Сознательное и бессознательное в человеке

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:07, реферат

Описание работы

Психическая деятельность организма осуществляется посредством
множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают
воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и
контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность,
четвертые - приводят в движение мышцы и т.д. Вся эта сложнейшая работа
обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных
задач.

Работа содержит 1 файл

состояния человека Microsoft Word.doc

— 117.00 Кб (Скачать)

драматическим ситуациям. Человек испытывает неудовлетворенность  жизнью,  его

посещает угнетенность, страх, растет раздражительность. Напротив, когда  они

работают  в  унисон,  человек  достигает  счастья  жизни.  Отсюда   извечное

стремление человека найти это состояние, уловить  его мгновение.  Философские

размышления о  сознательном и бессознательном  направлены  на  поиски  данной

гармонии. О  ней  говорят  как  о  единстве  тела  и  духа,  космического  и

человеческого.

Наличие сознательного  и бессознательного в психике  усложняет задачу

индивида. Ему  необходимо уловить и одно, и другое, найти гармонию. Этого

можно достигнуть лишь путем самопознания. Углубляясь в себя, важно не

потерять ориентацию в поиске соотнесенности сознательного  и

бессознательного. Потеря ориентации заключена в том, что принижается

значение одной  из противоположностей. Рассмотрим один из вариантов такой

потери, когда  принижают значение сознательного, уходят в сферу

бессознательного. Такое проникновение в бессознательное  не превращает его в

сознательное. Напротив, бессознательное приобретает силу и проникает в ту

часть психики, которая относится к сфере  сознания, Бессознательное не

следует понимать как нечто аморфное, оно обладает динамичностью и

способностью  к агрессивности. В этой связи  встает вопрос, может ли человек

оказаться во власти бессознательного? Думается, что да. Ослабление

сознания, вялость  и инертность его ведут к агрессии бессознательного. Этой

агрессии человек  помогает сам, если он возвышает бессознательное  и через

него хочет  обо всем узнать. Слова «познай  себя и ты познаешь весь мир»

интерпретируются в этом случае как исключительная направленность на

бессознательное. Конечно, это достигается через  общение, но обычно с

людьми, склонными  к мистицизму, наделенными даром  экстрасенсорности.

Погружение в  этот мир, поиски скрытых сил имеют  свою отрицательную сторону

тогда, когда  на этой почве начинают с презрением относиться к науке, к

светской литературе, к прогрессивным явлениям общественной жизни. Этим

самым подрывается  сознание и усиливается коллективное бессознательное.

       Третий тип бессознательных явлений — те, о которых говорит  3.  Фрейд

касающихся личностного  бессознательного. Это —  желания,  мысли,  намерения,

потребности,  вытесненные  из  сферы  человеческого  сознания  под  влиянием

цензуры.  Каждый  из  типов  бессознательных  явлений  по-разному  связан  с

поведением человека и его сознательной регуляцией.

       Каждая новая историческая эпоха  своеобразно отражается в сознании  ее

современников, и  с  изменением  исторических  условий  существования  людей

меняется их сознание. 
 

                             3. Бессознательное. 
 

Изучение  феномена   бессознательного  уходит  в  глубокую  древность,   его

признавали в  своей  практике  врачеватели  самых  ранних  цивилизаций.  Для

Платона признание  существования бессознательного послужило основой  создания

теории познания, построенной на воспроизведении  того,  что  есть  в  недрах

психики человека.

В область бессознательного входят психические явления, возникающие  во сне

(сновидения); ответные  реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально

воздействующими раздражителями (“субсенсорные” или  “субцептивные” реакции);

движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря  повторению

автоматизировавшиеся  и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к

деятельности, в  которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным

явлениям относятся  и некоторые патологические явления, возникающие в

психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д. Было бы не верно на

том основании, что бессознательное - это противоположное  сознанию,

приравнивать  его к животной психике. Бессознательное - это столь же

специфически  человеческое психическое проявление, как и сознание, оно

детерминировано общественными условиями существования  человека, выступая

как частичное, недостаточно адекватное отражение мира в мозгу человека.

