Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 16:23, контрольная работа
Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи.
ВВЕДЕНИЕ
Еще древние мыслители искали разгадку тайны феномена сознания. В течение многих веков идут горячие споры вокруг сущности сознания и возможностей его познания. До тех пор, пока не появились определенные исторические условия, а естественные науки еще не достигли соответствующего уровня развития, психические явления рассматривались в рамках философии, с ее абстрактно – логическим объяснением этих явлений. Богословы рассматривали сознание как крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалисты отстаивали мысль о первичности сознания по отношению к материи. Рассматривая сознание как самостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуют сознание как нечто изначальное, ничем не объяснимое, что существует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся в природе, истории и поведении каждого отдельного человека. Материалисты искали общность, единство между явлениями сознания и объективным миром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия и психология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: из признания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира. В те исторические времена, когда феномены внутреннего мира человека воспринимались как неделимое целое, и не было опыта выделения составляющих его элементов и их обозначений, весь внутренний мир обозначался общим словом «душа».По мере накопления опыта наблюдения за фактами душевной жизни и обозначения отдельных феноменов произошло усложнение представлений о душе, утвердился термин «психика». В его понятие входят все феномены внутренней, духовной, душевной жизни, обнаруживающие себя в сознании или поведении человека. Это и само сознание, и бессознательное, которое проявляется в непроизвольно возникающих образах и элементах поведения человека; психические образы, потребности, мотивы, воля, эмоции и сама личность человека.
Сознание и бессознательное в психике человека
Представление о сознании возникло
в философии, является одним из ее основных
понятий и означает высший уровень психической
активности человека как социального
существа. По замечанию Д. Деннетта, человеческое
сознание — одна из последних тайн. Вплоть
до Нового времени сознание отождествляли
с психикой в целом; Р. Декартом оно трактовалось
как созерцание субъектом содержания
собственного внутреннего мира. Такое
понимание обусловило первые (конец XIX
в.) собственно психологические определения
сознания как потока феноменально данных
переживаний и мыслей , а также метод его
изучения — систематическое самонаблюдение
(интроспекцию), направленное на выделение
элементов сознания — ощущений, образов
и аффектов. Представление о бессознательном как
совокупности психических процессов,
операций и состояний, не представленных
в сознании субъекта, в философии было
впервые сформулировано в XVIII в. Г. В. Лейбницем.
В XIX в. бессознательное становится предметом
психологических исследований (И. Ф. Герберт,
Г. Т. Фехнер, В. Вундт). Новый стимул для
его изучения дали работы 3. Фрейда в области
психопатологии в конце XIX в. Согласно
его концепции, бессознательное как психическое
содержание, не присутствующее в сознании,
оказывает на последнее значительное
влияние. Таким образом, к началу XX в. сложилось
представление о двух уровнях психического,
сознательном и бессознательном, а их
изучение получило различное развитие
в отдельных направлениях психологии.
В советской психологии сознание являлось
одним из ключевых понятий. В теории С.
Л. Рубинштейна в становлении сознания
субъекта наряду со взаимодействием с
природной реальностью акцентировалась
роль социального взаимодействия, прежде
всего общения. В теории деятельности
А. Н. Леонтьева порождение, функционирование
и развитие сознания рассматривались
как производные структуры задач и условий
чувственно-предметной деятельности субъекта.
В западной психологической науке с начала
XX в. и на протяжении многих десятилетий
сознание и бессознательное исследовались
в рамках двух различных методологических
подходов, сформулированных В. Дильтеем,
— понимающей и объяснительной психологии.
Парадигмальное разнообразие сохраняется
и в современной психологии. В рамках понимающей
психологии сознание рассматривается
как феноменальная данность, как понимаемая
в переживании внутренняя реальность,
подразделяемая на представления, образы
и волевые действия; их целостность обусловлена
имманентно присущими сознанию и непосредственно
переживаемыми связями между разрозненными
впечатлениями. В современной психологии,
несмотря на разделяемое всеми понимание
феномена сознания, определения типов
сознания расходятся. Так, Э.Тулвинг различает:
-простое осознание внешних раздражителей;
-осознание символических репрезентаций
окружающего;
-осознание себя и личностного опыта,
протяженного во времени.
