сознания не требует доказательства и аргументации. Данную проблему, по словам В.П. Зинченко, уже начали включать в число глобальных проблем современности.

       Целью данной работы является анализ сознательных и бессознательных компонентов  человеческой психики, их формирование, проявление и значение. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 1. СОЗНАНИЕ, КАК ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОЙ  РЕАЛЬНОСТИ.

       1.1. Определение сознания.

       Самое сложное поведение наблюдается  у человека, который в отличие  от животных способен не только реагировать  на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.

       Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные трактовки у разных авторов, в разных философских системах и школах. В психологии вплоть до настоящего времени оно употребляется в очень разных значениях, между которыми подчас почти нет ничего общего. Советский психолог А.Г. Спиркин дал такое определение: «Сознание – это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном, оценочном и целенаправленном отражении и конструктивно-творческом преобразовании действительности, в предварительном мыслительном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека».

       Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само сознание, в свою очередь, есть результат познания: чем больше мы знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем богаче наше сознание.

       Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания концентрироваться  на определенных видах познавательной и любой иной деятельности.

       Далее следует назвать память, способность сознания накапливать информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее приобретенные знания в деятельности.

       Но  мы не только знаем нечто и нечто  запоминаем. Сознание неотделимо от выражения  определенного отношения к объектам познания, деятельности и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства - радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время, страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и так далее.

       К названным ранее следует добавить и такой существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.

       Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания, интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной, притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах. 

       1.2. Функции сознания.

       Сознание  управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в тех случаях, когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения; когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама по себе разрешиться без волевого решения не может и другие. Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически беспрерывно.

       Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое «Я» от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих. Он способен увидеть себя в определенной системе отношений с людьми в определенном месте пространства и в определенной точке временной оси, связывающей настоящее, прошлое и будущее. Благодаря сознанию человек способен устанавливать адекватные причинно-следственные отношения между явлениями внешнего мира и между ними и своими собственными действиями; отдает отчет в своих ощущениях, мыслях, переживаниях, намерениях и желаниях; знает особенности своей индивидуальности и личности; способен планировать свои действия, предвидеть их результаты и оценивать их последствия, т.е. способен к осуществлению преднамеренных произвольных действий.

       Обязательным  условием формирования и проявления всех указанных выше специфических качеств сознания является язык. В процессе речевой деятельности происходит накопление знаний. «Язык – особая объективная система, в которой запечатлен общественно-исторический опыт или общественное сознание». А.В. Петровский отметил: «Будучи усвоен конкретным человеком, язык в известном смысле становится реальным сознанием». 

       1.3. Структура сознания.

       Если  говорить о структуре сознания, то одно из первых представлений о нем  ввел З. Фрейд. Его иерархическая структура выглядит следующим образом: подсознание - сознание - сверхсознание. Более продуктивной является давняя идея Л. Фейербаха о существовании сознания для сознания и сознания для бытия, развивавшаяся Л.С. Выготским. Проблема структуры сознания выступила для него как одна из центральных на заключительном этапе его научной деятельности. При анализе структуры сознания он разделял его системное и смысловое строение.

       Под системным строением Выготский  понимал сложную совокупность отношений отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: «Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов». Однако эти отношения между системным («внешним») строением сознания и смысловым («внутренним») не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, то есть изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функции образования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психических функций (в данном случае -  ее разрушению).

       А.Н. Леонтьев выделил 3 основных образующих сознания: чувственную ткань образа, значение и смысл. А уже Н.А. Бернштейн  ввел понятие живого движения и его биодинамической ткани. Таким образом, при добавлении этого компонента мы получаем двухслойную структуру сознания. Бытийный слой образует биодинамическая ткань живого движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлекторный слой образует значение и смысл.

       В советской психологии сложилось общепринятое понимание сознания как высшей формы психики, возникшей в человеческом обществе в связи с коллективным трудом, общением людей, языком и речью (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев). Сущность сознания принято видеть в способности человека к абстрактному вербальному мышлению, орудием и средством которого является возникший в человеческом обществе язык, к познанию на этой основе законов природы и общества. Отвлеченное речевое мышление во многих работах рассматривается как главная характеристика сознания, с которой связываются многие другие его особенности и проявления. С.Л. Рубинштейн в своей книге «Бытие и сознание» пишет, что «сознание, то есть осознание объективной действительности, начинается там, где появляется образ в собственном гносеологическом смысле, то есть образование, посредством которого перед субъектом выступает объективное содержание предмета». 
 
 
 
 

Информация о работе Сознательное и бессознательное в психики человека