       Бессознательное образует низший  уровень  психики.  Бессознательное   —

это совокупность психических процессов,  актов  и  состояний,  обусловленных

воздействиями, во влиянии которых  человек  не  дает  себе  отчета.  Являясь

психическим  (поскольку  понятие  психики  шире,  чем  понятие   «сознание»,

«сознательное»), бессознательное представляет собой  такую  форму  отражения

действительности, при которой утрачивается полнота  ориентировки  во  времени

и  месте   действия,  нарушается   речевое   регулирование   поведения.   В

бессознательном,  в  отличие  от   сознания,   невозможен   целенаправленный

контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

       В область бессознательного входят  психические явления, возникающие во

сне (сновидения); ответные  реакции,  которые  вызываются  неощущаемыми,  но

реально воздействующими  раздражителями  («субсенсорные»  или  «субцептивные»

реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря  повторению

автоматизировавшиеся   и   поэтому   ставшие   неосознаваемыми;    некоторые

побуждения к  деятельности, в которых отсутствует  сознание  цели,  и  др.  К

бессознательным  явлениям  относятся   некоторые   патологические   явления,

возникающие в  психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

       Неосознаваемые побуждения исследовались  в  ситуациях  так  называемых

постгипнотических     состояний.     Загипнотизированному     человеку     в

экспериментальных целях внушалось, что он после  выхода  из гипноза должен

выполнить некоторые  действия; например, подойти к одному  из  сотрудников  и

развязать его  галстук.  Испытуемый,  испытывая  явную  неловкость,  выполнил

указание, хотя и не мог объяснить, почему  ему  пришло  в  голову  совершить

столь странный поступок. Попытки оправдать свое действие  тем,  что  галстук

был плохо завязан, не только для окружающих, но и для  него самого  выглядели

явно неубедительными. Тем не менее, в связи с тем, что все происходившее  во

время   гипнотического   сеанса  выпало   из   его    памяти,    побуждение

функционировало на уровне бессознательного, и  он  был  уверен  в  том,  что

действовал в  какой-то мере целенаправленно и  правильно.

       Разнообразие форм и проявлений  бессознательного исключительно  велико.

В некоторых случаях  можно  говорить  не  только  о  бессознательном,  но  и

надсознательном в поведении и деятельности  человека.  Усвоение  социального

опыта, культуры, духовных ценностей и  создание  этих  ценностей  художником

или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом  рефлексии  и

фактически оказываются  соединением сознания и бессознательного.

       Вообще,  сознание  –  это   понятие,  имеющее  очень   широкий   спектр

толкования, начиная  от  автоматических  действий  человека  (не получающих

отражения в  его сознании) и кончая особой сферой психической  реальности,  в

основном   определяющей   жизнь   и   поступки   людей.   Представление    о

многослойности  психики  человека   существовало   ухе   в   древневосточной

философии.  Концепция  бессознания   впервые   была   четко   сформулирована

Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознание как  низшую  форму

душевной  деятельности,  лежащую  за   порогом   осознанных   представлений,

возвышающихся,   подобно   островкам,   над   океаном    тёмных    перцепций

(восприятий).  В  европейской  традиции  об  этом  также  писал   Кант,  свою

концепцию  бессознательного  создали  Э.Гартман  и  И.Ф.Гербарт.  В   теории

З.Фрейда бессознательное  представлено в  виде  мощной  иррациональной  силы,

определяющей  поведение человека. К.Г.Юнгом  введено  понятие  «коллективного

бессознательного», характерного для каждого народа и этноса  и  формирующего

его творческий дух, чувства и ценности. В современной  глубинной  психологии

это понятие широко используется для трактовки всех  психических форм  жизни

человека.  В  современной  оно  толкуется   как   совокупность   психических

процессов,  состояний  и  схем  поведения,  не  представленных  отчетливо  в

сознании   людей.   Термин   «бессознательное»   применяется    также    для

характеристики  группового  поведения,  цели  и  последствия   которого   не

осознаются членами  и лидерами группы. Личное бессознательное  и  коллективное

бессознательное влияют на жизнь индивида и ход  исторического процесса. 

              4.  Диалектика сознательного и  бессознательного. 
 

«Взаимосвязь   сознательного   и    бессознательного    является    основной

предпосылкой  психоанализа, и  только  она  дает  ему  возможность  понять  и

приобщить науке  часто наблюдающиеся и очень важные  патологические  процессы

в душевной жизни. Иначе говоря,  психоанализ  не  может  перенести  сущность

психического  в сознание,  но  должен  рассматривать  сознание  как  качество

психического, которое  может присоединяться или не  присоединяться  к  другим

его качествам.

       Было бы неверно на том основании,  что бессознательное  и   сознание  –

это противоположные  друг  другу  понятия,  приравнивать  бессознательное  и

сознательное   к   животной   и   человеческой    психике    соответственно.

Бессознательное  -  это  столь  же  специфически  человеческое   психическое

проявление, как  и  сознание,  оно  детерминировано  общественными  условиями

существования человека,  выступая  как  частичное,  недостаточно  адекватное

отражение мира в мозгу человека.

       Явления   бессознательного   получают    различные    объяснения    у

Информация о работе Сознательное и бессознательное в человеке