Г. В. Фартинг предложил различать первичное
сознание—простое перцептивное осознание
внешних и внутренних раздражителей, и
рефлексивное сознание — осмысление собственных
сознательных переживаний. Разнообразие
определений, скорее способствует исследованию
различных аспектов феномена сознания
— как эпифеномена и как интенциональной
и регулирующей действия ментальной структуры.
В рамках понимающей психологии бессознательное
в настоящее время исследуется в психодинамических
теориях личности. Оно трактуется как
скрытые психические структуры — биологически
(3. Фрейд) или социально (Г. Салливан, К.
Хорни) обусловленные мотивы, мотивационные
ожидания (А. Адлер), подавленные воспоминания
и переживания, организованные в комплексы
(К. Юнг). Они являются источником психической
энергии и, будучи зашифрованы для сознания,
обнаруживают себя в поведении и содержании
сновидений в семиотически переозначенной
форме. Соотношение сознания и бессознательного
было впервые рассмотрено Фрейдом, который
ввел представление об уровнях строения
психики; в современной терминологии их
можно описать следующим
образом:
- бессознательное — принципиально недоступное
сознанию содержание, включающее ценностные
установки, ориентации, мотивы и составляющее
энергетическое ядро личности;
- подсознательное — эмоционально нагруженные
воспоминания, которые могут быть осознаны
с помощью техники психоанализа;
- досознательное — содержание, которое
при необходимости может легко стать осознанным,
например подпороговое восприятие и схема
реализации автоматических действий;
- сознание — рефлексивное содержание
сознания, поддающееся произвольной регуляции.
В современной психологической науке
выделяют различные состояния сознания,
дифференцируемые как по характеру феноменальных
переживаний, так и по совокупности поведенческих
и психофизиологических показателей:
- бессознательное состояние — экстремальное
состояние, при котором регистрируются
лишь психовегетативные реакции; проявления
познавательных и эмоциональных процессов
отсутствуют
- сон — состояние, которое предполагает
переживание сновидений, различающихся
степенью связанности: от отдельных образов
до их упорядоченных последовательностей;
допускает подпороговое восприятие и
частичное запоминание содержания сновидений;
-бодрствование — состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания — восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.
Сознание — высший уровень психической активности человека как социального существа.
Бессознательное— совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта.
К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания — гипноз и состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ Сознание в последние десятилетия является предметом исследования когнитивной нейронауки, ставящей целью описание нейрональных механизмов его отдельных проявлений. Такому подходу способствовали разработка новых методов исследования активности мозга — функционального магнитного резонанса и магнитной энцефалографии, — а также привлечение методов нейропсихологического анализа частных случаев. Так, к пониманию нейрофизиологических основ состояний сознания позволило приблизиться изучение так называемых быстрых движений глаз во время сна. Наблюдения за пациентами с комиссуротомией (расщепленным мозгом) привели к представлению, что полушария мозга обеспечивают две независимые системы сознания при ведущей роли левого полушария для процессов познания. Наконец, изучение нейропсихологических феноменов одностороннего игнорирования пространства и «слепого видения», при котором пациенты с поражением задних отделов коры не способны к осознанному восприятию зрительных стимулов, но тем не менее угадывают их локализацию, обнаружили, что осознанное восприятие предполагает интеграцию двух кортикальных путей — дорсального («где») и вентрального («что»), - которая осуществляется префронтальной корой головного мозга. Интенсивно продолжающиеся исследования сознания в рамках нейронауки направлены на изучение механизмов, которые реализуют интегрирование восприятия и поведения в индивидуальную временную перспективу и в модель «Я».
Сознание, идеальная форма, существующая объективно, имеет полифоническое, диалогическое, смысловое строение, включающая в себя не только со-знание, но и аффективно-смысловые образования. Идеальная форма, существующая до и вне отдельного индивида, есть приглашающая сила или движущая сила индивидуального развития. Она усваивается, субъективируется и становится реальной формой психики и сознания индивида. Согласно Выготскому, именно сознание — главное условие и средство овладения собой: осознать — значит в известной мере овладеть, осознание и овладение идут рука об руку.
