Сознание в психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:50, реферат

Описание работы

Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

Содержание

1.Условия возникновения сознания………………………………………………………………………..2
2. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского…………………………………..3
3.Системное строение сознания………………………………………………………………………………4
4. Смысловое строение сознания…………………………………………………………………………….5
5. Литература…………………………………………………………………………………………………………….6

Работа содержит 1 файл

ПЛАН.docx

— 25.62 Кб (Скачать)

ПЛАН:

  1.Условия возникновения сознания………………………………………………………………………..2

  2. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского…………………………………..3

  3.Системное строение сознания………………………………………………………………………………4

  4. Смысловое строение сознания…………………………………………………………………………….5

  5. Литература…………………………………………………………………………………………………………….6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Условия возникновения сознания

  Переход к  сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие  от психического отражения, свойственного  животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности  от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные  устойчивые свойства.

  В сознании образ  действительности не сливается с  переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как "предстоящее" субъекту. Это значит, что когда  я сознаю, например, эту книгу  или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся  к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.

  Выделение в  сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение  мира внутренних переживаний и возможность  развития на этой почве самонаблюдения.

  Задача, которая  стоит перед нами, и заключается  в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму  психики - человеческое сознание.

  Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков  человека, является возникновение труда  и образование на его основе человеческого  общества. "...Труд, - говорит Энгельс, - создал самого человека". Труд создал и сознание человека.

  Возникновение и развитие труда, этого первого  и основного условия существования  человека, привело к изменению  и очеловечению его мозга, органов  его внешней деятельности и органов  чувств. "Сначала труд, - так говорит  об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились  двумя самыми главными стимулами, под  влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит  его по величине и совершенству". Главный орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. "Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини".

  Если сравнивать между собой максимальные объемы черепа человекообразных обезьян и черепа первобытного человека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).1400г.

  Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян  обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

  Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные  с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у современного человека достигают своего полного развития. Таковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) циф-рами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42- в височной доле.

  Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга  новые, специфически человеческие черты  при исследовании так называемого  проекционного двигательного поля. Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению различных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного органа. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематического и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим. Из этого рисунка, выполненного в определенном масштабе, видно, какую относительно большую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как рука (кисть) и особенно органы звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в условиях человеческого общества (труд, речевое общение).

  Совершенствовались  под влиянием труда и в связи  с развитием мозга также и  органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели  качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся  глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства звуков человеческой членораздельной речи.

  В свою очередь, развитие мозга и органов чувств оказывало обратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию".

  Создаваемые трудом отдельные анатомо-физиологические  изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимозависимости развития органов и изменение организма в целом. Таким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомофизиологической организации.

  Конечно, возникновение  труда было подготовлено всем предшествующим ходом развития. Постепенный переход  к вертикальной походке, зачатки  которой отчетливо наблюдаются  даже у ныне существующих человекообразных обезьян, и формирование в связи  с этим особо подвижных, приспособленных  для схватывания предметов передних конечностей, все более освобождающихся от функции ходьбы, что объясняется тем образом жизни, который вели животные предки человека, - все это создавало физические предпосылки для возможности производить сложные трудовые операции.

  Подготавливался процесс труда и с другой стороны. Появление труда было возможно только у таких животных, которые жили целыми группами и у которых существовали достаточно развитые формы совместной жизни, хотя эти формы были, разумеется, еще очень далеки даже от самых примитивных форм человеческой, общественной жизни. О том, насколько высоких ступеней развития могут достигать формы совместной жизни у животных, свидетельствуют интереснейшие исследования Н.Ю. Войтониса и Н.А. Тих, проведенные в Сухумском питомнике. Как показывают эти исследования, в стаде обезьян существует уже сложившаяся система взаимоотношений и своеобразной иерархии с соответственно весьма сложной системой общения. Вместе с тем эти исследования позволяют лишний раз убедиться в том, что, несмотря на всю сложность внутренних отношений в обезьяньем стаде, они все же ограничены непосредственно биологическими отношениями и никогда не определяются объективно-предметным содержанием деятельности животных.

  Наконец, существенной предпосылкой труда служило также  наличие у высших представителей животного мира весьма развитых, как  мы видели, форм психического отражения действительности.

  Все эти моменты  и составили в своей совокупности те главные условия, благодаря которым  в ходе дальнейшей эволюции могли  возникнуть труд и человеческое, основан-ное  на труде, общество. 

Проблема  структуры сознания в трудах Л. С. Выготского

  Сознание является не только фундаментальным, но и предельным понятием в системе психологических понятий, кроме того, как реальное явление оно с трудом поддается теоретизации и объективированию, что вновь и вновь порождает сомнения в возможности его научного познания средствами, в частности, психологии. Эти трудности вместе с общей девальвацией проблемы сознания, обусловленной влиянием идеологии, привели к существенному снижению в последнее время усилий академической психоло-гии, направленных на изучение проблемы сознания. В связи с этим особую актуальность в настоящий момент приобретает обращение к классике отечественной психологической мысли - трудам Л.С. Выготского, в которых разрабатывалась проблематика сознания, в частности, вопрос о структуре сознания.

