Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 13:32, реферат
Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий
к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то
проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих
пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии,
выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его
природа, еще не дан.
1 Введение…………………………………………………………………………………...…..3
2 Глава 1 «Три главные точки зрения о происхождении сознания»……………………...…5
3 Глава 2 «Сознание как высший уровень объективной реальности» ……………………..7
4 Глава 3 «Бессознательное проявление в психике и поведении человека» ……………..13
5 Заключение… ……………………………………………………………………………....19
6 Использованные источники … ……………………………………………………………20
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Читинский государственный университет»
(ЧитГУ)
Заочный
факультет
Реферат по психологии и педагогике
на
тему: «Сознание»
2011 г.
Содержание
1 Введение…………………………………………………………
2 Глава 1 «Три главные точки зрения о происхождении сознания»……………………...…5
3 Глава 2 «Сознание как высший уровень объективной реальности» ……………………..7
4 Глава 3 «Бессознательное проявление в психике и поведении человека» ……………..13
5 Заключение…
…………………………………………………………………………….
6 Использованные
источники … ……………………………………………………………20
Введение.
Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий
к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то
проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих
пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии,
выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его
природа, еще не дан.
Философия с достоверностью может утверждать лишь то, что: сознание существует!;
оно имеет особую, идеальную природу – данное положение признают и материалисты, однако при
этом
считают, что идеальное сознание
тем не менее производно от материи.
Глава 1 «Три главные точки зрения о происхождении сознания».
Существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:
сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;
сознание присуще всем живым организмам;
сознание – свойство исключительно человеческое.
Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе,
независимо от его материальных носителей – живых организмов, человека. Сознание «исходит»
непосредственно из космоса (другой вариант – из разума Бога), едино неделимо, цельно по своей
сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.
Существуют теории происхождения сознания, близкие к космической (божественной) точке
зрения: теория монад (монадология) – первоначально выдвинута Лейбницем, развита
Даниилом Андреевым, согласно которой в мире существует огромное количество
неделимых и бессмертных монад – первичных духовных единиц, в которых заключена
энергия Вселенной и которые являются основой сознания и порождаемой им материи;
теория Шардена, согласно которой сознание – надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;
теория Толбета, согласно которой Вселенная – гигантский разум, сознание – результат взаимодействия полей, которые образуют материю;
теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика – громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;
теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность – свойство матери.
Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание – порождение живой природы и присуще всем живым организмам.
Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:
жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;
инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;
животное в течении жизни накапливает и умело использует опыт;
многие действия, совершаемые животными (особенно высшим – кошачьими, собачьими, приматами и др.) сложны (например, охота) и требуют большой работы сознания;
животным
присущи своя «мораль», правила поведения,
привычки, качества, борьба, лидерство,
внушаемость и т.д.
Согласно
«человеческой» точке зрения сознание
– продукт исключительно
мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.
Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в.
Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не
только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.)
свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы,
видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой
«социальной»
организации с разделением
Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в
целом (в
частности, высшим животным), а самый
высокий уровень сознания имеет
человек.
Глава 2 «Сознание как высший уровень объективной реальности»
Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных способен не
только реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и способностью
формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность
осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Как и понятие психики, понятие сознания прошло сложный путь развития, получило различные
трактовки у разных
авторов, в разных философских системах
и школах.
Сознание - это в первую очередь совокупность знаний о мире. Не случайно оно тесно связано с
познанием. Если познание есть сознание в его активной направленности вовне, на объект, то само
сознание в свою очередь результат познания. Здесь обнаруживается диалектика: чем больше мы
знаем, тем выше наши познавательные потенции и наоборот - чем больше мы познаем мир, тем
богаче наше сознание. Следующий важный элемент сознания - внимание, способность сознания
концентрироваться на определенных видах познавательной и любой иной деятельности, держать
их в своем фокусе. Далее, видимо, следует назвать память, способность сознания накапливать
информацию, хранить, а при необходимости и воспроизводить ее, а также использовать ранее
приобретенные знания в деятельности. Но мы не только знаем нечто и нечто запоминаем.
Сознание неотделимо от выражения определенного отношения к объектам познания, деятельности
и общения в виде эмоций. К эмоциональной сфере сознания относятся собственно чувства –
радости, удовольствия, горя, а также настроения и аффекты или, как их называли в былое время,
страсти - гнев, ярость, ужас, отчаянье и т.д. К названным ранее следует добавить и такой
существенный компонент сознания, каким является воля, представляющая собой осмысленное
устремление человека к определенной цели и направляющая его поведение или действие.
Наконец, важнейшей составляющей сознания, ставящей все остальные его компоненты как бы за
одну скобку, является самосознание. Самосознание - своеобразный центр нашего сознания,
интегрирующее начало в нем. Самосознание - это сознание человеком своего тела, своих мыслей и
чувств, своих действий, своего места в обществе, проще говоря, осознание себя как особой и
единой личности. Самосознание - исторический продукт, оно формируется лишь на определенной,
притом достаточно высокой стадии развития первобытного общества. А наряду с этим оно
является и продуктом индивидуального развития: у ребенка его основания закладываются
примерно в возрасте 2-4-х лет. Самосознание характеризуется двумя взаимосвязанными
свойствами - предметностью и рефлективностью. Первое свойство дает возможность соотносить
наши ощущения, восприятия, представления, мысленные образы с предметным миром вне нас, что
позволяет обеспечить нацеленность сознания на внешний мир. Рефлексия же - это такая сторона
самосознания, которая, напротив, сосредоточивает внимание на самих его явлениях и формах.
Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания
и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях:
когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не
имеющие очевидного решения;
когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути
движения мысли или телесного органа;
когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама по
себе разрешиться без волевого решения не может;
когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для
него в случае непринятия немедленных действий.
Подобного рода ситуации возникают перед человеком практически беспрерывно.
В настоящее время перечень эмпирических признаков сознания является более или менее
установившимся и совпадающим у разных авторов. Если попытаться выделить то общее, что
наиболее часто указывается в качестве особенностей сознания, то они могут быть представлены
следующим образом:
1. Человек, обладающий сознанием, выделяет себя из окружающего мира, отделяет себя, свое “я” от внешних вещей, а свойства вещей - от них самих.
2. Способен увидеть себя в определенной системе отношений с другими людьми.
3. Способен увидеть
себя находящимся в