Как говорил И. Г. Фихте, душа и сознание намечают к созданию новые органы, под последними следует понимать функциональные органы , т. е. те же психические функции. Выготский прекрасно понимал роль понятия предметной деятельности для психологии. Более того, он реинтерпретировал всю совокупность высших психических функций и рассматривал их как органы деятельности, и это функциональное по своей природе объяснение ввело в научный оборот новый значительный ресурс для истолкования целостности психологической реальности.
Возникновение и развитие сознания .
Сознание человека возникло и развивалось
в общественный период его существования,
и история становления сознания не выходит,
вероятно, за рамки тех нескольких десятков
тысяч лет, которые мы относим к истории
человеческого общества. Главным условием
возникновения и развития человеческого
сознания является совместная продуктивная
опосредованная речью орудийная деятельность
людей. Это такая деятельность, которая
требует кооперации, общения и взаимодействия
людей друг с другом. Она предполагает
создание такого продукта, который всеми
участниками совместной деятельности
сознается как цель их сотрудничества.
Индивидуальное сознание на заре истории
человечества возникло, вероятно , в процессе
коллективной деятельности как необходимое
условие ее организации: ведь для того
чтобы вместе людям заниматься каким-либо
делом, каждый из них должен ясно представлять
себе цель их совместной работы. Эта цель
должна быть означена, т.е. определена
и выражена в слове. С самого начала фило-
и онтогенетического возникновения и
развития человеческого сознания его
субъективным носителем становится речь,
которая вначале выступает как средство
общения (сообщения), а затем становится
средством мышления (обобщения).Прежде
чем стать достоянием индивидуального
сознания, слово и связанное с ним содержание
должны получить общее значение для пользующихся
ими людей. Это впервые и происходит в
совместной деятельности. Получив свое
всеобщее значение, слово затем проникает
в индивидуальное сознание и становится
его достоянием в форме значений и смыслов.
Следовательно, вначале появляется коллективное,
а затем индивидуальное сознание, причем
такая последовательность развития характерна
не только для филогенеза, но и для онтогенеза
сознания. Особо важное значение для развития
человеческого сознания имеет продуктивный,
творческий характер человеческой деятельности.
Сознание предполагает осознание человеком
не только внешнего мира, но и самого себя,
своих ощущений, образов, представлений
и чувств. Иного пути осознания этого,
кроме получения возможности «видения»
собственной психологии, опредмеченной
в творениях, для человека нет. Образы,
мысли, представления и чувства людей
материально воплощаются в предметах
их творческого труда и при последующем
восприятии этих предметов именно как
воплотивших в себе психологию их творцов
становятся осознанными. Поэтому творчество
есть путь и средство самопознания и развития
сознания человека через восприятие им
своих собственных творений. В начале
своего развития сознание человека является
направленным на внешний мир. Человек
осознает, что находится вне его, благодаря
тому, что с помощью данных ему от природы
органов чувств видит, воспринимает этот
мир как отделенный от него и существующий
независимо от него. Позднее появляется
рефлексивная способность, т.е. осознание
того, что сам человек для себя может и
должен стать объектом познания. Такова
последовательность стадий развития сознания
в фило- и онтогенезе. Данное первое направление
в развитии сознания можно обозначить
как рефлексивное. Второе направление
связано с развитием мышления и постепенным
соединением мысли со словом. Мышление
человека, развиваясь, все больше проникает
в суть вещей. Параллельно с этим развивается
язык, используемый для обозначения добываемых
знаний. Слова языка наполняются все более
глубоким смыслом и, наконец, когда развитие
получают науки, превращаются в понятия.
Слово-понятие и есть единица сознания,
а направление, в русле которого оно возникает,
можно обозначить как понятийное. Каждая
новая историческая эпоха своеобразно
отражается в сознании ее современников,
и с изменением исторических условий существования
людей меняется их сознание..
Сознание не является единственным уровнем,
на котором представлены психические
процессы, свойства и состояния человека,
и далеко не все, что воспринимается и
управляет поведением человека, актуально
осознается им. Кроме сознания, у человека
есть и бессознательное. Это — те явления,
процессы, свойства и состояния, которые
по своему действию на поведение похожи
на осознаваемые психические, но актуально
человеком не рефлек-сируются, т.е. не осознаются.