  Проблема структуры  сознания выступила для Выготского как одна из центральных на заключительном этапе его научной деятельности - в 1931- 1934-е годы. При анализе структуры  сознания он разделял его системное  и смысловое строение.

  Под системным  строением Выготский понимал  сложную совокупность отношений  отдельных функций между собой, специфичную для каждой возрастной ступени. Смысловое строение сознания он рассматривал как характер обобщений, посредством которых совершается осмысление человеком мира. Появление системного и смыслового строения сознания Выготский связывал с возникновением речи. Их развитие и функционирование, согласно Выготскому, может изучаться только в их взаимной связи и взаимной обусловленности: "Изменение системы отношений функций друг к другу стоит в прямой и очень тесной связи именно со значением слов". Однако эти отношения между системным ("внешним") строением сознания и смысловым ("внутренним") не являются обратными: внутреннее обусловливает внешнее, т.е. изменение смыслового строения (например, связанное с нарушением функции образования понятий) ведет к трансформации всей прежней системы психических функций (в данном случае - ее разрушению).

  Рассмотрение  структуры сознания Выготский начал с изучения проблемы его системного строения, что было связано с исследованием развития высших психических функций в рамках реализации программы инструментальной психологии. Итоги этой работы он приводит, в частности, в книге "Педология подростка" (1931), которая одновременно явилась переходом к новому циклу исследований, связанных с впервые опубликованными в ней данными экспериментов по образованию понятий. Этими работами было положено начало изучению смыслового строения сознания. Дальнейшее развитие взглядов Выготского было направлено на выяснение связей между системным и смысловым строением сознания в ходе индивидуального развития и на углубление исследования смысловой структуры сознания, что нашло свое выражение в монографии "Мышление и речь". 

Системное строение сознания

  Выделение особого  классасистем - психологических систем - и постановка проблемы их специфики были в отечественной психологии впервые осуществлены именно Выготским . Системность явилась одним из главных принципов Выготского в его исследовании сознания на заключительных этапах его творческой деятельности: идея о сознании как единой системе разрабатывалась им в основном в работах 1930-1934-х годов - "О психологических системах", "Педология подростка", "Раннее детство", "Кризис семи лет", "Мышление и речь".

  Если инструментальная психология Выготского строилась на понятии об отдельных, хотя и взаимосвязанных  функциях, то к концу 20-х годов  он приходит к идее межфункциональной  психологии, к понятию о психологической системе (сам термин появился к 30-му году) и ее истории. При этом Выготский подверг критике прежнюю психологию, в которой постулировались неизменность и постоянство межфункциональных связей сознания, из-за чего "отдельные психические функции рассматривались в изолированном виде, а проблема их организации в целостной структуре сознания оставалась вне поля внимания исследователей". Превратив постулат прежней психологии в предмет исследования, Выготский поставил перед собой задачу проследить отношения функций в ходе развития такой психологической системы, как сознание.

  В результате исследований, выполненных в рамках инструментальной психологии, он приходит к выводу о том, что психическое  развитие ребенка состоит не столько  в развитии каждой отдельной функции, сколько в изменении межфункциональных связей и отношений: "Сознание развивается как целое..., а не как сумма частичных изменений, происходящих в развитии каждой отдельной функции. Судьба каждой функциональной части в развитии сознания зависит от изменения целого, а не наоборот".

  Выготский рассматривал сознание как целостную систему, выделяя в ней в качестве ее элементов отдельные психические  функции (об этом он говорит, например, в), но в недостаточно явном виде. Окружающей средой для этой системы выступала микросоциальная система отношений, имеющая историческую природу, внутри которой и происходило преобразование системы психических функций. Рассматривая данную среду, Выготский решающую роль отводил социокультурным факторам, которые представлены в виде знаково-смысловых систем, имеющих независимый от индивидуального сознания статус и выступающих вместе с тем инструментами его построения. Большое внимание Выготский уделял связям и отношениям функций между собой, однако в его концепции различные типы связей, в том числе и системообразующие, в достаточной степени еще не дифференцировались. Сама структура этих отношений в системе изучалась Выготским лишь в плане ее генетических преобразований. Выготский рассматривал динамику данной системы в основном в аспекте ее развития, а не функционирования. У Выготского мы встречаем определенные идеи, касающиеся характеристики системы сознания по вертикали, т.е. представления о различных уровнях системы и их иерархии (о том, что генетически более ранние отношения составляют иерархически низшие уровни). Выготским было отдельно разработано представление о самоуправлении и самодетерминации (например, его идеи о саморазвитии, рефлексии, самооформлении и т.д.) системы. Тем самым в модель психологической системы вводилась идея активности, однако об этом крайне редко говорилось применительно именно к сознанию как психологической системе.

Информация о работе Сознание в психологии