Сознание и его изменение под влиянием алкоголя и наркотиков

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2010 в 16:25, реферат

Описание работы

Цель моего реферата: выявить как изменяется сознание под влиянием алкоголя и наркотиков.
Для достижения поставленной цели мне предстояло решить ряд следующих задач:
1. Найти и проанализировать литературу по данной теме
2.Рассмотреть понятие « сознание» и определить его основные характеристики

Содержание

Введение.................................................................................................3
Глава I. Что такое сознание?..................................................................
Глава II. Влияние алкоголя и наркотиков на сознание.....................
Заключение............................................................................................

Работа содержит 1 файл

сознание и наркота.doc

— 58.00 Кб (Скачать)

    Федеральное агентство по образованию 

    ГОУ ВПО 

    УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 

    Кафедра  

                  управления персоналом 

    Реферат 
 
 

    по  дисциплине "Психология и педагогика" 

    на  тему: «Сознание и его изменение под влиянием алкоголя и наркотиков» 
 
 
 
 

                Студент: Неволин Е. С. 

                Группа: МОГ-07 

                Преподаватель: Тимофеев С.В. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

    Екатеринбург

    2010 
 

    Содержание 

    Введение.................................................................................................3 

    Глава I. Что такое сознание?.................................................................. 

    Глава II. Влияние алкоголя и наркотиков на сознание..................... 

    Заключение............................................................................................ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    .Самая большая загадка на свете, над которой веками бьются лучшие умы человечества, это загадка сознания. Казалось бы, сознание- вещь наиболее нам близкая, потому что им обладает каждый, но нередко именно самое близкое обнаруживает себя как непонятое. Обратившись внутрь сознания, мы сразу попадаем в какое- то другое измерение действительности, на которое обычно совсем не обращаем внимания, чисто практически пользуясь его проявлениями и плодами. С того момента в раннем детстве, когда в нас пробуждается сознание, мы смотрим на мир только сквозь него как через хорошо промытое стекло и не замечаем его так же как воздух, которым дышим. Внимание к сознанию возникает лишь в тех случаях, когда что- то на нашем “внутреннем стекле” начинает нам мешать и беспокоить, возникают царапины из сомнений, неясностей, неуправляемых чувств.

    Есть  много способов, способных изменить сознание. Одними из таких способов является употребление алкоголя или  наркотиков. 

Цель моего  реферата: выявить как изменяется сознание под влиянием алкоголя и наркотиков.

Для достижения поставленной цели мне предстояло решить ряд следующих задач:

            1.  Найти и проанализировать литературу по данной теме

    2.Рассмотреть  понятие « сознание» и определить  его основные характеристики  

    Для написания данного реферата я воспользовался интернет ресурсами http://alkovred.ru , и такими книгами как А. В. Россохин «Личность в измененных состояниях сознания», Н. А. Сирота «Профилактика наркомании и алкоголизма». 
 
 

    Глава I. Характеристика понятия «сознание».

 Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека - высший уровень отражения психического и саморегуляции; обычно считается присущим только человеку как существу общественно-историческому. Характерно тем, что в качестве опосредующего, промежуточного фактора выступают элементы общественно-исторической практики, позволяющие строить объективные (общепринятые) картины мира.

Эмпирически выступает  как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность - мозаика состояний, играющая более или менее значительную роль как во внешнем, так и во внутреннем равновесии индивида.

Психология изучает  происхождение, структуру и функционирование сознания индивида. Сознание характеризуется:

1) активностью;

2) интенциональностью, т.е. направленностью на предмет:  сознание всегда - сознание чего-либо;

3) способностью  к рефлексии, самонаблюдению - осознание  самого сознания;

4) мотивационно-ценностным  характером;

5) различной  степенью (уровнями) ясности.

Сознание любого индивида уникально, но не произвольно - оно обусловлено внешними по отношению  к сознанию факторами, прежде всего - структурами системы социальной, где существует индивид, и всегда носит общественно-исторический характер.

Изучение сознания сталкивается с двумя основными  трудностями.

Первая трудность  состоит в том, что все психологические  явления предстают перед индивидом  постольку, поскольку они осознаются - в том числе бессознательное, кое осознается либо в результате специальной процедуры "доведения до сознания", либо косвенно - в виде искажений сознания. По данным самонаблюдения, сознание лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря ему перед индивидом предстают, с некоей степенью ясности, различные явления, составляющие содержание конкретных функций психологических. Поэтому сознание рассматривалось:

1) либо как  общее "бескачественное" условие  существования психики и обозначалось метафорически - "свет сознания", "поле сознания" и прочее; в этом случае о конкретном или экспериментальном изучении сознания не могло быть и речи;

2) либо отождествлялось  с некоей функцией психической,  чаще всего - со вниманием или мышлением; в этом случае изучение сознания подменялось изучением соответственной функции. Все это порождало мнение, что сознание для психологии научной - фикция.

Вторая трудность  вытекает из первой; сознание, как и  отдельные функции психические, не локализуется во внешнем пространстве; но, в отличие от функций психических, сознание - из-за его "бескачественности" - не удается "расчленить" и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик сознания, по которым оно могло бы изучаться известными методами.

Согласно З. Фрейду, сознание - одна из трех систем психики, включающая в себя лишь то, что осознается в каждый данный момент времени. Основная роль сознания - роль органа чувств для  восприятия психических качеств, преимущественно - для восприятия внешних раздражений, а также чувств удовольствия и неудовольствия, могущих проистекать лишь изнутри психики.

В психоаналитическом понимании сознание - лишь качество, кое может присоединиться или  нет к отдельному душевному акту и кое никогда ничего не изменяет в нем, если не наступает. Большинство сознательных процессов сознательны лишь кратковременно, и процесс возбуждения не оставляет в сознании, как во всех других психических системах, длительного изменения его элементов. Психоанализ не считает сознание сущностью психического и трактует его как прежде всего чисто описательный термин. 
 
 
 
 
 
 

           
 
 
 
 
 

            Глава II.  Влияние алкоголя и наркотиков на сознание. 

      Измененные состояния сознания — это то, с чем каждый человек сталкивается своей жизни. Одни такие состояния очень кратковременны и могут быть незаметны для человека, как, например, рассеянность внимания, потеря ясности восприятия окружающего мира, другие, такие как сон, изменения сознания под действием психоактивных веществ, более очевидны и заметно отличаются от привычного состояния человека.  На современном этапе развития науки измененные состояния сознания понимаются как способ приспособления сознания к изменению внешних и внутренних условий По определению А. Людвига — психолога, ставшего уже классиком в разработке данной проблемы, — измененные состояния сознания было бы корректно понимать как качественный сдвиг в характере психологического функционирования.

      Употребление  алкоголя  или  наркотиков   вызывает   изменение  состояния сознания человека.  Потребность  в  изменении  обычного  уровня  своего сознания проявляется очень рано, еще в детстве. Недаром в детстве нам  так  нравятся игры, от которых  нарушается  координация  движений,  изменяется  восприятие.  Всем  известно,  как  дети  любят  качели,  карусели,  часто  катаются на них до головокружения, а иногда и  тошноты.  Вероятно,  этому  аналогичен и механизм «рефлекса сосредоточения» у грудного ребенка, когда  он сосет соску-пустышку.  Возникающее  состояние  оглушенности  отвлекает ребенка от состояния физического дискомфорта и внешних раздражителей.  Нравится также малышу и состояние свободного  падения,  когда взрослый  подбрасывает его в воздух и подхватывает на лету.  

              Дети постарше сами стараются  найти  возможность  испытать  эти  необычные ощущения. Они «летят» с крыши сарая;  слегка  придерживаясь  за  перила, перепрыгивают через 5—6 ступенек и т. д. Желая изменить состояние  сознания, дети надавливают на  глазные яблоки, сонные артерии, на область  солнечного  сплетения.  Этой  же  цели  служат   и   некоторые   элементы  гипнотических приемов: «магический» взгляд, игра  в  «гляделки»,  игра  в  «Замри!», неожиданное «испугивание» и др.  

    Желание выйти из рамок привычного, обыденного,  «примерить»  на  себя роль другого человека, то  есть  прожить как бы  еще одну  жизнь,  глубоко заложено в каждом из  нас.

    Современный человек  зачастую  лишен  возможности  приобщаться  к  действам, символизирующим  изменение его личности.  Однако  такой  процесс  необходим,    поскольку    является    одним    из    условий    развития  стрессоустойчивости  психики.  Если  человек  умеет  выходить  за   рамки  привычных представлений, он сможет найти  выход  из  ситуаций,  требующих  трансформации личности: переоценка ценностей,  новая  оценка  собственной  личности,  своих  возможностей  и  способностей,  перестройка  отношений,  мотивов поведения и т. д. Иными словами,  желание  испытывать  измененное  состояние  сознания  (в  детстве),  а  затем  периодические   метаморфозы  личности, чтобы «примерить» на себя роль  другого  человека,  его  жизнь,  чувства, детерминировано необходимостью своего рода  тренировки  психики,  ее закаливания, подготовки к возможным психотравмирующим ситуациям.

    При нормальном процессе социализации такая  «тренировка»  психики  осуществляется в ходе развития способности  к  эмпатии  —  сопереживанию,  действенному сочувствию другим людям.  Когда  взрослые  приучают  ребенка  считаться с другими людьми, понимать  человека,  воспринимать  его  боль,  радости и горести как свои, вплоть до альтруизма и самопожертвования,  и сами проявляют к нему такое же отношение, тогда формирующийся жизненный опыт ребенка дает  основу  хорошей адаптивности  его психики.  Большое значение имеет также приобщение  к  миру  культуры:   книги,  спектакли,  кинофильмы переносят человека в  другой мир,  отрывают  от  круга  личных  забот, заставляют изменить «личину», отождествляя себя  с  кем-  либо  из  действующих  лиц.  Еще  большими  возможностями  обладает  музыка.  Здесь  достигается эффект  деперсонализации, когда человек как бы отключается от  окружающей реальности, полностью отдаваясь  звукам, переживая те эмоции и  чувства, что были  заложены композитором. Слушая музыку, человек  выходит  за рамки обыденного, он чувствует себя вне  времени и пространства. Перед  мысленным взором  мелькают картины пережитого: радостного, забавного  или  грустного, тревожного, страшного, гневного — в  зависимости от  характера  музыки, возникают реальные и  фантастические  образы,  человек  чувствует  себя   причастным  к  чему-то  великому  и  прекрасному.  Это    вызывает  экстатическое состояние, восторг, счастье,  умиротворение.            Естественно,   что   перечисленные   выше   эффекты   восприятия  литературы,  искусства,  музыки  возникают  в  том   случае,   если   это  высокохудожественные произведения, мастерски исполненные профессионалами.  Кроме того, слушатель, зритель, читатель также должен  быть  подготовлен,  художественно развит. Только при таких  условиях  возможна  передача  тех  мыслей  и  чувств,  той  работы  души,  которую  вложил  автор   в   свое  произведение. Переживая его (автора) эмоции, вбирая в себя его внутренний  мир, слушатель, читатель, зритель становится выше своих проблем,  ощущает  себя  частицей  мироздания,  у  него  рождается  способность   философски  относиться к жизни, не поддаваясь слепящему действию аффекта, когда взрыв  отрицательных эмоций блокирует деятельность  рассудка  и  толкает  его  к  непродуктивному выходу из психотравмирующей ситуации. 

         

        Историко-культурологические исследования показывают, что свойства  алкоголя и наркотиков были известны  людям  еще  с  древнейших  времен  и  использовались для усиления эффекта изменения сознания при богослужениях.  В литературных источниках, да-тируемых V веком до н. э., есть  упоминание  о том, что скифы сыпали коноплю на раскаленные камни  с  целью  получения  дыма, вызывающего восторженное состояние. Древние племена Средиземноморья  бросали в костер подгнившие гроздья винограда (то есть такие,  в  которых  уже начался процесс брожения) и от запаха сжигаемых  плодов  приходили  в  состояние опьянения. Шаманы использовали наркотические вещества во  время  ритуальных действий. Позже  наркотики  использовали  служители  культа  и  прорицатели, чтобы  вызвать  у  верующих  нарушение  сознания  и  чувство  особого психического подъема во время  богослужений.  В  Древнем  Египте,  Древней Греции и Риме были известны наркотические свойства опийного  мака  и индийской конопли. Однако во  всех  ситуациях  химический  психотропный  эффект  играл  лишь  вспомогательную  роль;  главным  фактором  изменения  сознания были магические ритуалы, маски, символические  действия,  танцы,  заклинания, сильно  воздействующие на психику человека. 

Информация о работе Сознание и его изменение под влиянием алкоголя и наркотиков