Их по традиции, связанной с сознательными
процессами, также называют психическими.
Бессознательное начало так или иначе
представлено практически во всех психических
процессах, свойствах и состояниях человека.
Есть бессознательные ощущения, к которым
относятся ощущения равновесия, проприоцептивные
(мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые
зрительные и слуховые ощущения, которые
вызывают непроизвольные рефлексивные
реакции в зрительной и слуховой центральных
системах. Неосознаваемые образы восприятия
существуют и проявляются в феноменах,
связанных с узнаванием ранее виденного,
в чувстве знакомости, которое иногда
возникает у человека при восприятии какого-либо
объекта, предмета, ситуации.
Бессознательная память — это
та память, которая связана с долговременной
и генетической памятью. Это та память,
которая управляет мышлением, воображением,
вниманием, определяя содержание мыслей
человека в данный момент времени, его
образы, объекты, на которые направлено
внимание. Бессознательное мышление особенно
отчетливо выступает в процессе решения
человеком творческих задач, а бессознательная
речь — это внутренняя речь.
Есть и бессознательная мотивация, влияющая
на направленность и характер поступков,
многое другое, не осознаваемое человеком
в психических процессах, свойствах и
состояниях. Но главный интерес для психологии
представляют так называемые личностные
проявления бессознательного, в которых,
помимо желания, сознания и воли человека,
он проявляется в своих наиболее глубоких
чертах. Большой вклад в разработку проблематики
личностного бессознательного внес З.Фрейд.
Бессознательное в личности человека
— это те качества, интересы, потребности
и т.п., которые человек не осознает у себя,
но которые ему присущи и проявляются
в разнообразных непроизвольных реакциях,
действиях, психических явлениях. Одна
из групп
таких явлений — ошибочные действия: оговорки,
описки, ошибки при написании или слушании
слов. В основе второй группы бессознательных
явлений лежит непроизвольное забывание имен,
обещаний, намерений, предметов, событий
и другого, что прямо или косвенно связано
для человека с неприятными переживаниями.
Третья группа бессознательных явлений
личностного характера относится к разряду
представлений и связана с восприятием,
памятью и воображением: сновидения, грезы,
мечты. Оговорки представляют собой бессознательно
детерминированные артикуляционные речевые
действия, связанные с искажением звуковой
основы и смысла произносимых слов. Такие
искажения, особенно их смысловой характер,
неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них
проявляются скрытые от сознания личности
мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают
из столкновения бессознательных намерений
человека, других его побуждений с сознательно
поставленной целью поведения, которая
находится в противоречии со скрытым мотивом.
Когда подсознательное побеждает сознательное,
то возникает оговорка. Таков психологический
механизм, лежащий в основе всех ошибочных
действий: они «возникают благодаря взаимодействию,
а лучше сказать, противодействию двух
различных намерений».Забывание имен
представляет собой другой пример бессознательного.
Оно связано с какими-то неприятными чувствами
забывающего по отношению к человеку,
который носит забытое имя, или к событиям,
ассоциируемым с этим именем. Такое забывание
обычно происходит против воли говорящего,
и данная ситуация характерна для большинства
случаев забывания имен. Особую категорию
бессознательного составляют сновидения.
Содержание сновидений, по Фрейду, связано
с бессознательными желаниями, чувствами,
намерениями человека, его неудовлетворенными
или не вполне удовлетворенными важными
жизненными потребностями. Явное, осознаваемое
содержание сновидения не всегда, за исключением
двух случаев, соответствует скрытым,
бессознательным намерениям и целям того
человека, кому это сновидение принадлежит.
Эти два случая — детские сновидения дошкольников
и инфантильные сновидения взрослых людей,
возникшие под влиянием непосредственно
предшествующих сну эмоциогенных событий
прошедшего дня.Подсознательные мысли,
по Фрейду, превращаются в сновидениях
в зрительные образы, так что в них мы имеем
дело с примером бессознательного образного
мышления. Бессознательные явления вместе
с предсознательными управляют поведением,
хотя функциональная роль их различна.
Сознание управляет самыми сложными формами
поведения, требующими постоянного внимания
и сознательного контроля, и включается
в действие в следующих случаях: