Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:33, контрольная работа
Проблема сознания всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью
Поскольку деятельность человека совершается в более или менее длинной цепи действий, существенно, насколько все волевые акты личности объединены единой линией, насколько твёрдо сохраняются и последовательно проводятся одни и те же принципиальные установки в следующих друг за другом поступках. Бывают люди, которые могут с известной настойчивостью добиваться достижения какой-нибудь цели, но сами цели у них изменяются от случая к случаю, не объединяясь никакой общей линией, не подчиняясь никакой более общей их объединяющей цели. Это беспринципные люди без чётких установок. Последовательность и принципиальность как свойства личности, характера, в силу которых через все поступки человека на протяжении больших периодов или даже всей его сознательной жизни проходит как бы единая линия, составляет выходящую за пределы собственно волевых качеств существенную черту характера личности. При наличии такой принципиальности все от времени до времени пробуждающиеся желания, любая частная цель, которая может встать перед человеком на каком-нибудь отдельном этапе его жизненного пути, подчиняются большой единой цели - конечной цели всей его жизни и деятельности.
Волевые
качества личности принадлежат к
числу самых существенных. Во всём
великом и героическом, что делал
человек, в величайших его достижениях
его волевые качества всегда играли
значительную роль.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.
Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм.
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. На личностном уровне воля проявляется в таких свойствах, как сила воли, энергичность, настойчивость, выдержка и др. Их можно рассматривать как первичные, или базовые, волевые качества личности. Такие качества определяют поведение, которое характеризуется всеми или большинством описанных выше свойств. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций - побудительной и тормозной и в них себя проявляет. Под волей понимается сложный психический процесс, который вызывает активность человека и пробуждает его действовать направленно.
Воля
является способностью человека преодолевать
препятствия, добиваться поставленной
цели. Конкретно она выступает
в таких чертах характера, как
целеустремленность, решительность, настойчивость,
мужество. Данные черты характера могут
способствовать достижению как общественно
полезных, так и антиобщественных целей.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.А. Крутецкий “Психология”, Москва 1999г.
2. Бодалев А.А. Личность и общение М. 1983г.
3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций, Собр. сочинений М. 1982г. т.3
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии М. 1989, т.2
5. Чеснокова П.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977г.
6. В.Несмелов «Наука о человеке». т.1 «Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни». Русская религиозная антропология. Антология. т.1. по ред. Н.К.Гаврюшина, М. МДА, 1997г.
7. В.Несмелов «Наука о человеке». т. 2 «Метафизика жизни и христианское откровение». Русская религиозная антропология. Антология. т.1. по ред. Н.К.Гаврюшина, - М, МДА, 1997г.
8. В.Н. Лосский «Очерк мистического богословия Восточной Церкви»,- М.1991г.
9. Тутаринов В.П. Философия сознания. Москва 1971г.
10. Спиркин А.Г. Философия. Москва 1998г.
11. Георгиев Ф.И. Сознание, его происхождение и сущность. Москва 1967г.
12. Введение в философию. Учебник для вузов в 2 ч. ч. 2. Политиздат 1989г.
13. Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия. Москва
1999г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
Гл. 1. СОЗНАНИЕ – ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ ПСИХИКИ…………………….............5
1.1. Понятие сознания…………………………………………………………
1.2. Сознание - высшая степень
развития психики………...………….………
Гл. 2. СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. САМОСОЗНАНИЕ……..…………………..…10
2.1. Структура сознания……………………………………………………….
2.2. Самосознание………………...………………………
2.2.1. Понятие самосознания……………………….
2.2.2. Структура и формы самосознания…………………………………..…14
2.2.3. Предметность и рефлексивность
самосознания………………………15
Гл. 3. ПОНЯТИЕ
ВОЛИ. ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ…………………………………………………………
3.1. Понятие воли ……………………………………….………………...….…….
3.2. Развитие воли у человека………………
3.3. Волевые качества личности……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………...27
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИВАНОВСКИЙ ФИЛИАЛ (ИФ ГОУ ВПО «РГТЭУ»)
Кафедра ____________________________
Учебная дисциплина: Психология и педагогика
ТЕМА:
«Сознание и воля »
Контрольная работа
Выполнил:
Проверил: проф. Коваленко С.В.
доц. Ермолаева Л.К.
(ученая
степень, ученое звание,
Ф.И.О.)
Иваново 2010