Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2010 в 17:01, реферат
Сознание - это высшая, свойственная только человеку форма отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому себе, который представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении объективного мира и своего собственного бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками предметных действий.
Сознание состоит из чувственных образов предметов, являющихся ощущением или представлением и поэтому обладающих значением и смыслом, знания как совокупности ощущений, запечатленных в памяти, и обобщений, созданных в результате высшей психической деятельности, мышления и языка. Сознание является особой формой взаимодействия человека с действительностью и управления ею.
Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия.
Введение………………………………………………………3
Сознание………………………………………………………4
1. Понятие сознания и его определение………………….....4
Отличительные черты психики и сознания…………….6
Структура и источники сознания……………………….7
Функции сознания………………………………………..9
Ш. Самосознание………………………………………………….11
Понятие самосознания…………………………………..11
Структура и формы самосознания……………………..13
Предметность и рефлексивность самосознания………14
IV. Заключение…………………………………………………….16
Имеются
и социальные предпосылки самосознания.
Самосознание не является созерцанием
собственного изолированного индивида,
оно возникает в процессе общения. Общественная
обусловленность формирования самосознания
заключается не только в непосредственном
общении людей друг с другом, в их оценочных
отношениях, но и в формулировании требований
общества, предъявляемых к отдельному
человеку в осознании самих правил
взаимоотношения. Человек осознает себя
не только посредством других людей, но
и через созданную им материальную
и духовную культуру. Самосознание в процессе
жизни человека развивается не только
на базе «органических ощущений и чувств»,
но и на основе его деятельности, в которой
человек выступает творцом созданных
им предметов, что развивает в нем сознание
различия субъекта и объекта.
Однако способность «я» в процессе самосознания отвлекаться от всех переживаемых им состояний (от ощущений до мышления), способность рассмотрения субъектом всех этих состояний в качестве объекта наблюдения ставит вопрос о различении текучих и стационарных, устойчивых сторон содержания сознания. Это различение представляет собой явление внутреннего опыта. Наряду с постоянно меняющимся содержанием сознания, вызываемым изменениями внешнего и внутреннего мира, в сознании имеется момент устойчивый, относительно постоянный, вследствие которого человек сознает, отличает себя как субъекта от меняющегося объекта.
Проблема внутреннего тождества «я», единства самосознания была предметом размышлений многих философов, в том числе И. Канта, выдвинувшего учение о трансцендентальном единстве апперцепции, т. е. об единстве познавательного опыта.
Следует
затронуть и вопрос: что возникает
раньше — предметное сознание или самосознание?
Иначе, является ли самосознание предпосылкой
и низшей ступенью сознания или продуктом
развитого сознания, его высшей формой.
Во второй, более общей формулировке, он
представляет известный интерес и для
философии. Самосознание—это процесс,
проходящий различные ступени развития.
Если взять самосознание в его первичных,
элементарных формах, то оно уходит далеко
в область органической эволюции и предшествует
человеческому сознанию, является одной
из его предпосылок. Если
же рассматривать самосознание в его наиболее
развитых формах как один из признаков
класса или личности и разуметь под ним
понимание классом или личностью своей
роли в общественной жизни, призвания,
смысла жизни и пр., то, конечно, такое самосознание
стоит ваше сознания в общем смысле этого
слова, является формой общественного
сознания.
2.
Структура и формы самосознания
Самосознание – динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.
Первой его формой, которую иногда называют самочувствием, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих вещей и людей. Оказывается, что простое восприятие предметов в качестве существующих вне данного человека и независимо от его сознания уже предполагает определенные формы самоотнесенности, т.е. некоторый вид самосознания. Для того чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы «встроен» определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных – и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Следующий,
более высокий уровень
Самый высокий уровень развития этого процесса – возникновение сознания «Я» как совершенно особого образования, похожего на «я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что с необходимостью предполагает возможность контроля над своими действиями и их оценку. Здесь необходимо оттенить такой аспект, как сознательность. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем Выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность - неотъемлемое, свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко снижена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
Однако
самосознание – это не только разнообразные
формы и уровни самопознания. Это также
всегда и самооценка и самоконтроль. Самосознание
предполагает сопоставление себя с определенным,
принятым данным человеком идеалом «я»,
вынесение некоторой самооценки – как
следствие – возникновение чувства удовлетворения
или же неудовлетворения собой. «Зеркало»
в котором человек видит самого себя и
с помощью которого он начинает относиться
к себе как к человеку, то есть вырабатывает
формы самосознания, - общество других
людей. Самосознание рождается не в результате
внутренних потребностей изолированного
сознания, а в процессе коллективной практической
деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.
3. Предметность
и рефлексивность самосознания
Самосознание существует не только в различных формах и на разных уровнях, но и в разной степени проявленности и развернутости. Когда человек воспринимает какую-то группу предметов, то с этим необходимо связано осознание «схемы тела», места, которое занимает его тело в системе других предметов и их пространственных и временных характеристик, осознания отличия сознания этого человека от воспринимаемых им предметов и т.д. Однако все эти факты сознания находятся в данном случае не в его «фокусе», а как бы на его «периферии». Непосредственно сознание человека нацелено на внешние предметы. Тело человека, его сознание, его познавательный процесс не входят непосредственно в круг предметов его сознательного опыта. Самосознание в этом случае выражается как бы «неявным» образом.
Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины, своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Уровни рефлексии, могут быть весьма разнообразными — от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Важно отметить, что рефлексия – это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а всегда одновременно и переделка самого человека, попытка выйти за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи перестройки системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как «я» с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы «распыленные» моменты своей психической жизни. Человек рефлективно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы «обосновать» себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе навсегда отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.
Не следует, однако, думать, что образ самого себя, который творит человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету – реальному человеку и его сознанию. Между ними может существовать разрыв, возможность которого особенно велика как раз на стадии развернутого явного самосознания в виде рефлексии. Однако этот разрыв может быть и в элементарных формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.
Важно
подчеркнуть, что самосознание не только
возникает в процессе совместной
деятельности и общения с другими
людьми и генетически связано
с отношением к себе с «точки зрения
другого», но и что оно постоянно
проверяется, корректируется, исправляется
и развивается в ходе включения человека
в систему межчеловеческих отношений.
IV. Заключение
Сознание
– это высшая форма отражения
мира, свойственная только человеку. Оно
связано с членораздельной
Итак, сознание выступает как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управление этими взаимоотношениями.
Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание— это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.
Самосознание возникло не в
качестве духовного зеркала
Феномен самосознания, который кажется чем-то очень простым и очевидным, в действительности оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в процессе включения человека в систему коллективной практической деятельности и меж человеческих отношений.
Несмотря
на огромные усилия, затраченные философией
и другими науками, проблема человеческого
сознания (индивидуального и
Список
используемой литературы: